Не плачьте по “Ангаре”

В раз­ра­бот­ку ра­кеты-но­сите­ля “Ан­га­ра” и в стро­итель­ство кос­модро­ма Вос­точный Рос­сия вло­жила не­мало. За пос­ледние го­ды в СМИ не раз вспо­мина­ли об этих про­ек­тах, то в гром­ких обе­щани­ях, то в по­бед­ных ре­ляци­ях, то в кон­тек­сте скан­да­лов. К со­жале­нию, но­вос­тей о ре­аль­ных дос­ти­жени­ях бы­ло зна­читель­но мень­ше чем бра­вур­ной и ра­зоб­ла­читель­ной шу­михи. Од­на “Ан­га­ра” осу­щес­тви­ла ор­би­таль­ный за­пуск два с по­лови­ной го­да на­зад, один “Со­юз” сле­тал с Вос­точно­го год на­зад. И всё. Све­жая но­вость: по­хоже, “Ан­га­ре” не до­верят да­же но­вый пи­лоти­ру­емый ко­рабль “Фе­дера­ция”, ко­торый, по сов­сем не­дав­ним пла­нам, го­товил­ся ле­теть на ней к Лу­не.

Да­же да­лекий от кос­мо­нав­ти­ки че­ловек по­нима­ет, что ра­кета дол­жна ле­тать, а кос­модром пус­кать. Ес­ли не про­ис­хо­дит то­го и дру­гого, то де­ло не­лад­но.

Эту вос­точно-ан­гар­скую те­му на­до рас­смат­ри­вать в ком­плек­се, пос­коль­ку они сей­час тес­но свя­заны, хо­тя на­чина­лись как со­вер­шенно са­мос­то­ятель­ные про­ек­ты. Важ­но по­нимать, что се­год­няшняя си­ту­ация ста­ла следс­тви­ем неп­ред­ска­зу­емо­го раз­ви­тия со­бытий за пос­ледние 20 лет, на ко­торые ре­аги­ровал Рос­космос. И не за­быва­ем, что Рос­космос — это не че­ловек, а слож­ная эво­люци­они­ру­ющая струк­ту­ра, что прак­ти­чес­ки ник­то из при­нимав­ших ре­шение о раз­ра­бот­ке “Ан­га­ры” или стро­итель­стве Вос­точно­го не за­нима­ет сей­час тех пос­тов и не вли­яет на се­год­няшние ре­шения.

Сна­чала “Ангару” го­тови­ли на стар­то­вый стол “Зе­нита”, ко­торый уже был на Бай­ко­нуре и Пле­сец­ке. За­тем ста­ли про­ек­ти­ровать свой. К бо­ковым ус­ко­рите­лям прис­тра­ива­ли крылья для при­дания мно­гора­зовос­ти, еще ког­да Илон Маск учил­ся дол­ла­ры по элек­трон­ной поч­те по­сылать. Её кон­цепция уни­вер­саль­ных ра­кет­ных мо­дулей — пер­спек­тивная те­ма, сни­жа­ющая сто­имость про­из­водс­тва, впос­ледс­твии бы­ла ре­али­зова­на мо­лодым аме­рикан­ским стар­та­пом SpaceX. Во­об­ще ис­то­рия “Ан­га­ры” — это при­мер то­го, что мо­жет по­лучить­ся, ес­ли дать раз­ра­бот­чи­кам не­ог­ра­ничен­ный бюд­жет, не­ог­ра­ничен­ные сро­ки и ска­зать “Тво­рите!” И они сот­во­рили ра­кету с уни­вер­саль­ны­ми мо­дуля­ми для эко­номии, но тре­мя раз­ны­ми стар­то­выми сто­лами под каж­дую мо­дифи­кацию А3, А5, А7, что под­ни­ма­ет сто­имость все­го ком­плек­са до не­бес.

Единс­твен­ное, что со­путс­тво­вало “Ан­га­ре” на всем ее жиз­ненном пу­ти — это ее бес­по­лез­ность. Как ра­кета, “Ан­га­ра” не нуж­на. И всег­да бы­ла не нуж­на. “Ан­га­ру” ис­поль­зо­вали всег­да для ка­ких-то лю­бых дру­гих це­лей, кро­ме за­пус­ка кос­ми­чес­ких ап­па­ратов. Для нор­маль­ной ра­кет­ной ра­боты про­дол­жа­ли экс­плу­ати­ровать­ся су­щес­тву­ющие ра­кеты: воз­можнос­ти А1 — это “Днепр”, “Ро­кот”, “Со­юз-У”, А3 — это “Со­юз-2” и “Зе­нит”, А5 — “Про­тон”, А7 — наг­ру­зок та­ких нет.

Ком­мерчес­ких пер­спек­тив то­же ни­каких — ра­кета в два ра­за до­роже “Про­тона”.

На­чалась “Ан­га­ра” что­бы соб­рать ко­опе­рацию, т.е. всех про­из­во­дите­лей ком­плек­ту­ющих, пос­ле раз­ва­ла СССР. За­тем что­бы заг­ру­зить ра­ботой конс­трук­то­ров, про­кор­мить их в 90-е, и не ут­ра­тить в прин­ци­пе спо­соб­ности раз­ра­баты­вать ра­кеты. По­пут­но про­рабо­тали вся­кие эк­зо­тичес­кие кры­латые ва­ри­ан­ты, по­тому что мо­жем и де­нег да­ют. К кон­цу ра­боты, ра­кета при­об­ре­ла про­паган­дист­ское зна­чение — рос­сий­ская, эко­логич­ная, своя. В мо­мент стар­та тя­желой мо­дифи­кации “Ан­га­ра А5” обоз­на­чилась но­вая роль, ко­торая, в ко­неч­ном сче­те ста­ла ос­новной, оп­ре­делив се­год­няшнюю судь­бу — по­лити­чес­кая.

Пер­вый ор­би­таль­ный тя­желый пуск “Ан­га­ры” был уни­каль­ным в ис­то­рии рос­сий­ской кос­мо­нав­ти­ки — ее пус­ти­ли на два дня рань­ше наз­на­чен­но­го сро­ка. Пос­ле мно­голет­них пе­рено­сов, но на два дня рань­ше объ­яв­ленной да­ты. Ак­ку­рат в тот день, ког­да Рос­сию с го­сударс­твен­ным ви­зитом по­сетил пре­зидент Ка­зах­ста­на Нур­султан На­зар­ба­ев.

Вос­точный

Ре­ша­ющим фак­то­ром стро­итель­ства Вос­точно­го ста­ло то, что Бай­ко­нур — не наш. К на­чалу 2010-х по­яви­лась ос­но­ва стра­тегии Рос­космо­са — га­ран­ти­рован­ный дос­туп Рос­сий­ской Фе­дера­ции в кос­мос со сво­ей тер­ри­тории.

Сог­ла­шение о Бай­ко­нуре Рос­сия и Ка­зах­стан под­пи­сали в 1994 го­ду. По ус­ло­ви­ям, Рос­сия обя­залась вып­ла­чивать по $115 млн еже­год­но. На мо­мент зак­лю­чения кон­трак­та мо­лодой ка­зах­ской рес­публи­ке эта ком­пенса­ция ка­залась при­ем­ле­мой, но по­том эко­номи­ка стра­ны рос­ла и вклад Бай­ко­нура ка­зал­ся всё нич­тожнее. При этом кос­модром — бес­по­кой­ный со­сед. Пос­то­ян­но с не­ба ва­лят­ся от­ра­ботан­ные пер­вые сту­пени ра­кет. Пе­ри­оди­чес­ки над кос­модро­мом что-то ба­ха­ет, рас­простра­няя по­доз­ри­тель­ные ко­рич­не­вые об­ла­ка. И ка­зах­ская об­щес­твен­ность бес­по­ко­ит­ся пос­ле проч­те­ния в ви­кипе­дии статьи “не­сим­метрич­ный ди­метил­гидра­зин”. По стра­не бро­дят слу­хи ти­па “пос­ле рус­ских пус­ков пор­тится по­года”. В об­щем ос­но­вания по­лучить с кос­модро­ма боль­ше у Ка­зах­ста­на есть. На­давить мож­но зап­ре­том ро­нять сту­пени, зап­ре­том на пус­ки пос­ле ава­рии или прос­то нед­вусмыс­ленны­ми на­мека­ми рас­тор­гнуть до­говор.

Рос­сий­ская кос­мо­нав­ти­ка без Бай­ко­нура на од­ном Пле­сец­ке не уле­тит. Клю­чевые воз­можнос­ти Бай­ко­нура: стар­то­вые сто­лы “Про­тона” и пи­лоти­ру­емые сто­лы “Со­юза”. Но по­ка от “Со­юза” за­висит США на эту ра­кету Ка­зах­стан не ос­ме­ливал­ся по­сяг­нуть, а вот “Про­тон” — как бель­мо:

Ядо­витый — и ни­кого не вол­ну­ют от­че­ты эко­логов, что на при­роду ток­сичное топ­ли­во не вли­яет — не ус­пе­ва­ет до­лететь до зем­ли.
Ком­мерчес­кий — в 90-2000-е “Про­тон” тя­нул от тре­ти до по­лови­ны всей ком­мерчес­кой кос­мо­нав­ти­ки ми­ра, и каж­дый пуск — по день­гам чуть мень­ше чем Ка­зах­стан по­луча­ет в за кос­модром в год.
Во­ен­ный — са­мос­то­ятель­ное дос­ти­жение ге­ос­та­ци­онар­ной ор­би­ты от­кры­ва­ет воз­можность пос­то­ян­но­го ра­ди­оло­каци­он­но­го и оп­ти­чес­ко­го кон­тро­ля тер­ри­тории все­го ми­ра или из­бран­ных ре­ги­онов.

В об­щем, мно­гие бы под­держа­ли Ка­зах­стан в его же­лании поп­ри­жать рос­сий­ский “Про­тон”.

И в этой си­ту­ации Рос­сия взя­лась ре­шать проб­ле­му. Ре­шение мо­жет по­казать­ся спор­ным, клас­си­чес­кое за­лива­ние день­га­ми, но сей­час уже вид­но — ра­бота­ет. Так­ти­ка “кну­та и пря­ника”.

“Кну­том” и ста­ла “Ан­га­ра” с Вос­точным. За­пус­тив тя­желую ра­кету со сво­ей тер­ри­тории и пос­тро­ив даль­не­вос­точный кос­модром Рос­сия да­ла по­нять Ка­зах­ста­ну и ос­таль­но­му ми­ру, что у нее есть свой “лу­на-парк”, и да­вить на “Про­тон” уже не боль­но.

“Пря­ником” стал в 2015 го­ду по­лет единс­твен­но­го ка­зах­ско­го кос­мо­нав­та Ай­ды­на А­им­бе­това, и раз­ви­тие сов­мес­тно­го про­ек­та кос­модро­ма “Бай­те­рек”. Са­мому про­ек­ту уже боль­ше де­сяти лет, но ак­ти­визи­ровал­ся он имен­но пос­ле по­лета “Ан­га­ры” и стар­та с Вос­точно­го, хо­тя ре­ша­ющим фак­то­ром ста­ло вы­год­ный про­ект “Сун­кар”.

Сей­час у “Ан­га­ры” толь­ко од­на пус­ко­вая пло­щад­ка в Пле­сец­ке. Соз­да­на на средс­тва Ми­нобо­роны в це­лях обес­пе­чения дос­ту­па Рос­сии в кос­мос со сво­ей тер­ри­тории. Но Пле­сецк — это са­мый худ­ший кос­модром для пус­ков на ге­ос­та­ци­онар­ную ор­би­ту — слиш­ком мно­го топ­ли­ва ухо­дит на из­ме­нение нак­ло­нения ор­би­ты. На Вос­точном же дол­гое вре­мя пла­ниро­валось воз­ве­дение двух стар­то­вых пло­щадок для “Ан­га­ры А5” — од­на “гру­зовая”, вто­рая — пи­лоти­ру­емая. В та­кой кон­фи­гура­ции и с до­работ­кой до “Ан­га­ры А5В” по­яв­ля­лась воз­можность дву­мя пус­ка­ми дос­та­вить рос­си­ян в “Фе­дера­ции” до око­лолун­ной ор­би­ты. За эту по­тен­ци­аль­ную воз­можность Рос­космос стой­ко дер­жался в мо­мен­ты са­мого жес­тко­го сек­вес­тра кос­ми­чес­ко­го бюд­же­та. Для СМИ пов­то­рялась фор­му­ла об “обес­пе­чении воз­можнос­ти дос­ти­жения Лу­ны до 2030 го­да”.

Хо­телось ве­рить. Все­го па­ру ме­сяцев на­зад, нес­мотря на ха­ос с бра­кован­ны­ми движ­ка­ми, му­сором в топ­ли­воп­ро­водах и хло­пав­ши­ми дверь­ми кос­мо­нав­та­ми, ещё ка­залось ре­аль­ной пер­спек­ти­ва сов­мес­тной экс­плу­ата­ции к кон­цу 20-х го­дов аме­рикан­ской око­лолун­ной стан­ции. Orion и “Фе­дера­ция” прис­ты­кован­ные к стан­ции с ви­дом на Лу­ну. Хо­телось бы та­кое уви­деть…

Но при­шел Мин­фин не­судь­бы — на два сто­ла под “Ан­га­ру” де­нег нет, зна­чит нет по­лета к Лу­не, и нет пи­лоти­ру­емых пус­ков.

Фе­никс/Сун­кар

Со­вет­ская, а впос­ледс­твии ук­ра­ин­ская, ра­кета “Зе­нит” бы­ла до­воль­но удач­ной для сво­его вре­мени, и сох­ра­няла вы­сокие по­каза­тели эко­номи­чес­кой и энер­ге­тичес­кой эф­фектив­ности и в XXI ве­ке. По су­ти, она бы­ла са­мой де­шевой ра­кетой для пус­ков на ге­ос­та­ци­онар­ную ор­би­ту, хо­тя и про­иг­ры­вала по мощ­ности и на­деж­ности “Про­тону”. Она ле­тала в 90-2000-е по ком­мерчес­ким и го­сударс­твен­ным за­казам с Бай­ко­нура и с пла­вуче­го кос­модро­ма SeaLaunch.

Ук­ра­ин­ская ра­кета ле­тала на рос­сий­ском дви­гате­ле РД-170. По­лити­чес­кий кон­фликт Рос­сии и Ук­ра­ины прак­ти­чес­ки по­хоро­нил этот про­ект. Но ус­пешность “Зе­нита” и воз­рожде­ние SeaLaunch под эги­дой ком­мерчес­кой ком­па­нии S7 по­буди­ло Рос­космос про­рабо­тать рос­сий­скую ра­кету на РД-170. За ос­но­ву взя­ли на­работ­ки РКК “Энер­гия” по ра­кете “Русь”. Так по­явил­ся про­ект “Фе­никс”. На эту ра­боту дал де­нег Ка­зах­стан, и для не­го про­раба­тыва­ет­ся ва­ри­ант под наз­ва­ни­ем “Сун­кар” (Со­кол). Эту ра­кету мож­но пус­кать со стар­то­вых сто­лов “Зе­нита”, т.е. эко­номят­ся зна­читель­ные ка­питаль­ные рас­хо­ды.

Сов­сем не­дав­но гла­ва “Энер­гии” рас­ска­зал о воз­можнос­ти пос­та­вить кос­ми­чес­кий ко­рабль “Фе­дера­ция” на “Фе­никс”, а се­год­ня это ока­зыва­ет­ся единс­твен­но воз­можным ва­ри­ан­том. “Фе­никс” сла­бее “Ан­га­ры” по­это­му по­ка ни­какая Лу­на на­шим кос­мо­нав­там не све­тит. Но в пер­спек­ти­ве из пя­ти ра­кет мож­но соб­рать “Пя­тифе­никс” и это уже бу­дет лун­ная свер­хтя­желая ра­кета. Т.е. тут пов­то­ря­ет­ся мо­дуль­ная кон­цепция “Ан­га­ры”, с тем от­ли­чи­ем, что каж­дый мо­дуль — это са­мос­то­ятель­ная ра­кета с об­ширным кру­гом за­дач, в от­ли­чие от не­пол­но­цен­но­го ан­гар­ско­го УРМ. Аме­рикан­ская ра­кета Falcon-9 раз­ви­ва­ет­ся с той же иде­оло­ги­ей. Лег­ко ли из од­ной ра­кеты соб­рать три или пять хо­рошо вид­но на при­мере трой­ной Falcon Heavy — пуск обе­щали в 2014 го­ду, на дво­ре 2017 и обе­ща­ют к осе­ни. Пос­мотрим.

Нас­коль­ко ос­мыслен­но соз­да­ние но­вой ра­кеты с ну­ля, ког­да прак­ти­чес­ки го­това ана­логич­ная “Ан­га­ра”? Мож­но ли ве­рить, что “Фе­никс” не прев­ра­тит­ся в бес­ко­неч­ный бес­по­лез­ный дол­гос­трой, как “Ан­га­ра”?

Ве­рить ни­чему не сто­ит, но на­де­ять­ся мож­но, и вот по­чему:

1) Ес­ли “Фе­никс” по­лучит­ся с це­ной “Зе­нита”, то он бу­дет ра­за в три де­шев­ле “Ан­га­ры А5”, при срав­ни­мых воз­можнос­тях за­пус­ка, ес­ли стар­то­вать с эк­ва­тора на SeaLaunch.
2) “Фе­никс” раз­ра­баты­ва­ет­ся не ГКНПЦ им. Хру­ниче­ва, а РКК “Энер­гия” ко­торая за­реко­мен­до­вала се­бя как ка­чес­твен­ный про­из­во­дитель кос­ми­чес­ких ко­раб­лей “Со­юз” и дру­гой тех­ни­ки. “Энер­гия” нам­но­го ре­же по­пада­ла в свод­ки кор­рупци­он­ных скан­да­лов, зар­пла­ты ра­бочих на пред­при­ятии всег­да бы­ли прак­ти­чес­ки са­мыми вы­соки­ми по от­расли. Мож­но ска­зать ни­чего луч­ше РКК “Энер­гия” у Рос­космо­са прос­то нет.
3) Стар­то­вые сто­лы для “Зе­нита” на Бай­ко­нуре уже го­товы. SeaLaunch го­тов к вы­ходу в мо­ре. От­ка­зав­шись от двух стар­то­вых сто­лов “Ан­га­ры” мож­но сэ­коно­мить день­ги на раз­ра­бот­ку “Фе­ник­са” и еще сда­ча на лун­ный мик­роспут­ник ос­та­нет­ся.
4) На “Фе­никс” есть час­тные за­каз­чи­ки. Тот са­мый S7 уже го­тов по­купать и пус­кать.
5) Учас­тие Ка­зах­ста­на об­на­дежи­ва­ет. Сей­час рос­сий­ские кос­ми­чес­кие про­ек­ты ус­пешно раз­ви­ва­ют­ся прак­ти­чес­ки толь­ко в меж­ду­народ­ных прог­раммах. Мно­гое, что де­ла­ет­ся для се­бя — бес­ко­неч­но дол­го и с не­яс­ной пер­спек­ти­вой. Мно­гое, что в меж­ду­народ­ных — ка­чес­твен­но и в срок, по край­ней ме­ре не­дав­но так еще бы­ло.
6) Про­ект ка­зах­станско-рос­сий­ско­го кос­модро­ма “Бай­те­рек” сдви­нул­ся с мер­твой точ­ки толь­ко пос­ле то­го как Рос­сия прек­ра­тила по­пыт­ки всу­чить Ка­зах­ста­ну “Ан­га­ру” и на­чала раз­го­вор за “Фе­никс”.

Ну и прос­тое: “Фе­никс” — ну­жен. При ус­ло­вии, что бу­дет де­шев­ле “Про­тона”. Он ну­жен и Рос­сии и на ми­ровом рын­ке. По су­ти это рус­ский Falcon-9, толь­ко без мно­гора­зовос­ти, но с кры­лыш­ка­ми.

По пос­ледним но­вос­тям, на бли­жай­шие 10 лет, кар­ти­на вы­рисо­выва­ет­ся сле­ду­ющая:

1) На­метив­ший­ся пе­ре­езд Бай­ко­нура на Вос­точный при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся.
2) Вос­точный — это дей­стви­тель­но хо­роший сов­ре­мен­ный кос­модром, единс­твен­ная его проб­ле­ма в том, что по­ка есть Бай­ко­нур, он не ну­жен. По­это­му с Даль­не­го Вос­то­ка бу­дут, толь­ко для под­держа­ния по­тен­ци­ала, пус­кать ред­кие “Со­юзы” с ком­мерчес­ки­ми или на­уч­ны­ми наг­рузка­ми по 5-6 пус­ков в луч­шие го­ды.
3) На Вос­точном стро­ят один стар­то­вый стол под “Ан­га­ру” и пус­ка­ют от­ту­да раз в два го­да ка­кой-ни­будь во­ен­ный спут­ник, чис­то для то­го то­го что­бы не ра­зучить­ся де­лать ра­кету и не зар­жа­вел стол.
4) “Фе­дера­ция” ле­тит в се­реди­не 20-х на “Фе­ник­се”/”Сун­ка­ре” с Бай­ко­нура, и толь­ко вок­руг Зем­ли. Мо­жет еще ус­пе­ет ра­зок на МКС зас­ко­чить.
5) “Фе­никс”/”Сун­кар” пе­ретя­гива­ет на се­бя бОль­шую часть по­тен­ци­аль­ных ком­мерчес­ких за­казов “Про­тона”, и ле­та­ет с Бай­ко­нура и SeaLaunch, ток­сичной ра­кеты нет или очень ма­ло, часть при­были идет в мес­тную каз­ну и Ка­зах­стан счас­тлив.
6) “Про­тон” про­дол­жа­ет ле­тать с Бай­ко­нура до упо­ра но ред­ко, по­ка (и ес­ли) есть гос­за­каз и не­кото­рые тя­желые ком­мерчес­кие спут­ни­ки.
7) “Ан­га­ра” по-преж­не­му не нуж­на, и “сто­ит на за­пас­ном пу­ти”, а ес­ли “Фе­никс” се­бя хо­рошо по­кажет, то ее во­об­ще зак­ро­ют.
8) Про­из­водс­тво “Про­тона” вы­носит­ся из Мос­квы в Омск, ред­кую “Ан­га­ру” де­ла­ют там же, на мес­те за­вода в из­лу­чине Мос­квы-ре­ки в Фи­лях по­яв­ля­ет­ся жи­лой ком­плекс “Кос­мос”.

Во всей этой кар­ти­не пе­чаль­нее все­го роль “Ци­Ха” — ГКНПЦ им Хру­ниче­ва. Не­ког­да мощ­ней­шее про­из­водс­тво и на­уч­но-тех­ни­чес­кий центр в цен­тре Мос­квы, стро­ив­ший спут­ни­ки, ра­кеты и кос­ми­чес­кие стан­ции, пе­режи­ва­ет дли­тель­ный кри­зис, ре­ор­га­низа­цию и скан­да­лы, те­ря­ет вся­кие воз­можнос­ти лоб­би­рова­ния сво­их ин­те­ресов, по­это­му все пе­реме­ны, что про­ис­хо­дят в Рос­космо­се, на ру­ку пря­мому кон­ку­рен­ту — РКК “Энер­гия”.

Важ­но по­нимать, что в этой ис­то­рии нет пло­хих и хо­роших, каж­дый пы­та­ет­ся про­тивос­то­ять сте­чению об­сто­ятель­ств с мак­си­маль­ной вы­годой для се­бя. Всё, что про­ис­хо­дит с Рос­космо­сом с 1991 го­да — ре­зуль­тат со­вет­ско­го нас­ле­дия. Я уже об­ра­щал вни­мание, что Рос­космос от СССР по­лучил ко­лос­саль­ный про­мыш­ленный по­тен­ци­ал, ко­торый ра­бота­ет сей­час хо­рошо ес­ли на 30% мощ­ности. И всё, чем за­нима­лось ве­домс­тво 25 лет — это не рас­те­рять дос­тавши­еся “сак­во­яж, кар­ти­ну, кор­зи­ну, кар­тонку, и ма­лень­кую со­бачон­ку”, а мы хо­тим что­бы Рос­космос по­бежал спринт со всем этим доб­ром. В тя­желые го­ды ра­бота бы­ла на ком­мерчес­ких за­казах и аме­рикан­цы по­мога­ли со сво­ей “меж­ду­народ­ной” стан­ци­ей. Сей­час же по­теря­ли и ком­мерчес­кие за­казы, и пер­спек­ти­вы меж­ду­народ­но­го сот­рудни­чес­тва с преж­ни­ми пар­тне­рами, и сво­их де­нег не хва­та­ет.

Единс­твен­ная на­деж­да от­расли вер­нуть­ся в “зо­лотой век”, как в 80-е го­ды — это нефть по $150. Ни­какие дру­гие фак­то­ры не по­могут. С этим по­нима­ни­ем и на­чалась ре­фор­ма па­ру лет на­зад. По­это­му всё чем за­нят Рос­космос в сос­то­янии ре­фор­мы и сок­ра­щения бюд­же­та — это ре­ор­га­низа­ции, оп­ти­миза­ции, сли­яния и пог­ло­щения, усуш­ка и ут­руска, так что ма­ло не по­кажет­ся ни­кому.

Во­об­ще, у ме­ня сфор­ми­рова­лось ощу­щение, что свер­хтя­желая ра­кета и рус­ские на Лу­не ста­нут пре­ми­ей Рос­космо­су за ус­пешно про­веден­ную ре­фор­му. Ес­ли по­лучит­ся соз­дать эф­фектив­ную и ком­пак­тную от­расль, обес­пе­чива­ющую пот­ребнос­ти го­сударс­тва в око­лозем­ном прос­транс­тве и кон­ку­риру­ющую на ми­ровом рын­ке, тог­да она и по­лучит ап­пе­тит­ный за­каз на Лу­ну. А ес­ли нет, ну зна­чит не шмог­ла.

И не плачь­те по “Ан­га­ре”, она приш­ла и уш­ла не зря.

ЗЫ. Мне­ние на­чаль­ни­ка лет­но-ис­пы­татель­но­го от­де­ла РКК «Энер­гия» Мар­ка Се­рова:

1. “Ан­га­ра” А5П как средс­тво вы­веде­ния ПТК на О­ИСЗ по­яви­лась уже на эта­пе тех­про­ек­та. Из­на­чаль­но ве­лась раз­ра­бот­ка ко­раб­ля и ра­кеты-но­сите­ля с ра­бочим наз­ва­ни­ем “Русь”, ко­торая ба­зиро­валась на тех­но­логи­ях и опы­те ра­кет “Энер­гия” и “Зе­нит”. Да­лее в си­лу раз­личных со­об­ра­жений ру­ководс­тво от­расли при­няло ре­шение от­ка­зать­ся от ра­кеты “Русь” в поль­зу про­ек­та “Ан­га­ра”.
2. Объ­ек­тивные и субъ­ек­тивные труд­ности в соз­да­нии пи­лоти­ру­емой вер­сии “Ан­га­ры” “тя­нули” про­ект на­зад и тог­да пер­вый раз сро­ки “поп­лы­ли”
3. Стро­итель­ство стар­то­вого и тех­ни­чес­ко­го ком­плек­сов под РН “Ан­га­ра” тре­бу­ет серь­ёз­ней­ших бюд­жетных вло­жений. В пи­лоти­ру­емом ва­ри­ан­те под ПТК в двук­ратном раз­ме­ре бОль­ших вло­жений и с вы­соким рис­ком сры­ва сро­ков. Оп­ти­миза­ция рас­хо­дов для на­шей стра­ны всег­да бы­ло и бу­дет ак­ту­аль­ным ме­роп­ри­яти­ем.
4. Ус­та­нов­ленные сро­ки на­чала лет­ных ис­пы­таний ПТК и собс­твен­но РН “Ан­га­ра” (с Вос­точно­го) жес­ткие, но обос­но­ван­ные – рань­ше фи­зичес­ки не­воз­можно, поз­же, ска­жем так, пло­хо для раз­ви­тия кос­мо­нав­ти­ки.
5. На кос­модро­ме Бай­ко­нур соз­да­на и фун­кци­они­ру­ет ин­фраструк­ту­ра обес­пе­чения пи­лоти­ру­емых пус­ков, в том чис­ле стар­то­вая и тех­ни­чес­кая по­зиция РН “Зе­нит”. Ис­поль­зо­вать “Зе­нит” под пи­лоти­ру­емые стар­ты пред­по­лага­лось в про­ек­те “За­ря”, часть обо­рудо­вания под эту за­дачу сох­ра­нена. Идея же ис­поль­зо­вать “Зе­нит” под ис­пы­тания ПТК пун­ктир­но воз­ни­кала при пе­рехо­де от “Ру­си” к “Ан­га­ре”.

Взве­сив все “за и про­тив”, ру­ководс­тво от­расли при­няло ре­шение:

1. Стро­ить стар­то­вый ком­плекс под бес­пи­лот­ную “Ан­га­ру” на Вос­точном, пуск в 2021
2. В сот­рудни­чес­тве с Ка­зах­ста­ном и прив­ле­чени­ем дру­гих вне­бюд­жетных ис­точни­ков соз­да­вать КРК на ба­зе тех­но­логий “Зе­нит” и “Энер­гия”, пуск с бес­пи­лот­ным ПТК 2022

Эс­кизный про­ект этой ра­кеты, как со­об­ща­лось, бу­дет вы­пущен в этом го­ду.

Темп ра­бот по ПТК при этом не сни­жа­ет­ся, а на­обо­рот при­об­ре­та­ет боль­шую оп­ре­делён­ность и це­ленап­равлен­ность. Сдвиг на год, оче­вид­но, обус­ловлен же­лани­ем раз­нести два зна­чимых стар­та – РН “Ан­га­ра” с Вос­точно­го и лет­ные ис­пы­тания ПТК.

При этом ник­то и ни­ког­да не го­ворил об от­ме­не пи­лоти­ру­емых стар­тов с Вос­точно­го! Пред­по­лага­ет­ся соз­да­ние свер­хтя­жело­го но­сите­ля под лун­ную прог­рамму, стар­ты ко­торо­го бу­дут осу­щест­влять­ся со стар­то­вой по­зиции на кос­модро­ме Вос­точный.

Так что спа­сибо за бес­по­кой­ство, но по­вода для уны­ния нет! В сло­жив­шей­ся си­ту­ации это ско­рее по­зитив­ные из­ме­нения в нуж­ном нап­равле­нии.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.