Заговор в Конго и убийство Хаммершельда

Самолет с генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом на борту, одним из величайших миротворцев 20 века, рухнул в сердце Африки. К месту падения был немедленно закрыт доступ. Более чем полвека спустя правда начинает выясняться.

Смерть Дага Хаммаршёльда, генерального секретаря ООН, стала поворотным моментом в современной истории. Когда его DC-6 рухнул на землю 18 сентября 1961 года, он пытался урегулировать кризис, который раздирал огромную и ставшую только что независимой страну – Конго. Решение, к которому он стремился, подорвало бы власть Запада в Африке. Оно также лишило бы большей части огромных минеральных богатств бельгийский горнодобывающий конгломерат Union Miniere du Haut Katanga (Союз горной промышленности Верхней Катанги – фр.), который являлся одной из самых могущественных корпораций в мире.

Всестороннее исследование этого дела, опубликованное в 2011 году, “Кто убил Хаммаршёльда? ООН, холодная война и белая власть в Африке”, установило, что “каковы бы ни были детали, его смерть почти наверняка явилась результатом зловещего вмешательства”. Новый документальный фильм – результат шестилетнего расследования – идет дальше. Он заключает, что самолет Хаммаршёльда был сбит, называет теперь уже покойного бельгийского пилота, который якобы совершил это преступление, и впервые дает обстоятельно заглянуть внутрь тайной военизированной организации южноафриканского режима апартеида, которая, возможно, спланировала этот заговор.

Внимание мира было приковано к ожесточенному кризису, сотрясавшему Конго в течение недель и месяцев после того, как страна стала независимой от Бельгии в 1960 году. Первый избранный премьер-министр страны Патрис Лумумба был пламенным националистом, хотевшим установить контроль правительства над недрами Конго. Это был дерзкий вызов западным политическим и экономическим интересам, сравнимый с национализацией Ираном его нефтяной промышленности и решением Гватемалы заставить компанию United Fruit Company продать ее неиспользуемую собственность, чтобы ее можно было разделить между крестьянскими семьями. ЦРУ уничтожило эти проблемы, организовав государственный переворот, в котором иранское правительство было свергнуто в 1953 году, и затем сделав то же самое в Гватемале годом позднее. В 1960 году президент Дуайт Эйзенхауэр приказал ЦРУ убить Лумумбу. Главный химик управления Сидней Готтлиб полетел в Конго и привез партию яда местному начальнику резидентуры ЦРУ. Согласно воспоминаниям начальника резидентуры, он спросил, кто отдал приказ об убийстве, и Готтлиб ответил: “Президент Эйзенхауэр”. Прежде чем яд был использован, конголезские подразделения под бельгийским командованием схватили и убили Лумумбу.

Это могло покончить с угрозой горнодобывающему конгломерату, который организовал, чтобы провинция, в которой он работал, Катанга, объявила себя независимым государством. Но этого не произошло, потому что Хаммаршёльд отказался принять распад Конго и настаивал, что работающие там иностранные корпорации должны подчиниться конголезским властям. Это было частью его более широких усилий покончить с колониализмом в Африке, что включало и конец правления белых в Южной Африке. Он знал, что наживал себе врагов.

“Мы противостоим усилиям со всех сторон сделать Конго “полями, богатыми дичью” для национальных интересов”, – сказал он незадолго перед своей смертью. “Быть помехой для таких усилий означает сделать себя мишенью для атак всех тех, кто видит, что их планы перечеркнуты”.

Не будучи удовлетворен произнесением подобных слов в Нью-Йорке, Хаммаршёльд отправился в Конго, чтобы он мог напрямую поговорить с сепаратистами и потребовать, чтобы они приняли независимость и единство страны. Он выполнял эту задачу, когда он и еще 15 человек на борту его самолета погибли. Мир был глубоко потрясен. Президент Джон Ф. Кеннеди назвал Хаммаршёльда “величайшим государственным деятелем нашего века” и добавил: “По сравнению с ним я маленький человек”. Бывший президент Гарри Трумэн был среди тех, кто чувствовал преступный сговор. “Даг Хаммаршёльд собирался что-то сделать, когда они его убили”, – сказал Трумэн. “Заметьте, что я сказал “Когда они его убили”.”

Новый документальный фильм под названием “Cold Case Hammarskjöld” (“Нераскрытое дело Хаммаршёльда”) развивает эту историю дальше. Среди тех, кто дает показания на камеру, есть бывший сотрудник Агентства национальной безопасности, который служил на базе радиоразведки на Кипре в вечер крушения самолета и прослушивал пилота, сказавшего “Я попал в него! Из него вырывается пламя!” Он сказал, что АНБ отказало на его запрос получить расшифровку записей того вечера, потому что они являются “совершенно секретными по причинам национальной безопасности”.

Наиболее впечатляющим являются показания ветерана тайных военизированных сил, причастных к этому преступлению, который говорит, что он решил нарушить свою клятву молчания, потому что чувствует вину и ему нужно “личное исцеление”. Затем он предъявляет драматические подробности того, что он описывает как план убийства с участием бельгийских, южноафриканских, британских и американских спецслужб. “Африка была бы сегодня совсем другим континентом, если бы Дагу Хаммаршёльду позволили жить и завершить его мандат”, – размышляет он. В примечании в конце фильма сказано, что этот свидетель уехал из Южной Африки, скрывает свое местонахождение и предоставляет информацию дознавателям ООН.

После своей гибели Хаммаршёльд стал единственным человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира посмертно. Его смерть является величайшей трагедией в истории Организации Объединенных Наций и одной из непреходящих загадок периода холодной войны. Сегодня она ближе, чем когда-либо, к тому, чтобы быть решенной.

Автор: Стивен Кинзер – старший научный сотрудник Института Уотсона по международным общественным отношениям при университете Брауна.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

6 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Базилевс
Базилевс
4 лет назад

Ну, что тут скажешь? ЮАР-овцы пожали в итоге бурю через 40 лет, в конце ХХ века, Европа и СШП – надломятся в 2020-х и будут барахтаться еще 20 лет, если только не испустят дух раньше.

Henren
Henren
4 лет назад

А потом в Конго к власти пришел местный Путин, и они провели приватизацию, “заирский вариант”, позже реализованный Чубайсом в России. Народ с грабежом не смирился, а местные путиноиды добровольно власть отдать не захотели. В результате война в Заире идет уже 60 лет, и конца этому не видно. 2 общеафриканские войны тоже протекали в основном там. Но местный путин там в результате войны через 35 лет узурпации власти все же был свергнут. По итогу – богатейшая и самая большая страна Африки является такой же нищей, как Гаити. А верхушка страны купается в роскоши.

Базилевс
Базилевс
для  Henren
4 лет назад

Сложность развития многонациональных стран при незрелой местной элите – в кровавости разборок.
Элиты разных норотов, кланов, групп – бьются не на жисть, а на смерть, подзуживаемые спецслужбами заинтересованных иноразведок.
Значит, когда коммуняки грабят мелких лавочников и хлебопеков, это – хорошо!
То самое уравнительство, о котором мечтали Маркс, Энгельс, Ленин и Хенрен!
Такое ощущения, болярин, что кто-то научился переобуваться на ходу.
Орел – вмiрае на лету.
Хенрен – перебуватся на скаку.
Практически, хiхол детектед.
ЧТД.

Базилевс
Базилевс
для  Henren
4 лет назад

При Путине, если помнишь, болярин, идет НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ экономики.
Больше половины промышленности – под контролем ГОСУДАРСТВА.
( Напомни-тко, за что “партнеры” шлепнули Лумумбу и ХаммаршЁльда: не за то же ли самое?)
А африканские Мугабы и Мапуты – те, действительно, награбили много, но в ЛИЧНЫЙ КАРМАН, за что их конкуренты и соратники и выкинули, кого из политики, кого из жизни.
Кого-то – как либерийского диктатора – заморские хозяева выдали головой правильным посонам, а те над ним оторвались почище, чем над Каддаффи ( земля пухом мученику Муаммару! ).
Отрезали либерийскому чуваку уши и член и заставили съесть; 6 лет назад в сети – еще мона было найти этот ролик с натуралистичными кадрами.
Помню, тогда его опубликовал Путник1 Лев Вершинин в ЖЖ.
Резюме:
Чтобы не было майдана, надо держать порох сухим и вовремя выпускать пар (Тяньаньмынь-Выньсухим), а не доверять белым сахибам, под гарантии которых это чудило приехало на переговоры с головорезами-мятежниками без своей охраны.

Базилевс
Базилевс
для  Базилевс
4 лет назад

Сэмюэль Доу. Мученическая смерть.

Henren
Henren
для  Базилевс
4 лет назад

Что случилось с Самюэлем Доу, я какбэ знаю, ибо то было в 1990-м. Но пример Доу – это стандартный пример африканского трайбализма тех лет. Дикари-с. Были. А теперь, через 30 лет, Африка помаленьку выкарабкивается из своей деревенской жизни. Деревенщины в Африке стало значительно меньше, а горожан – больше. Соответственно, городские африканцы стали значительно больше ценить городскую жизнь, и от своего дикарства постепенно отходят. Да, не сразу, да, в поколениях. Но – давно ли в России везде в общественных местах стояли плевательницы? Прикинем порядки России 1919 года, и увидим, что от дикарей Африки наши прадеды отличались разве что цветом кожи. Вспомним, как буржуйские городские квартирки выходцы из села “уплотняли”, превращая их в помойку, вспомним, во что тогда превратились московские и питерские дворы, что творилось в деревне. Курные избы, скот, обитающий зимой в той же избе, где люди, отсутствие медицины, массовый голод и эпидемии холеры, тифа, чумы, 50-75% – детская смертность. 90% населения бывшей Империи жили именно так! 90%, Карл! Убийства местных помещиков, агрономов, землемеров, кулаков, поджоги их домов и т.д. Мысленно меняем снег на африканский красный грунт, а белые рязанские рожи на браззавильские черные – и видим одну и ту же картину.
Слава Богу, в России нашелся Сталин и железной рукой ввел программу ликвидации безграмотности. Но все равно – потребовалось еще 60 лет, прежде чем в общественных местах перестали харкать и плеваться по углам. Да и то – по сей день не везде.
Суть же состоит в том, что просвещение, развитие технологий влечет за собой развитие общества. В том числе и политическое. Грамотному человеку очень трудно навязать мысль о некоей исключительности и богоданности правителя, единственного и неповторимого. А такие, как Мугабэ, Бокасса, Путин, Моралес и прочие, являясь по происхождению деревенщиной и люмпенами, пытаются не подстроить свою модель поведения под реалии, а желают привести реальность в соответствие со своими деревенскими или люмпенскими воззрениями. Грубо говоря, они не против лампочки Ильича, но лампочка в их понимании должна освещать всю ту же курную избу с четвероногим и двуногим скотом. В которой все так же безраздельно царствует “большак”, имеющий абсолютную власть над “своим” контингентом. Да, они хотят заменить винтовку Мосина на “Скар”, а Т-72 на “Армату”, но не меняя “основ” и своих допотопных поганых “скреп”. А вот это у них – не получается. Ибо “скрепы”, трайбализм, национализм и прочая хрень несовместима с компьютерами, высокоточными ракетами и полетами в космос. Не делаются отчего-то турбины класса “Сименс” в курных избах. По очень простой причине – тот, кто их делает, требует к себе надлежащего отношения и достойной оплаты за свой труд. Иначе – датчики космических ракет забиваются кувалдами. Что у Рогозина, что у Маска.
Африканцы за последние 20 лет проделали гигантский путь. В прошлом году, посетив Африку, я ее не узнал – это уже другая Африка. Да, еще во многом прежняя, но уже другая. Культурный удар Запада по африканской деревенщине оказался намного эффективнее, чем столетия истребления негров. Особенно прикольно наблюдать деревенщину, допустим, Свазиленда – и городское население соседней Танзании. Параллели с Россией явные. Как горный кавказский аул и то же второе поколение кавказцев, обучающееся в московских ВУЗах.
Так вот – путинизм – это попытка восстановить архаику дореволюционной России с ее сословиями, неприкасаемой самодержавной властью, опирающуюся на жандармов, в 21-м веке. В Африке путинизм проиграл. Проиграл очень жестко, с большой кровью, как проиграл в России царизм в 1917-м. Путинизм, как вариант самодержавной власти, обречен, и мы наблюдаем его конвульсии.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.