Бессмысленная радость винила
Давеча смотрел я интервью Стинга одному из главных на сегодня популяризаторов музыки Рику Беато, который недавно бился в Конгрессе США за право включать в лекции и передачи на Youtube музыкальные фрагменты разных групп и исполнителей длинней чем три секунды (больше сейчас не позволяют авторские права).
И Стинг между делом говорит, что новый альбом Bridge он выпускает на виниле и компакт-кассетах. «Ведь как оно для нас было – купить пластинку? Мы распечатывали конверт, любовались оформлением, читали все line-notes – кто на чем играет, кто принимал участие в записи. Ставили иглу на диск и вкушали все, начиная с потрескивания белого шума в начале. Это был просто праздник. Боюсь, что очень удобные стриминговые сервисы превратили музыку в фоновый товар».
И тут я понимаю, что 90% любителей послушать музыку сегодня даже не поймет, что такое «компакт-кассеты». Мне в некотором смысле повезло – я прошел через все возможные форматы звуковоспроизведения. Когда мы начинали слушать музыку, было всего два формата – магнитофонные катушки (бобины) и грампластинки. Пластинки только закончили переход с шеллака на винил, и их уже невозможно было, например, разбить, уронив. СССР довольно бодро справлялся с тиражированием местной музыки, и благодаря фирме «Мелодия» наши звёзды доходили до народа миллионными тиражами – Апрелевский завод грампластинок работал как часы.
Вечный Кобзон, конечно, задолбал, но вот под «Алису в стране чудес» с Высоцким мои дети засыпали отлично. Немножко легального «запада» протекало в сборниках типа «Музыкальный калейдоскоп»: «Девушка», исп. квартет «Битлз», музыка и слова народные». И выпуски с победителями «Евровидения» типа Middle of The Road, которых помнят сейчас, наверное, человека три–четыре в России.
Весь остальной, «неправильный», Запад распространялся на магнитных катушках. Магнитофоны – во всех странах – порождение Второй мировой войны – сильно спасали ситуацию, когда дело доходило до Creedence, Black Sabbath, Led Zeppelin и т. д.
Но была у этого формата проблема – потеря качества при перезаписи, а ведь только так достигалось максимальное распространение по желающим. Плюс качество отечественных магнитных лент – в зависимости от завода-изготовителя. Но зато была относительная свобода выбора, чего не могла предложить государственная система звукозаписи и дистрибуции. Правда, в какой-то момент возникла проблема физических размеров носителя – катушки занимали очень много места, равно как и сами катушечные магнитофоны. И это – международная проблема, которая была решена переходом на компакт-кассеты (MC, где М – это не micro, а music). Революцию совершила фирма Philips в 1963 году.
Когда компакт-кассеты дошли до нас, мы, как вечные халявщики, были лишены одного важного аспекта этого перехода – людям на Западе пришлось покупать легальные выпуски альбомов, за которые они уже один раз заплатили в предыдущем формате. Но виниловые пластинки были сильны как никогда, и, казалось, ничто не могло поколебать их позиции.
Коллекционирование винила в СССР сдерживалось прежде всего таможенными проблемами и ценой. Для многих любимые альбомы так и остались несбыточной мечтой.
Американцы тем временем поэкспериментировали с так называемым 8-track форматом – картриджем. Кстати, о нем в интервью вспоминает Стинг: «это был конкретный тупик». Stereo-8, как его называли, запустили в 1964 году совместно с автопроизводителями – так как прежде всего он был рассчитан на автомобильные магнитолы и на бум продаж авто в США, к которому мы не имели вообще никакого отношения. Но после 1978 года формат сдулся. Да и выглядел он совершенно по-дурацки, если честно. А еще он продавался с заранее записанной музыкой – туда невозможно было ничего записать самому, и, стало быть, для авто приходилось снова покупать то, что, возможно, у тебя дома стояло в виде виниловой пластинки. То есть платить два раза за свой Dark Side of The Moon.
Зато принцип кольцевой бесконечной ленты loop, который там использовался, пригодился для продажи порнографии на 8-мм пленке – те винтажные произведения искусства до сих пор называются loop.
И что любопытно – компакт-кассеты отлично себя чувствовали вплоть до 90-х годов, и я знаю, что многие, если пошарят по сусекам, найдут у себя парочку любых кассет, которые не поднялась рука выбросить. А вот под винил завели мину и взорвали ее. Причем сделал это опять Philips, который в 1982 году представил компакт-диск CD.
Лазерный диск, легкий, невероятно дешевый в производстве и полновесный в продаже, стал для всех просто золотой жилой. Особенно для пяти мейджор-компаний, обладателей всех основных дискографий в мире – теперь людям пришлось за свои коллекции Led Zeppelin платить уже в третий раз, или в четвертый, смотря как считать. CD-диски вынесли с рынка практически все форматы за счет удобства и дешевизны (сюда не входит цена легального альбома CD в магазине – лох должен платить). Да так, что к 1999–2000 годам продажи компакт-дисков достигли своего пика – по миллиарду штук в год.
Именно на те годы пришелся полный крах виниловых пластинок. Группы уже даже не связывались с дорогостоящим производством винила и выпускали всё только на CD. Или делали плюс к тому совсем крошечные тиражи винила – «для своих». Попробуйте сейчас найти альбомы Мэрилина Мэнсона 1997–2000 годов. Если они и есть, то стоят по 600 евро – именно потому, что виниловые тиражи были 1000 штук, если вообще были.
Легкость потребления CD однажды довела меня до того, что дома скопилось 3500 пластинок, и я знаю – не у меня одного. Но, в принципе, три тысячи альбомов – это еще то, что хотя бы теоретически можно освоить в быту – слушать, переслушивать. А потом пришел Napster, который так невзлюбила группа Metallica, и эпоха потребления музыки разделилась на времена «физических» носителей и «дигитальные», и кривая потребления CD начала неуклонно снижаться. Потом вошел iTunes, и вся эта download-лихорадка началась.
У вас был iPod? Ха-ха. У меня их было аж три штуки с максимальной памятью.
В угаре невиданного доступа к музыкальным материалам я вот лично закачал себе тысяч двадцать всяких единиц музыки, пока вдруг не понял, что это путь в никуда. Это уже превращается в бездумное некритичное потребление на манер жевания резинки, и когда-то это надо было прекращать. А тут еще стартовали стриминговые сервисы, когда музыку вообще не надо закачивать никуда, и iPod умер, как девайс, за бессмысленностью.
Слава Богу, в те годы всю новую интересную музыку можно было смотреть и слушать на Myspace, потому что, когда пришел Spotify, мне лично хватило пары суток, чтобы убедиться в том, что стриминговые сервисы ничуть не лучше всяких FM-станций, полностью купленных мейджорами, которые гоняют по кругу всякую попсовую шнягу. Причем «попсовую» не по жанру, а просто – все то, что крутится везде и всегда – шаг влево или шаг вправо (попробуйте найдите там G.G. Allin или The Residents c Clinic) – короче, тоска.
И тут я принял решение – всех к черту, структурируем потребление. И вернулся к винилу, который как раз начал свой подъем.
И опять-таки, может быть, какие-то хипстеры решили, что это «модненько» – пластиночки, вертушечка, колоночки, бла-бла-бла. Но на самом деле огромное количество людей, уставших от тысячной жвачки всяких стримов, поняло, что человеку на самом деле не нужны сотни тысяч песен-близнецов – это просто выносит мозг. Что лучше выбрать самые любимые альбомы, ставя себе ограничитель в виде, например, цены на виниловый диск – от 25 евро на «Амазоне», это не из интернета закачать подборочку «100 лучших альбомов – 2021», это совсем другое.
И тут выяснилось, что вот уже второй год подряд продажи винила в мире превышают продажи CD – больше трех миллионов альбомов. Бумеранг вернулся, несмотря на то, что опять пришлось купить всего Хендрикса, весь «Цеппелин» (с Yardbirds сложнее, их приходится выцеплять по одному альбому), всего Майлса Дэвиса. Но зато оказалось, что можно найти весь Swans, Can и даже Скотта Уолкера. Но вот в чем проблема – на полках уже под четыреста дисков, а хочется еще и еще. И как у девушки возле шкафа – «совершенно нечего надеть».
PS. Винил, деревянные колонки, ламповые усилители… Это все для эстетствующих меломанов. Я как-то по Святому Винилу не тоскую. Цифровая революция в воспроизведении музыки привела в новую реальность, о которой много лет говорили меломаны – при кристальном качестве трека увеличение мощности позволяет слышать качество, а не громкость. При нулевых искажениях мощность не глушит, а позволяет наслаждаться в новом качестве – я открыл для себя множество нового в песнях, которые уже 35 лет знал наизусть…
С винила Вы даже surround sound не запустите. Если бы у Вас была возможность услышать хороший цифровой звук – статья получилась бы другой. И винилы тянуло бы слушать только по приколу. Это как пересесть на Запор с Мерса.
Есть, конечно, большое НО – всё это техническое чудо не запихнуть в клетушку человейника с долбанутыми соседями. Нужен отдельный дом. Но это уже – совсем другая история… Впрочем, проблему отчасти решают хорошие наушники – по-настоящему хорошие, а не профанация, с соответствующим им усилителем.
Ну а про “теплое звучание винила” обычно сочиняют те, кому денех девать некуда и кто различает звучание хороших и плохих усилителей/акустики только по ценнику.
Кассеты самый худший и слабый формат по качеству, наслушался от души в свое время, выбора тогда не было особого. Аналогом может сейчас считаться mp3 со 128ым битрейтом. Винил может и звучит интересно, но окрашен до безобразия, чистая вкусовщина. Лучший тогдашний формат только бобина, так что автор зря на нее гонит, размеры ему не понравились. Ага, а пластинки он слушал в миньон размере конечно. Тему с бобинами хорошо закидывать упоротым по ТЛЗ, особо доставляют любители кассет со своими накамичи. Уж там есть где разгуляться. Реально был годный формат, только альбомы на них практически не выпускались, может были, но я не видел. Его использовали для передера со свежекупленного винила, пока тот не затерся иглой. И воспроизводил очень достойно практически без потерь даже на первом классе. А если нулевик, у-у-у, хоть с сидюков рипуй. Так что я если бы упарывался по аналогу, то только бобина. Тем более рипы есть в тырнете, с прямыми руками и хорошей звуковухой хоть как-то оправдано. А то что неудобен, ну увы, пластинки тоже в авто не послушать.
Вообще то был и винил в авто.. И даже Хай-Фай..
Да и с бабинами не всё так просто, они тоже сыплются и т.д.
и при перезаписи, лучше писать через эквалайзер было, но всё равно потом гэ получалось..
Пропустим запись на проволоку на бабинах, об этом мало кто знает)
Кассеты, разные по качеству были. Некоторые даже в принципе писались окей. Использовались как копии для прослушивания в машине, там то и особого качества и не нать..
А так же как носители информации для ПК.
А ещё был формат записи не механический и не магнитный, а на светопропускаемость. Он в принципе и сейчас возможно есть. Догадайтесь, где?))
И даже стерео)
Пленка понятное дело тоже штука была непростая, но мне тогда салабону хватало линейник-линейник, сильно не заморачивался тогда, Цоя да дирижаблей содрать бы с оригинала. BASF сильно заходила как пленка, другие не попадались для постоянного юзанья. Ну а кассеты на авто выиграли по понятным причинам. Кроме размера и удобства главным была виброустойчивость. Сидюки по этой причине поначалу не заходили пока нормальный антишок не завезли. На ПК тем более бобина не нужна, главное без ошибок загнать содержимое в память. При том как носитель наверное был даже надежнее тогдашних только появившихся 3,5″ дискет. Насчет 5″ кстати проблем совсем не было.
ЗЫ кино да, отдельная песня с долб(аем)и и треском аппарата. Сразу почему-то детство у бабушки навевает. Даже видеосалон не нужен был.
А мне 5″ всё попа дались с битой нулевой дорошкой..Их в продаже то особо и не было, а в институте нужны были..
%К стате, воткнул в машину синий зуб, теперь слушаю музыку с телефона и туда же вещает навигатор..
И ненадо никаких касет и дисков, флЭшЭг и тд.
И даже радива не надо, там несут только рекламу увмассы и по-псу.
Это ты еще не открыл для себя Ford Sync.
Если вкратце – твой смартфон автоматически переходит под управление с экрана мультимедийной системы автомобиля. Скажем, навигатор крутится у тебя в смартфоне, но тебе не нужно смотреть на его экран и вообще его доставать из бардачка – всё сдублировано на экране, встроенном в приборку авто.
Впрочем, под Андроид есть универсальная система Android Auto – она не так крута, как Синк, но тоже работает. Главное, чтобы твоё головное устройство в автомобиле было на андроиде или поддерживало протоколы Андроид Авто.
Системные требования: Смартфон с Android 6.0 (Marshmallow) или более поздней версии, на котором доступен мобильный Интернет.
Соединение головного устройства со смартфоном может быть сделано через USB кабель без всяких блютузов. Заодно и питание на смартфон будет идти.
Технологию Android Auto поддерживают более 500 моделей автомобилей и стереосистем. Их количество постоянно растет, вот тут можно проверить, поддерживается ли технология в вашей тачиле:
https://www.android.com/auto/compatibility/
Ниже перечислены модели автомобилей Ford с поддержкой Android Auto.
C-MAX (с 2017 г. в.)
Ecosport (с 2017 г. в.)
Edge (с 2017 г. в.)
Escape (с 2017 г. в.)
Everest (с 2017 г. в.)
Expedition (с 2017 г. в.)
Explorer (с 2017 г. в.)
F-150 (с 2017 г. в.)
Fiesta (с 2017 г. в.)
Flex (с 2017 г. в.)
Focus (с 2017 г. в.)
Fusion (с 2017 г. в.)
Galaxy (с 2017 г. в.)
GT (с 2017 г. в.)
KA+ (с 2017 г. в.)
Kuga (с 2017 г. в.)
Mondeo (с 2017 г. в.)
Mustang (с 2017 г. в.)
Ranger (с 2017 г. в.)
S-MAX (с 2017 г. в.)
Super Duty (с 2017 г. в.)
Taurus (с 2017 г. в.)
Tourneo Connect (с 2017 г. в.)
Tourneo Courier (с 2017 г. в.)
Tourneo Custom (с 2017 г. в.)
Transit (с 2017 г. в.)
Transit Connect (с 2017 г. в.)
Transit Courier (с 2017 г. в.)
Transit Custom (с 2017 г. в.)
А не проще магнитола с вайфаем и блютузом?
На которой ужо есть навигатор и нужен только интернет? А через зуб- звонки и управление вперёд назад треками?
По сути у меня так и происходит по части музыки, я не вынимаю телепхон искармана.. Треки и запуск воспроизведения через всё тот же 747D..
Ценавопроса кАпейки.
Так потому что в форматах, аналогичных FAT, на начало диска писалась таблица размещения файлов. При каждой операции туда лазали головки и переписывали эту таблицу – вот начало диска и изнашивалось.
Между прочим, на редкость м%даковатая система. Сразу видно – тупые пиндосы делали. Логичным было бы разместить в начале диска только Boot-сектор (для упрощения загрузчика) и таблицу параметров диска, которая читается один раз после вставления диска в привод. В этой таблице среди прочего указывается место размещения FAT (в виде номера дорожки) – которое в общем случае делается где-то в середине диска, чтобы головкам было ближе лазать.
При такой схеме место размещения FAT становится “плавающим” – его можно периодически менять, чтобы избежать разрушения этой дорожки и сделать износ диска равномерным. Кроме того, головкам ближе лазать к FAT, дисковые операции становятся быстрее.
В кино уже давно магнитные дорожки нанесены по краю ленты. Оптическая запись – это тяжкое наследие 30-х годов.
Видишь – по бокам от перфорации такие темные полосы? Это магнитный порошок, как на бобинах. Туда и пишется звук – 2 или 4 канала. Затем объемный кинозальный звук делается из 4 каналов. Это если в аналоговом формате.
У меня где то корочки киномеханика валялись.. Я это всё в руках держал. Ещё в те времена)
На свету пропускаемость? В кине что ли?)
И какие-же наушники надо купить, что-бы “услышать хороший цифровой звук”? Какой нужен усилитель? И самое главное — сколько всё это “счастье” будет стоить?
Наушники с высоким сопротивлением и отдельный усилок к нему с ЦАПом, от компа можно вывести сразу по цифре по оптике. Штука однако недешевая.
Что такое ЦАП?
Кот такой.. Цап Царап))
ЦАП – это аудиокомпонент, который используется для преобразования цифровых аудиофайлов, в аналоговый сигнал.
(с)
Цифро-Аналоговый Преобразователь, от битности коего и зависит искомое качество. Звуковая карта ПК по сути тоже самое.
И в телефоне и тд.
ЦАП сейчас уже немодно. Сейчас используются сразу DD усилители.
Ну то есть усилитель полностью цифровой. В него заходит цифра, там она превращается в импульсы различной ширины на частоте квантования, скажем, в 50 или 150 мегагерц. Эти импульсы подаются непосредственно на динамики или в наушники. Поскольку обмотка наушников представляет из себя индуктивность, а подвижная система наушника имеет существенную массу – они работают как естественный интегратор, преобразуя высокочастотные импульсы в плавное движение мембраны.
Разумеется, чтобы эти короткие импульсы не шумели в широком диапазоне на радиоволнах – на выходе усилителя добавляется ВЧ фильтр, убирающий радиопомехи и приглаживающий фронты импульсов. Но на звуковой частоте его влияние ничтожно.
Громкость в DD усилителе регулируется амплитудой импульсов. Этим обеспечивается полный динамический диапазон как на максимальной громкости, так и на минимальной.
Естественно, при такой реализации нелинейные искажения усилителя отсутствуют как класс, а частотно-фазовые искажения могут быть сведены к ничтожно малым величинам.
На картинке показан принцип работы усилителя класса D, в котором ШИМ-преобразование делается на аналоговом принципе (компаратор сравнивает сигнал с опорным треугольным сигналом на частоте дискретизации). По такой схеме работали старые советские усилители для военных звуковещательных установок (“американцы, сдавайтесь, вы окружены”).
Усилитель класса DD не использует аналоговых частей вовсе – он непосредственно преобразовывает цифровой отсчет в импульс определенной ширины и затем выдает эти импульсы с определенной частотой в нагрузку (звуковой излучатель).
Звуковой излучатель может быть как динамическим (с катушкой), так и электростатическим. Для D и DD систем это не представляет никакой проблемы – высокочастотные высоковольтные транзисторы давно доступны.
Это вот то, что при паузах мы слышим ,,цЫфровой звук,,? Как на кассетах от синклера))
Это очень смахивает на радиовещание FM..
Не-не, в усилителе DD ты в паузах не слышишь ничего. Мегагерцы же.
>>Это очень смахивает на радиовещание FM
Не совсем. FM – использует синусоидальную форму сигнала, при этом модулируется частота. А в D и DD усилителях частота неизменна, изменяется только ширина импульса, при этом импульс прямоугольный – транзисторы работают в ключевом режиме, полностью открыт или полностью закрыт. Таким образом, от линейности транзистора не зависит вообще ничего.
Ну и амплитуда всех импульсов может меняться в рамках регулирования громкости.
Кстати, поскольку D и DD усилители, как правило, используют мостовую схему выходного каскада – в них нет даже переходных конденсаторов. Частотная характеристика начинается прямо от постоянного тока и уходит куда-то в небеса, на радиочастоты. Поэтому в DD усилителях есть специальная адаптивная схема, нормализующая цифровые отсчеты сигнала относительно нулевого уровня до того, как они будут поданы на выходной каскад.
Банальные усилители класса D на микросхеме TPA3116D2 звучат очень хорошо из-за того, что у них очень высокая частота переключения для дешевого решения – 1,2 Мгц. Соотношение сигнал-шум — 102 дБ, частотная характеристика горизонтальна от 10 герц до 100 килогерц, фазовая характеристика линейна, но главное – нелинейные искажения практически не зависят от выходной мощности (они определяются встроенным дискретизатором).
Нда, Давненько я не залИзал в эти ,,дебри,,((
Эххх..
О да, волшебный звук винила – шорохи, шипение и потрескивания.))