С патефоном в автомобиль
80 лет назад автомобилисты могли довольствоваться только радиоприемниками, а о прослушивании записей оставалось только мечтать. Инженеры Крайслера решили исправить этот недостаток.
В 1950-е в устройстве аудиосистемы автомобилей Chrysler произошли серьезные изменения. Для начала в знаменитом Imperial появился первый в мире полностью транзисторный автомобильный радиоприемник. Следующий шаг стал еще более мощным прорывом — в 1956 году в новых моделях Chrysler появился первый аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.
Да-да – в автомобиле упоротые решили проигрывать виниловые пластинки. Иглой.
Для этого проигрывателя был выбран формат пластинок медленнее привычного — 16⅔ оборотов. На такую пластинку можно было записать до 90 минут музыки — вдвое больше, чем на обычный винил того времени. В CBS пошли на такой шаг, потому что 12-дюймовые пластинки с 33⅓ оборотами в минуту были слишком громоздкими для автомобиля, а 45 оборотов казалось слишком мало для длительных поездок. Кроме этого, 7-дюймовые пластинки для Highway Hi-Fi были тяжелее обычных — 135 грамм против 70 грамм — и бороздки были организованы плотнее, чем на обычном виниле.
Highway Hi-Fi поставлялся в качестве дополнительного комплекта в Desoto, Dodge и Plymouth с 1956 года. Однако что-то пошло не так, спрос на проигрыватель упал так же стремительно, как возник. По прошествии года американские потребители разочаровались в новом устройстве. С одной стороны, это странно — технология была прорывной, до первых кассетных систем оставались целые годы, и у Highway Hi-Fi не было конкурентов.
Однако, на то были веские причины. Главная из них — проигрыватель не предоставил обещанной свободы прослушивания музыки. Как уже говорилось выше, производством пластинок занимались исключительно в CBS. Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей, но этого было мало. В своей автобиографии Голдмарк отмечает, что Chrysler и CBS недостаточно продвигали идею записи новых пластинок по заказу потребителей. Без возможности выбора из широкого ассортимента записей смысл в проигрывателе пропадал. Кроме того, скромная коллекция доступных пластинок была бесполезна без Highway Hi-Fi. Продавая свой Chrysler, человек был вынужден отдавать с ним и весь винил для автомобиля.
Кроме того, автовладельцы очень быстро обнаружили достаточно очевидный минус проигрывателя — игла соскакивала на неровной дороге и ее приходилось поправлять. Это отвлекало от управления автомобилем и мешало наслаждаться музыкой.
В 1960-м на рынок аудиосистем для автомобилей вышла Radio Corporation of America (RCA). Разработка этой корпорации носила название «Victorla» — у нее также был одноименный музыкальный лейбл. В RCA учли основные недочеты Highway Hi-Fi и сделали работу над ошибками. Проигрыватель воспроизводил популярные форматы пластинок, а водителю не приходилось отвлекаться от дороги. К тому же устройство было в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi. Тем не менее, RCA прекратила производство «Victorla» в 1961 году.
Еще одну разработку в этой категории создала компания Norelco — североамериканское представительство Philips. Своим дизайном Norelco Auto Mignon напоминает привычные нам CD-магнитолы. Ради компактности разработчики пожертвовали местом для хранения пластинок — автовладельцы были вынуждены сами решать эту проблему, что не сыграло в пользу проигрывателя.
Окончательным аккордом для автомобильных проигрывателей стало появление кассетных автомагнитол под формат Stereo 8. Это произошло в 1965 году. Chrysler стал предлагать такие аудиосистемы, начиная с 1968 года.
Никогда не понимал надобности во всей этой лабуде. Хоть есть, но не пользуюсь и не пользовался никогда.