Последний Рэмбо и дурная кровь Америки
Мне, ув. друзья, уже попалась пара эскпресс-рецензий на последнего Рэмбо. Рецензии резко ругательные. Зачем было снимать такой бессмысленный фильм, спрашивают критики. Какой вообще посыл в происходящем – вот «Первая кровь» 1982 года была мощной антивоенной историей, а это про что?
Критики просто всё путают.
Вернёмся к первому фильму. На самом деле «Первая кровь» не была мощной антивоенной историей. В оригинальном бестселлере Д. Моррелла, по которому её сняли, сюжет был следующий: в небольшой приличный городок является молодой бродяга, у которого явно плохо с головой. Начальник полиции собственноручно трижды вывозит его на своём автомобиле за город – но бродяга возвращается. Рассвирепев, начальник приказывает закрыть бомжа на месяц. В то время, когда бомжа оформляют и подносят к его голове бритву (с целью побрить) – у того от испуга включаются рефлексы. Он убивает полицейского и сбегает в лес. Далее выясняется, что этот безумный бомж – героический ветеран Вьетнама. В результате Джон Рэмбо убивает громадное количество народу – расстреливая, протыкая и подрывая. Последним он добирается до начальника полиции, который выгонял его из городка, и приканчивает его. Самого же Рэмбо добивает его бывший капитан, сделавший из него машину смерти.
Вот ЭТО была антивоенная притча. А тот первый фильм со Сталлоне, из которого вырезали все убийства – был мастерской подменой посыла о чудовищности войны посылом о том, что ветеранов надо уважать. Не зря после этого фильма Рейган объявил Рэмбо символом, после чего военную машину Рэмбо починили – и отправили выполнять имперский долг сначала во Вьетнам, а затем в Афганистан.
Собственно, свободен этот образ стал только в нашем веке, когда уже никому не обязанный служить Сталлоне снял четвёртого «Рэмбо». В том непритязательном боевичке 2008 года уже нет ни следа от веры в “непреходящие гуманитарные ценности”. Там есть хороший диалог с миссионерами, рвущимися в зону гражданской войны:
– Мы приехали что-то изменить. Мы верим, что все жизни важны!
– Некоторые не важны.
– Если бы все так думали, ничего бы не менялось!
– Ничего и не меняется.
Ну вот. А пятому и последнему Рэмбо уже восьмой десяток. Он всё ещё могуч, но уже откровенно стар, толст и замедлен. Он живёт на отцовском ранчо где-то в Техасе с внучатой племянницей, наполовину мексиканкой, брошеной отцом во младенчестве. Племянница в опасном юношеском возрасте, когда в голове бьются вопросы на тему «поеду в Мексику и спрошу у папы, почему он нас бросил». И Рэмбо говорит ей раз за разом: «Потому что он подонок. Ты не представляешь, какими злыми бывают люди. Ты не представляешь, как страшен этот мир. Ты не представляешь». Она ему не верит, её мир лучше и чище – и поэтому всё заканчивается очень плохо. Для неё – потому что она несчастная малолетняя дура, не верившая старой машине убийств. Для злодеев – потому что старая машина убийств всё ещё работает. Для самой машины убийств Джона Рэмбо – потому что ему, в сущности, остаётся только защищать до конца опустевший дом, в котором уже никогда не продолжится его мир.
Пятый Рэмбо – это не бессмысленный фильм, а фильм о бессмысленности, ув. друзья. Вполне прямая эпитафия дряхлой «традиционной» Америки XX века самой себе.
И да, фильм, насколько я понимаю, резко актуален в первую очередь для американцев и помещён в контекст их внутренней яростной войны идей. Мексика, трафик, нелегалы, уходящее поколение белых, мессианство или реализм, вот это всё.
В связи с этим я вычитал смешную историю: журналисты перед выходом «Последней крови» спросили у Сталлоне, не республиканец ли он. «Я вне политики», – ответил 73-летний актёр и сценарист. – «А вот Рэмбо республиканец».
Молодец Сильвестр. Припечатал
Мараховский жжот, да)
Четвёртый фильм тоже чертовски хорош. Даже пафоса было в меру.
Первый фильм не был антивоенным, как новелла. Он был снят по ее мотивам, но посыл фильма был совершенно другим – о солдатах, сражавшихся на какой-то далекой, никому не нужной войне, и выброшенных потом Америкой (и не только Америкой) на помойку, как использованный презерватив. А последний фильм – о закономерном исходе жизни старого солдата, посвятившему себя битвам на отдаленных ТВД и оставшегося в одиночестве. Если смотреть на всю серию, то прослеживается очень четкий посыл – надо наводить порядок в собственном доме и собственной стране, а не пытаться что-то сделать у черта на рогах, потому что пока ты будешь там – наступит разруха здесь. У человека, по сути, отняли его собственную страну, пока он сражался за интересы политиков, умело маскировавших собственную корысть некими “государственными интересами”.
Не спрашивай, что Твоя страна дала Тебе, гораздо интересней, что Ты сделал для неё!
Россия = государство = ВВП!