Бей французов, чтоб немцы боялись

Ровно 80 лет назад, 8 ноября 1942 года англо-американские союзники начали операцию Torch (“Факел”) по захвату французских колоний – Марокко, Алжира и Туниса, чтобы взять под контроль северо-западную Африку и впоследствии нанести оттуда удар с тыла по итало-германским войскам в Ливии и Египте.
В операции принимали участие 107 тысяч военнослужащих, 350 боевых кораблей, порядка 500 транспортных судов и несколько сотен боевых самолетов с американских авианосцев “Рэйнджер”, “Сэнгамон”, “Суэйни”, “Сэнти” и “Чинэнго”, а также – с британских “Викторис”, “Формидэйбл”, “Эвенджер”, “Фьюрис”, “Аргус”, “Битер” и “Дэшер”.
Опираясь на данные агентурной разведки, союзники надеялись, что французские наземные войска, ВВС и ВМФ не окажут сопротивления. Но чтобы подстраховаться они начали вторжение с массированных ударов палубной авиации по французским аэродромам. В частности, эскадрилья “Уайлдкэтов” с авианосца “Рэйнджер” на рассвете 8 ноября штурмовала марокканский аэродром Рабат-Сале, уничтожив на земле 24 бомбардировщика “Мартин-167” и три транспортных “Фармана”. Французы были захвачены врасплох и не успели поднять в воздух перехватчики.
Одновременно с этим над марокканскими и алжирскими городами было разбросано несколько миллионов листовок на французском и арабском языках, в которых союзники объявляли, что они не воюют с Францией и призывали французских солдат сложить оружие. Однако это не подействовало. Многие французские наземные и практически все воздушные части вступили в бой. Уже в первые минуты вторжения лейтенант Виллак на истребителе “Кертисс-75” сбил над Касабланкой американский корабельный разведчик “Кингфишер”, ставший первой потерей ВВС США в операции “Факел”.
При попытке атаковать аэродром Казес американцы встретили ожесточенное сопротивление французских “Кертиссов” и “Девуатинов”. В завязавшемся воздушном бою им удалось сбить два истребителя ценой потери двух своих, пилоты которых – лейтенанты Аугуст и Шилдс выпрыгнули с парашютами и оказались в плену.
Эскадрилья пикировщиков “Донтлесс” с “Рэйнджера” атаковала стоявший на якоре у пирса линкор “Жан Бар”, но ни одна бомба в цель не попала. Французские зенитчики оказались более удачливыми, они сумели сбить три самолета.
9 ноября 15 французских бомбардировщиков LeO-451, “Дуглас” DB-7 и “Мартин-167” в сопровождении 16 “Кертиссов” безуспешно атаковали американские транспорты и баржи, которые высаживали десант на марокканском побережье. На перехват взлетели восемь “Уайлдкэтов”.
Бомбардировщики ушли, а истребители завязали “воздушную карусель”, в которой американцы одержали верх благодаря лучшей подготовке пилотов и более мощному вооружению своих машин. На “Кертиссах” стояли четыре пулемета винтовочного калибра, а на “Уайлдкэтах” – четыре крупнокалиберных, более дальнобойных и с более разрушительным действием пуль.
В итоге французы потеряли четыре самолета, два пилота погибли, а еще двое спаслись на парашютах. Американцы же безвозвратных потерь не имели. Хотя, несколько их самолетов получили повреждения, все они благополучно вернулись на свой авианосец.
В тот же день американцы понесли серьезные небоевые потери. Девять самолетов с авианосца “Сэнти” разбились при попытке перебазироваться на наземный аэродром Сафи, покрытый после ливня жидкой грязью. В ней вязли колеса шасси и машины опрокидывались на пробеге, но горючего, чтобы долететь до более подходящей площадки у них уже не было. Впоследствии пять разбитых самолетов удалось восстановить.
10 ноября девятка “Донтлессов” с 1000-фунтовыми (454-кг) бомбами вновь атаковала линкор “Жан Бар”. На этот раз им сопутствовал успех: два экипажа добились прямых попаданий, линкор получил серьезные повреждения и лег на грунт.
Тем временем смешанная авиагруппа из 21 “Донтлесса”, “Уайлдкэта” и нескольких бомбардировщиков-торпедоносцев “Эвенджер” разбомбила сосредоточенный в эвкалиптовой роще возле Рабата танковый полк, готовивший контрудар, чтобы отбросить американских десантников от города. Понеся значительные потери, французы отказались от своего намерения.
Утром 11 ноября “Уайлдкэты” и “Донтлессы” с авианосца “Сэнти” атаковали аэродром Марракеш и сожгли на земле три легких бомбардировщика “Потез-63.11”. А через несколько часов французское военное командование издало приказ о прекращении сопротивления и отправило союзникам радиограмму о готовности заключить перемирие на любых условиях. Фактически это означало капитуляцию.
Трехдневная “мини-война”, о которой на западе не любят вспоминать, обошлась американцам в 526 убитых и 44 боевых самолета, но большинство из них составляли небоевые потери. Я описал далеко не все авиационные эпизоды этой войны, а лишь те, подробности которых мне известны.
Французы 8-11 ноября потеряли 14 истребителей. Суммарные потери самолетов других типов точно не подсчитаны, но они были в несколько раз больше, причем почти все эти самолеты погибли на земле, при бомбардировках и штурмовках аэродромов.
Англичане потеряли убитыми и пропавшими без вести 574 человека, а сводных данных по потерям Королевских ВВС я не нашел. Мне попалась лишь информация о том, что они лишились двадцати одного палубного истребителя “Сифайр”, что составляло примерно 40% от общего количества этих машин, задействованных в операции.
Но, помимо “Сифайров”, англичане использовали много других типов (в частности, “Си-Харрикейны”, ленд-лизовские “Уайлдкэты”, а также палубные бомбардировщики-торпедоносцы “Суордфиш” и “Альбакор”), которые, несомненно, тоже несли потери. Поэтому можно предположить, что совокупный урон британской авиации был, по крайней мере, не меньше американского.
На заставке “Кертисс-75” пытается помешать “Уайлдкэтам” штурмовать французский аэродром, на котором стоят “Дугласы” DB-7.
Карта-схема операции “Торч”. Черным цветом показаны американские и английские войска, красным – высадка в Тунисе германского контингента, который воспрепятствовал дальнейшему продвижению союзников.
Палубный пикирующий бомбардировщик “Донтлесс” с обозначениями операции “Торч” (белая звезда на фюзеляже в желтой окантовке).
Кстати, вам ничего в облике этого бомбера не кажется знакомым? Ну да, разумеется – Су-2. Только прикол в том, что Су-2 полетел существенно раньше. То есть если начать обвинять авиаконструкторов в передирании – то это надо будет товарища Дугласа обвинять. Точнее, конечно, не Дугласа – самолет проектировал Эдвард Генри Хайнеманн, главный гений на фирме Дугласа. Эд Хайнеманн родился в Сагино (штат Мичиган), детство провёл в Калифорнии – но это, разумеется, никак не отрицает того факта, что он этнический немец.
И вот так в США всё – как только начинаешь копать, кто ответственен за выдающийся технологический рывок, совершенный американским государством в конце 19 и начале 20 века – так сразу натыкаешься на немцев. Пока тупые англосаксы резали индейцев и расстреливали бизонов – немцы в США строили города и проектировали механизмы.
Douglas SBD Dauntless («Бесстрашный») считается наиболее удачным палубным пикирующим бомбардировщиком американских ВМС в годы второй мировой войны. Именно эти самолёты атаковали японскую авианосную группу у атолла Мидуэй, нанеся урон, от которого Императорский флот так и не смог оправиться.
Первоначальные заказы на серийные самолёты были сделаны 8 апреля 1939 года. Первый полёт – 1 мая 1940 года, к красной дате календаря. Всего было выпущено 5936 самолёта «Dauntless» всех вариантов.
Сходство Донтлесса с Су-2, конечно же, вызвано тем, что идеи-то общие. Сухой, будучи близок к ЦАГИ, внимательно следил за развитием аэродинамики, особенно в США – и старался использовать все самые свежие находки. Поэтому и сумел сформировать облик Су-2 раньше самого Хайнеманна.
Под руководством Хайнеманна были созданы более 20 самолётов, в том числе:
SBD «Донтлесс» — основной пикирующий бомбардировщик ВМС США во время Второй мировой войны.
A-26 «Инвэйдер» — средний бомбардировщик/штурмовик.
A-1 «Скайрейдер» — поршневой штурмовик. Несмотря на свою архаичность, использовался ВВС США до самого конца Вьетнамской войны.
D-558-1 «Скайстрик» — экспериментальный самолёт. Установил мировой рекорд скорости.
D-558-2 «Скайрокет» — первый самолёт, вдвое превысивший скорость звука.
F3D «Скайнайт» — ночной перехватчик.
F4D «Скайрэй» — истребитель. Первый сверхзвуковой самолёт ВМС США.
F5D «Скайлансер» — истребитель, не производившийся серийно.
A-3 «Скайуорриор» — палубный бомбардировщик.
A-4 «Скайхок» — штурмовик. Эксплуатировался ВМС США в течение почти полувека. Среди пилотов имел прозвище «хот-род Хайнеманна».
В начале 1960-х годов Хайнеманн перешёл в корпорацию «Дженерал Дайнемикс». Ушёл в отставку в 1973 году.
Вот как эти немецкие деды ушли на пенсию – так и технологии в США закончились. Что-то по инерции еще катилось какое-то время, но гниение уже началось. Отсюда и переход на финтех вместо хайтеха – барыги заменили инженеров.
Донован Берлин создал Хоки,Уорхоки,Киттихоки,Томахоки. Струков сваял много чего,но главный шедевр – С-123,северски и Р-47 Тандерболт….
Неважно, кто сколько самолётов потерял – задача американцами и британцами была выполнена.
Су-2 был в варианте пикировщика? Он же в ближнебомбардировочных полках служил.
Не был, и конструктивно не смог бы.Прочность планера и мотор. Увы, и в сопромате,и в лошадиных силах мы были в догоняшках. Если бы М-82 получил бы больше внимания,а из Су-2 не делали бы вездерука-бомборазведа из доступных материалов, а полноценную дюралевую машину с планируемым коэффициентом перегрузок,как у пикировщика – были бы шансы,а Ил-2 был бы узконишевой машиной,как Хеншель.
Сухой же сделал Су-6, тот и был пикировщиком. Я у Анисимова 🙂 читал.
См.выше. Су-6 это всё-таки был штурмовик.
На самом деле шансы вполне были, Су-2 был крепким, резервы усиления тоже были значительными, ну и звездообразный мотор с большим лбом тоже для пикировщика ОК.
Сделали же в СССР пикировщика из совершенно непригодного для этого высотного тяжелого истребителя Пе-2.
Опять же, у Сухого было вот такое развитие:
Но в части сопромата да, ты прав. Хотя это была не столько конструкторская проблема, сколько технологически-материаловедческая. И главной проблемой СССР была даже не сама по себе нехватка дюраля, а КАЧЕСТВО этого дюраля. Гогно дюраль-то был.
Даже когда строили Ту-4, то есть уже после войны, натащив оборудования и немецких специалистов для выпуска хорошего дюраля – столкнулись с необходимостью увеличивать сечение профилей и обшивки из-за того, что советский дюраль не держал нагрузки так, как держал американский. В результате Ту-4 оказался прилично тяжелее американца, и даже форсирование моторов не позволило дотянуть его ТТХ до эталонных Б-29.
Хотя операция хорошая – янкесы и томми хреначат лягушатников,все несут потери, а СССР тут ни при чём. Эххх,сейчас бы так…
При равной подготовке пилотов шансы Хока сбить очень живучий Ф-4Ф Дикокот очень минимальны,но и у чяжолого живучего кота с ястребом в маневренном воздушном бою очень не очень. Тактика и выполнение цели задач.
Дааа лааааааааааадна, Глагнэ заступился за совейских авиаконструкторов. Пусть и за аднаво Сухого)))
А что там заступаться? Советские авиаконсрукторы в условиях чудовищной отсталости промышленности умудрялись совершить настоящие чудеса.
Например, пресловутый АНТ-25, который “Сталинский маршрут” – ведь долетел через полюс до США без посадки. В те времена это была натуральная фантастика. И не надо думать, что это “рекорд ради рекорда” – этот самолет был на самом деле дальним бомбардировщиком, и он показал, что СССР в состоянии доставить бомбы с какими-нибудь бациллами практически до любой точки земного шара.
И высотные бомбардировщики ТБ-7 с ПЦН тоже были вполне себе выше мирового уровня – они превосходили тогдашние Б-17, в том числе по высотности и скорости на высоте. Фактически они были на высоте 11 км почти неуязвимы для истребителей. И дальность с допбаками была такая, что Молотов прилетел на таком в США.
Если учесть, из какого гогна и палок всё это приходилось делать – это просто чудо.
Вот только промышленность не смогла их строить массово, а мерикосы смогли. И Крепости, и Либерейторы. И почему Пе-8 стали делать без центрального мотора?
Хэли не мочь? Страна большая, ресурсы в достатке. И главное всё за морями- океянами. Делай не хачу. Даже вдоль границ охранялы не нужны. Лепота
Потому что на них появились АШ-82ФНВ с эффективными нагнетателями, у которых и так с высотностью было норм.
Ну очевидная же ситуация – в нагнетатели СССР не мог. Поэтому высотность моторов обеспечивали переразмериванием – АМ-34 имеет рабочий объем почти 46 литров, затем на такой переразмеренный мотор еще навешивали простой центробежный нагнетатель.
Высотность всё равно была не ах – но сложные нагнетатели и тем более турбо СССР не мог. Отсюда и ПЦН.
С бомбовой нагрузкой в 2000 кг, при полной заправке топливом максимальная дальность полёта Пе-8 составляла:
с двигателями АМ-35А — 3600 км,
с дизелями М-40 или М-30 — 5460 км,
с М-82 — 5800 км.
Таки и фсё остальное делалось из тех же материалов. Акромя пушек, ну там может тока оптика. А остальное жалезо. Ни двигателя, ни электрики,.. Кака нить гидравлика может? Ни силён я в пушках
Пушки пневматикой перезаряжались
Мне Су-2 очень нравятся. Они в частях прожили до почти конца войны. Как и Т-26. Там, где применялись соответственно тому, для чего предназначены.
Да чо там говорить, если в наступлении на финнов в конце войны вполне прилично себя показали Т-38 – вот такие:
Всё-таки противопульная броня и пулемет – это куда лучше при форсировании реки или озера, чем плыть на плоту, загребая веслом, или даже на вот такой американской амфибии DUKW, у которой брони нету:
Понятно, что у американцев были и получше изделия, но их они в СССР не дали:
Так штаа и Т-38 сыграли норм.