Американские БПЛА атакуют
Как знает любой демократический журналист, неполживый интеллигент, рукопожатный правозащитник и проамериканский гей, страна США находится впереди планеты всей в деле разработки и применения беспилотных летательных аппаратов. Вот примерно так это выглядит:
Один раз я даже управлял департаментом национальной безопасности. И странно: директор уехал, куда уехал — неизвестно. Видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту в небе беспилотники, беспилотники, беспилотники… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних беспилотников! Каково положение, я спрашиваю?
Ясное дело — враги Америки дрожат и в испуге бегут смотрят на небо, где жужжат беспилотники. Омерига стронг!
Однако на самом деле всё немного не так. У русских высшим достижением в военных беспилотниках является тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник» КБ Сухого, вот такой:
На фото он летит рядом с Су-57. В настоящее время отрабатывается взаимодействие между «Охотником» и самолетом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.
Взлётная масса 25 тонн, боевая нагрузка доходит до 8 тонн (2.8 т на полной дальности полета 6000 км), максимальная скорость 1400 км/ч (предполагается, что это на малой высоте, а на большой будет больше), практический потолок 18 000 м.
Ничего подобного у США не имеется. К аппаратам класса «Охотника» американцы только подступаются, причем пока что все попытки оказались провальными. Флотская программа Northrop Grumman X-47B закончилась постройкой двух испытательных аппаратов — вот таких:
Оба аппарата переданы в музеи, программа свёрнута из-за чрезвычайной дороговизны и выявленной бессмысленности. Видите ли — у них крейсерская скорость всего 0,45 Маха (535 км/ч), и даже максималка — дозвуковая. То есть до русского «Охотника» им далеко. Задачу сопровождения истребителя эти машины выполнять не могут, их предполагалось использовать в качестве автономной ударной платформы — как пресловутые «Рипперы», только они берут 2 тонны и летят несколько быстрее. Однако оказалось (после израсходования 813 миллионов баксов за две машины), что такие БПЛА выходят дороже, чем пилотируемые Суперхорнеты, при этом занимают на авианосце близкое количество места, а по боевой эффективности — гораздо хуже.
Теперь инициирована сходная программа ВВС — но в ней требуются аппараты низкой стоимости. Программа так и называется — low cost attritable aircraft technology (низкая стоимость привлекательной авиационной техники).
Пока что идет первая часть этой программы — LCASD («Недорогой расходуемый ударный демонстратор»). Цель программы — создание беспилотного летательного аппарата, который может летать рядом с истребителем или другим боевым самолетом в так называемом «пилотируемом беспилотном режиме» (то есть под дистанционным управлением пилота). Это чудовищно убогая идея на уровне БПЛА 80-х годов — но ничего другого США уже потянуть не могут.
Вот в рамках этой идеи они построили Kratos XQ-58 Valkyrie — который на фото в заголовке. И не только ее. Но дилетанты, глядя на парадные фоточки, не вполне понимают, что именно американцы построили. А построили они два вот таких аппарата:
Меньший дрон, Mako, имеет максимальную скорость 0.91 Маха, и размах крыльев — около 3 м (10 футов). Размах крыльев Valkyrie — примерно 6.7 метра (22 фута), максимальная скорость 0.85 Маха. Для сравнения — размах крыла русского «Охотника» 19 м, и он может летать на сверхзвуковой скорости.
То, что построили американцы — это довольно тупые крылатые ракеты на агрегатах от летающих мишеней, планируемой ценой в 3 миллиона баксов, причем практически одноразовые. То, что в рекламе их называют «истребителем» — совсем не означает, что ими собираются сбивать самолеты. Ими собираются наносить удары по наземным целям, потому что нормальные самолеты они просто не догонят.
Впрочем, на этом рекламном видео демонстрируется погоня дрона Mako за Харриером:
https://youtu.be/lcP66syzQls
Естественно, это клоунада — даже у Харриера максималка 1102 км/ч, и он без труда убежит от столь медленного дрона.
Как можно заметить на видео — дрон даже не умеет садиться, и спускается на парашюте (причем очевидно, что при таком спуске конструкция получит значительные повреждения — аппарат придется ремонтировать после каждого полета).
И Мако, и Валькирия — это шаг назад даже от достигнутого ранее в США уровня Northrop Grumman X-47B. А что вы еще хотели от какой-то гаражной дерьмофирмочки, созданной специально под распил бюджета на НИОКР?
Русские «Охотники» американские эксперты любят сравнивать с Lockheed Martin RQ-170 Sentinel — однако кроме некоторого внешнего сходства, у них нет ничего общего. RQ-170 Sentinel — это машина совсем другого класса и другой конструкции. Это чисто разведывательное изделие, не имеющее отсеков для вооружения, и гораздо более легкое, чем «Охотник».
Этот самый RQ-170 Sentinel еще 4 декабря 2011 года посадили на своей территории иранцы, перехватив управление. Его конструкция изучена, и ничего экстраординарного в ней не обнаружено — обычный дозвуковой разведчик-бесхвостка, выполненный с применением технологий малозаметности.
Идея российского С-70 «Охотник» совершенно иная. На нем стоит поисковый радар, сходный по параметрам с радаром Су-57, и радиолокационный профиль этого БПЛА тоже сопоставим с Су-57 ввиду больших размеров:
Поэтому для противника группа таких БПЛА и самолетов Су-57 — радиолокационно неразличимы. Атака группы из 6 «Охотников» и 2 самолетов управления Су-57 выглядит как атака 8 самолетов Су-57 и требует для противодействия такой же набор сил и средств — в то время как С-70 стоят значительно дешевле самолета (ориентировочно — не менее чем вдвое дешевле, а то и втрое), и пилотов на эту группу требуется не 8, а всего 2.
При этом радары выдвинутых вперед и на фланги С-70 поставляют информацию самолетам управления и позволяют своевременно принимать решения на поражение противника и тактические перестроения.
На уровне теории американцы знают о достоинствах такой тактики. Но создать БПЛА, способные к полноценному сопровождению атакующих сверхзвуковых машин — им пока не удалось.
PS. Для автономного нанесения ударов по наземным целям у русских имеются следующие машины:
Это так называемый БПЛА Альтиус-М (он же «Альтаир»). Он интересен тем, что в качестве двигателей у него используются два двенадцатицилиндровых дизельных двигателя RED A03/V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением, разработанных компанией RED Aircraft GmbH на средства российского холдинга «Финам». Двигатель имеет сертификат типа EASA и на 2017 год производится в Германии (г. Аденау), но ведётся строительство завода по производству двигателей силами ОКБ имени М. П. Симонова.
Планер выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом большого размаха и V-образным оперением, аналогично БПЛА «Орион», но с двумя двигателями под крылом. Машина при этом оказалась практически полностью композитной. Металлическими остались только моторамы. Это позволило вместить в планер тяжёлое радиоэлектронное оборудование — от оптики и радиолокатора бокового обзора до других средств, предусмотренных не только разведывательной версией.
потолок — 12000 м;
полезная нагрузка — 1000 кг (у гражданской версии 2000 кг);
взлётная масса — до 5000 кг (7000 кг у гражданской версии);
дальность полёта — до 10 000 км;
продолжительность полёта — 48 часов;
Альтернативой этому аппарату является «Сириус» ООО «Группа «Кронштадт»:
Параметры сходные, обещана дальность полета более 10.000 километров при полезной нагрузке в тонну. Аппарат обладает чудовищным размахом крыла 30 м. Группа компаний «Кронштадт» не имеет лицензии на выпуск беспилотников военного назначения — поэтому вся продукция компании позиционируется как гражданская. Но мы-то понимаем.
Все основные решения «Сириуса» отработаны на БПЛА «Орион» этой же группы «Кронштадт». Орион вовсю летает:
https://youtu.be/D923vB3127k
Не открою военной тайны, если сообщу, что «Орион» уже доставил грузы счастливым получателям в Сирии. Вот вам ссылочка:
anna-news.info/rossijskij-bespilotnik-orion-e-vpervye-nanes-udar-v-sirii/
Там и видео есть. Поднимающийся дым — это от пригоревших пуканов тамошней хохлоты.
продолжительность полёта: 24 часа,
высота полёта: 7500 м.
Двигатель на опытном образце Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила». Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120. В настоящее время двигатель успешно завершил испытания и поступил в серийное производство.
АПД-110/120 («Агат-Б») рассчитан на 120 л.с. Это оппозитный четырехцилиндровый двигатель с комбинированным охлаждением (жидкостное — для головок цилиндра, воздушное — для рубашек цилиндра), имеет искровое зажигание и распределенный впрыск топлива с электронным управлением, оснащен турбокомпрессором и понижающим редуктором. Его разработку ведет коллектив Инженерного центра «Итлан» (ООО «Итлан», Рыбинск, Ярославская область), который был организован в 2000 г. группой специалистов Рыбинского конструкторского бюро моторостроения, в тесной кооперации с производственниками ОАО «ГМЗ «Агат».
Мотор АПД-110/120 справа. Слева — шестицилиндровый опозитный авиационный дизель.
Также, как и «циамовский» ПД-1400, мотор АПД-110/120 снабжен масляной системой с «сухим» картером и внешним маслобаком. Рабочий объем двигателя — около 1,7 л., масса (сухого) – 92 кг, максимальная мощность (взлетная) – 120 л.с., номинальная мощность – 110 л.с., мощность в режиме горизонтального полета — 70-90 л.с., максимальный расход топлива на крейсерском режиме – 210 г/л.с*ч. Несмотря на то, что работы по этому ДВС начаты позже, чем по «циамовскому» ПД-1400, мотор считаются более приоритетным для заказчика и готовится к серии ускоренными темпами.
БПЛА «Орион» примерно соответствует по ТТХ и назначению американскому MQ-9 Reaper — но гораздо более дешевый, в том числе и благодаря использованию поршневого мотора вместо газовой турбины.
БПЛА «Сириус» — это аппарат более тяжелого класса, с повышенной высотностью, дальностью и грузоподъемностью. В качестве разведчика он приближается к Global Hawk, в качестве ударного — его вообще непонятно с чем сравнивать.
А если противник сможет заглушить и повредить внешнее управление такого «Охотника»,он сможет самостоятельно вернуться на свой аэродром?
Разумеется. Это даже «Орион» умеет, причем даже если подавлены каналы Глонасс и GPS. У него унутре лазерные гироскопы, как в статегической ракете, и инерциальная навигация. Его коррекцией сигналов GPS не надуешь.
Тогда очень хорошо.