Что происходит в Сирии

Логика боевых действий в Сирии говорит о том, что дни «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) сочтены. Его уничтожение приведёт к перекройке карты страны. Уже сейчас вырисовываются зоны влияния основных участников конфликта, а после разгрома террористов они могут окончательно утвердиться. Правда, аналитики не исключают, что роль ИГ начнут играть другие группировки. RT разбирался в диспозиции противоборствующих сторон.

Очаги сопротивления

На сегодняшний день «Исламское государство» контролирует три крупных населённых пункта: Ракку, Дейр эз-Зор, где исламистами заблокированы правительственные силы, и важный в стратегическом плане город Табка. «Табка — это город, в котором находится самая большая гидроэлектростанция Сирии на Евфрате, — прокомментировал ситуацию в интервью RT директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров. — Отряды самообороны в составе сил Демократического союза взяли аэропорт Табки и продолжают штурм города. Если они его возьмут, то две крупнейшие гидроэлектростанции (и Табка, и Тишин) будут под контролем Демократического союза — тех, кого мы называем сирийскими курдами».

Также ИГ контролирует менее значимые территории. Например, отдельные районы в окрестностях Пальмиры с месторождениями нефти и газа. Боевые действия с участием боевиков ИГ ведутся в провинции Хомс и в провинции Алеппо — в районе западного берега реки Евфрат.

По мнению Багдасарова, как только падёт Ракка, Табка и будет деблокирован Дейр эз-Зор, ИГ распадётся на мелкие группировки, разбросанные по сирийской пустыне, которые будут проводить только разведывательно-диверсионные операции.

«Дни ИГ сочтены, — заявил в беседе с RT начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооружённых сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов. — У них просто банально не хватает боеприпасов. Это накладывает отпечаток на их деятельность».

Курдский вопрос

Правительственные силы контролируют в основном запад страны — 40-45% территории. Но внутри этих зон существуют анклавы, где до сих пор идут боевые действия.

«Один из таких анклавов — Восточная Гута под Дамаском, — отметил Багдасаров. — Оттуда боевики уже два раза атаковали Дамаск».

Продвижение войск Асада на восток маловероятно, полагают эксперты. Правительственная армия, по словам Мардасова, сейчас очень ослаблена. А следование заявленному некогда Асадом принципу «Отвоюем землю до последнего дюйма» может ещё больше измотать армию и привести Дамаск к самым негативным последствиям.

Но главное — попыткам Асада продвинуться на восток ближе к Ракке мешают курды.

«Курды перерезали им (войскам Асада. — RT) дорогу к Ракке, — пояснил Багдасаров. — Договорённостей между ними пока нет. Вся проблема в Асаде. Если бы он сказал, что даёт курдам полноценную автономию, всё было бы по-другому. Американцы этим пользуются и используют курдов по полной программе».

Сейчас подразделения Свободной сирийской армии и курдов при поддержке американского спецназа окружают Ракку. Также у этих сил есть все шансы разблокировать Дейр эз-Зор, где идут ожесточённые бои между боевиками и гарнизоном правительственных сил. А это, как считает Мардасов, даст в дальнейшем возможность курдам диктовать свои условия в переговорах с Дамаском.

Курды сейчас контролируют северо-восток страны — до 70% границы с Турцией.

«Они контролируют почти всю бывшую часть Евфратской долины со всеми вытекающими последствиями: вода Евфрата, гидроэлектростанции, сельскохозяйственные угодья и ещё целый ряд месторождений нефти и газа», — сказал Багдасаров.

Есть своя значимая зона влияния в Сирии и у турок — это Азаза и Джераблус.

Противостояние Турции и курдов в перспективе может выйти на первый план, считает Багдасаров. Эрдоган будет всеми силами стремиться ликвидировать созданный курдами федеративный округ на севере Сирии.

«Исламское государство» 2.0

По мнению аналитиков, после разгрома ИГ его место займут группировки, которые сейчас находятся в Идлибе. Это в первую очередь «Джабхат ан-Нусра» (также запрещена в России) и другие террористические организации.

«Группировки в Идлибе выходят на первый план. Там создаётся ИГ 2.0 под эгидой «Джабхат ан-Нусры» — «Организация освобождения Леванта». Туда войдут все те, кого мы выпустили из восточного Алеппо. К ним присоединятся и разбитые боевики ИГ», — добавляет Багдасаров.

Таким образом, Идлиб, где сосредоточены до 50 тыс. боевиков и около 2 млн мирных жителей, может стать новым рассадником терроризма. А «Организация освобождения Леванта» в таком случае продолжит дело по свержению Асада.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.