Энтузиазм, или Симфония Донбасса
Фильм Дзиги Вертова «Симфония Донбасса» (в европейском прокате – «Энтузиазм») считается шедевром передового советского кинематографа. Им восхищался Чарли Чаплин. Фильм посвящён первой пятилетке 1928-1932 гг. и состоит из трёх частей. В первой части показана ликвидация всех пережитков старого строя (в частности, религии и алкоголизма), которые мешали социалистическому строительству. Далее представлены сцены промышленного производства и в конце – коллективизация, преимущественно в сельской местности.
Весной 1928 г. на совещании по кинематографии было принято решение о дальнейшем развитии советского кинематографа. Фильмы должны были основываться на идеологии пролетариата и служить средством коммунистической агитации и воспитания классового сознания рабочих. Если в 1918 г. в картинах Вертова была представлена «жизнь врасплох», то в конце 1920-х гг. начинается борьба против формального подхода в кино. В 1930 г. в прессе разворачивается дискуссия против кинодокументализма и его главных режиссёров – Д. Вертова, В. Ерофеева, Э. Шуб.
Во время этой борьбы Вертов и создал свой фильм «Симфония Донбасса» в 1930 г. Вертов отрицал актёрскую игру и своих кинохрониках показывал только подлинную жизнь. Кроме того, этот фильм стал первой звуковой документальной картиной. Настоящие звуки церковных колоколов, разрушений, промышленных заводов сопровождают зрителя на протяжении всей ленты. В «Симфонии Донбасса» звучат Первомайская симфония Шостаковича и марш «Последнее воскресенье» Тимофеева. Фильм был запрещён к показу в Советском Союзе и забыт до 1960-х гг.