Экономическая интеграция России и Белоруссии без соплей

Дорогие друзья, добрый день, сейчас будет длинно и с фактурой, поэтому если вы подписались на нас ради мемов и видео с дерущимися неграми – закрывайте текст и возвращайтесь к прямым рабочим обязанностям, а мы с остальными пока погнали.

Как вы знаете, усатому белорусскому генератору случайных политических заявлений по имени Аляксандр некоторое время назад сменили прошивку – и теперь он снова выдаёт вполне разумные вещи про информационную и политическую агрессию против РБ со стороны Европы. И сегодня даже пообещал сохранить «общее Отечество от Бреста до Владивостока». Конечно же, совместными усилиями с Владимиром Путиным, потому как другого политика, которому можно доверять, в Белоруссии сегодня попросту нет, включая, кстати, и самого Аляксандра, который тот ещё картофельный флюгер.

Тем не менее. После приятных российскому слуху заявлений экспертное сообщество уже успело намокнуть мечтами о скорой полномасштабной интеграции двух экономик в рамках реанимируемого Союзного Государства. И тут мы такие – хоба!

Сейчас снова будем учить вас плохому.

Вообще, дорогие друзья, если бы интегрировать Белоруссию в РФ было просто и приятно, мы бы уже давно гуляли в обнимочку. В действительности вопрос интеграции – очень проблемный, многоуровневый.

Но давайте упростим. Давайте не будем сейчас подробно останавливаться на политическом переподчинении, потенциальной свадьбе российского и белорусского силовых блоков и новом территориальном делении. Возьмём лишь наиболее очевидные экономические аспекты.

Например, обрабатывающую промышленность, которая составляет около 25% ВВП Белоруссии. Красивая жизнь белорусской обрабатывающей промышленности описывается следующей схемой:

  • Делай раз – получаем от России косвенное субсидирование за счет низких цен на сырьё и таможенных послаблений;
  • Делай два – снижаем себестоимость промышленной продукции за счет дешевого сырья и прямых субсидий из бюджета (13%);
  • Делай три – конкурируем за счет низкой цены (и выбивания контрактов в нашей оборонке, например) с российской промышленностью на российском же рынке;
  • Делай четыре – собираем налоги на внешнеэкономическую деятельность и проводим очередной шабаш переговоров с песнями и плясками по цене на энергоносители и экспортные пошлины на нефть с Россией.

Круг замкнулся.

Так вот, если из этой схеме изъять Батьку, который усами ежегодно выторговывает преференции для белорусской отрасли, то эти 25% ВВП сразу попадают в неслабый кризис ввиду нежизнеспособности в условиях реальной рыночной конкуренции. Зарплаты у белорусов, разумеется, никто не отнимет – самоубийц у нас нет – но придётся финансово поддерживать на плаву, например, деревообработку и металлообработку, и искать под них новых заказчиков как на внутреннем (а он занят), так и на внешних рынках.

Едем дальше. Сельское хозяйство – примерно 7% белорусской экономики. Если вы думаете, что белорусская агропромышленная продукция расходится по всей России по причине своего удивительного качества и уникальных навыков белорусских аграриев, вынуждены вас огорчить. В первую очередь это происходит благодаря жёстко лоббируемому на уровне Евразийского Союза доступу к рынку, и всё тем же самым пресловутым субсидиям из бюджета. Для понимания масштаба – на прямую поддержку конкурентоспособности белорусского сельского хозяйства на Российском рынке (а другого почти нет) уезжает примерно 2% бюджета страны. Справедливости ради, обменять 2% бюджета на 7% ВВП – это довольно выгодно. Но что делать с белорусским агропромом России, которая за последние 5-6 лет продовольственно импортозаместилась и сама является крупным экспортёром аграрной продукции – вопрос.

Далее транспорт – около 5% ВВП РБ. Угадайте, дорогие друзья, какая из отраслей транспорта является в Белоруссии наиболее прибыльной? Конечно же, логистика между Россией и Евросоюзом. Здесь белорусские перевозчики конкурируют (кто бы мог подумать) с нашими за счёт того, что пониженными таможенными ставками пустили к себе европейскую автомобильную промышленность. Это преимущество перед нашими перевозчиками белорусы при вступлении сразу же потеряют, так как наши неслабые ввозные пошлины на тягачи защищают интересы КАМАЗа (за счет интересов перевозчиков), а на европейские экологические нормы у нас и вовсе клали нарезной болт. А ещё у наших дорогих соседей нашего Платона пока что, например, нет, но да, обязательно сразу же появится, и это тоже потащит себестоимость перевозок вверх.

Видим, вы уже засыпаете, дорогие друзья, тогда вот вам формулировочка попроще и в лоб: в случае быстрого вступления РБ в Россию местная лубочная экономика с её сравнительно некрупными производителями, во-​первых, лишится российского финансового допинга, а, во-​вторых, получит крутого конкурента в лице российского бизнеса. От быстрой и энергичной интеграции соседняя страна, вполне вероятно, испытает мощный экономический шок, после чего отправится в кому, как Овальный после омского чая.

Теперь к частностям.

Очень хочется отдельно остановиться на столпах белорусской экономики – крупнейших предприятиях. Их не так много: два НПЗ (Мозырский и Новополоцкий), Беларуськалий, БМЗ, Гродно-​Азот и дальше россыпь машиностроения – МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Гомсельмаш и прочий МЗКТ, которые уже сильно меньше.

Практически все эти предприятия (кроме половины МНПЗ в руках нашей Славнефти) находятся в государственной собственности. А на примере Крыма мы знаем, что происходит с государственными предприятиями при присоединении к России нового субъекта. Они становятся региональной собственностью, в особых стратегических случаях – сразу федеральной.

Представим, что снова произошло чудо, и все крупные предприятия на первом этапе избежали участи стать федеральной собственностью и влиться в Роснефть, Ростех и прочие разные Интер РАО с Россетями.

Начнём с того, что крупнейшие предприятия расположены в разных областях. Металлургия и машиностроение – Гомельская и Минская области, НПЗ – Витебская и Гомельская, удобрения – Минская и Гродненская, а Брестская и Могилёвская области и вовсе без крупной промышленности. А значит каждый региональный собственник по отдельности будет слабее консолидированного собственника всей белорусской промышленности, который есть сейчас.

А дальше в свои права вступает его величество рынок (с государственным вмешательством, куда без него). Без субсидий и батькиных истерик машиностроительные предприятия резко прыгают в убытки, после чего их разбирают за долги. Беларуськалий в приказном порядке возрождает эпический картель с Уралкалием (кто контролирует 40% мирового калийного рынка, детка?), Гродно-​Азоту гарантированы интересные отношения с нашим Фосагро, а НПЗ разбирают крупнейшие поставщики нефти по хорошей цене, потому что своей нефти у них нет, а значит, отказавшиеся продавать просто окажутся банкротами. И полученные от продажи деньги уйдут в региональные бюджеты – покрывать дефицит от необходимости исполнения социальных обязательств.

Внимание – вопрос: кто-​нибудь может придумать, что в этом сценарии получают уважаемые люди, которые контролируют эти объекты сейчас от имени белорусского государства? Почёт? Уважение? Благодарность руководства и орден? Нам вот предварительно кажется, что дай бог бонусы годовые получат, если нормальные трудовые договоры оформить успеют. И всё это в благодарность за “годы тяжкого труда на благо народа”. Ну вы поняли.

Итого получаем ещё один важнейший фактор – при сохранении государственной собственности на промышленные предприятия белорусская элита от объединения с Россией получает от мёртвого осла уши, просто теряя контроль над крупнейшими предприятиями и финансовыми потоками.

И это, дорогие друзья, на наш взгляд главная проблема, до сих пор мешающая полноценной экономической интеграции между РФ и РБ.

По правилам рынка более крупная российская экономика будет интегрировать по своим лекалам более мелкую белорусскую (не наоборот же). С точки зрения рядовых труженников и мелких предпринимателей это даже неплохо – они потенциально получают выходы на крупнейший европейский потребительский рынок, на котором смогут конкурировать, подогнав продукцию под российские стандарты.

А вот “эффективным управленцам” белорусских госкомпаний, именно самой верхушке, придётся сдавать ярлычки на местное княжение и быть в новых реалиях просто одними из. Потому что настоящих (а не дотационных) конкурентных преимуществ у белорусского госбизнеса на общем рынке сегодня нет и в обозримом будущем не предвидится.

Если не брать в расчёт политическую верхушку, то именно крепкие белорусские госхозяйственники сегодня наиболее заинтересованы в торможении интеграционных экономических процессов.

Из чего мы сейчас сделаем необычный вывод, дорогие друзья.

В случае с РБ постепенная и наименее болезненная экономическая интеграции с Россией возможна только после планомерной приватизации крупных национальных производств в Белоруссии, которые затем отдельно и с учётом экономических реалий могли бы обсуждать с российской стороной встраивание в единые производственные цепочки. Разумеется, под строгим контролем Москвы и Минска, чтобы ни шагу вправо или влево.

В формате слияния или поглощения оно будет происходить – это уже кто как договорится, дорогие друзья, потенциальных покупателей на российском рынке тоже будет, надо понимать, немало. Но выделять дополнительные финансовые средства в достаточное суровое для мировой экономики время на поддержание соседской управленческой бутафории в первозданном (и по всем экономическим показателям неэффективном) виде – возможности сегодня нет.

Как-​то так. Мяу.

Материал: https://t.me/orda_mordora
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

7 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Базилевс
Базилевс
для  Proper
3 лет назад

Дайте два!
И на хохлов абонемент – тоже продлеваем!

Ядрен Батон
Ядрен Батон
для  Proper
3 лет назад

У меня сосед рядом,70 лет ему,на палочках,костылях еле ходит уже лет 12 ,перепил всех своих ровесников,уже поколение алкашей меньше его лет на двадцать перепил,они уже тоже умерли,а ему хоть бы хны,носят ему водку сейчас 30-40 летние с ним водку пьют,бутылка самогона стоит сейчас 25 грн.за пол-литра, сигареты гривен 25 ну примерно столько,хлеб 14 гривен за 800 граммовую белую буханку, помидоры сейчас стоят 15- 25 грн. на рынке,огурцы по 14-25 грн.,проезд в маршрутке и автобусе по городу 5 грн,сахар 14 грн. за килограмм.,арбузы 4 грн. кг.,перец сладкий 20-25, баклажаны 10-12 грн.за килограмм, подсолнечное масло 25 грн за 1 литр, жаренное из местных маслобойни.,ну примерно так.

Людмила Иванова
Людмила Иванова
3 лет назад

Платон в Бульбах местный есть, БелТолл называется.

Hmm4
Hmm4
3 лет назад

Ужас-ужас.
Только вот чем эти проблемы отличаются от проблем любого областного центра России? Регионы получают косвенное субсидирование? – Бывает. Сельское хозяйство дотируется? – Конечно. Защищают рынок для Камаза? – Ну так будут защищать для Маза. Эффективные менеджеры гребут в карман? – В России что, другие эффективные менеджеры? – Как гребли, так и будут.
… надуманные какие-то проблемы…

Ilya68
Ilya68
для  Hmm4
3 лет назад

“Только вот чем эти проблемы отличаются от проблем любого областного центра России?” – если коротко, то всем. Если хотите предметно – то вот вам автор, он хорошо описывает реалии беларусской жизни
https://ladik2005.livejournal.com

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.