Финский блицкриг

В 1939 году, когда Финляндия спровоцировала войну с СССР, расчеты финского руководства предполагали максимальное затягивание войны, подключению к ней Англии и Франции, а потом вторжение на территорию Советского Союза с нескольких направлений.
Однако война пошла не так, как представлялось финскому руководству. Во-первых, благодаря заключенному между СССР и Германией договору о ненападении, третий рейх не мог оказать Финляндии военной помощи.
Во-вторых, государства, которые, как предполагало финское руководство, должны были стать союзниками Финляндии в войне против СССР, оказались в состоянии войны между собой. В 1939-1940-м годах, когда англичане и французы попытались оккупировать Скандинавию и через неё прийти на помощь Финляндии, они оказались вынужденными сражаться с Германией.
Ну и третья причина, почему Финляндия не смогла перевести войну в долгое позиционное противостояние – это недооценка возможностей Красной армии.
Западные страны к моменту советского наступления на линию Маннергейма 11 февраля 1940 года, уже успели накачать финские вооруженные силы средствами ведения войны. На границе с Советским Союзом Финляндия имела до 600 тысяч солдат и офицеров.
Однако и Красная армия усиливалась, подтягивая новые силы, в первую очередь тяжелую артиллерию, или, как их потом финны нередко называли — «сталинские кувалды», а наши войска «карельскими скульпторами».
В результате в 7-й армии плотность артиллерии составляла 70 орудий на 1 км фронта, а на участках прорыва стрелковых корпусов по 75-85 орудий на 1 км фронта. По меркам Великой Отечественной войны – это не много, но финнам хватило.
Хорошо обеспечивали артиллерию и боеприпасами: до 4-9 боекомплектов, а иногда до 12.
На всем протяжении фронта были созданы пункты наблюдения в 300-500 метрах от укреплений противника. Для достоверного определения характера укреплений финнов производилось предварительное огневое вскрытие. Обычно для этого производилась стрельба из 152-мм или 203 мм орудий фугасными снарядами. Как правило для подавления огневой точки и пробития перекрытия дота требовалось 4-5 попаданий. На такое количество попаданий расходовали до 500 штук снарядов.
Более экономичной была стрельба прямой наводкой из тяжелых орудий и стрельба 45-мм пушек по амбразурам бронебойными снарядами.
В первый же день наступления 11 февраля 1940-го года артиллерия 7-й армии израсходовала 149 985 снарядов всех калибров, а в 13-й армии – 80 тысяч. Опять же, по меркам Великой Отечественной войны цифры не рекордные, но в 1940-м году этот артудар привел к успеху.
За шесть дней была порвана главная полоса обороны финнов. 28 февраля Красная армия прорвала вторую линию обороны белофиннов. С 1 по 13 марта была прорвана последняя полоса «линии Маннергейма». При прорыве второй и третей линии обороны плотность на участках прорыва достигала уже 135 орудий на 1 км фронта.
В результате финскому правительству пришлось просить мира, а предполагаемые союзники, англичане и французы, битые немцами — не сумели оказать белофиннам действенной помощи.
Сделала определенные выводы из этой войны и Красная армия. Если вначале «зимней войны» считалось, что для прорыва укрепленной обороны достаточно 50-100 орудий на 1 км фронта, то в ходе этой войны выяснилось, что необходимо создавать плотность в 110-150 орудий на километр фронта.
Кувалды — дааааааа…. Моща! В Кронверке смотришь — и офигиваешь! Хотя мне больше Конденсатор нравится 🙂
Ну, у фошиздов-то куда более бодрые системы были:

А вообще для разрушения тяжелых укреплений, как ни странно, оказался очень хорош вот этот аппарат:
http://ww2history.ru/uploads/2013/1414756906_5-56.jpg
Да-да, это пресловутый 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger.
В качестве орудия на нем используется 380-мм реактивный корабельный бомбомёт Raketenwerfer 61. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с.
Хотя ракета при выстреле и создавала небольшую по сравнению с традиционными артиллерийскими системами того же калибра отдачу, чтобы не усложнять конструкцию и не загромождать боевое отделение механизмами отката, конструкторам пришлось прибегнуть к оригинальному решению: газы ракетного двигателя отводились в пространство между стволом и его внешним кожухом, выводясь через отверстия в передней части ствола; таким образом удавалось погасить значительную часть стартовой отдачи.
Максимальный боекомплект бомбомёта состоял из 14 ракет, из которых 12 размещались в укладках по обеим сторонам рубки, одна находилась на зарядном лотке, и ещё одна в стволе, однако обычно экипажи предпочитали загружать в машину лишь 13 снарядов.
Обычно в боекомплект входили только фугасные ракеты Raketen Sprenggranate массой 351 кг, содержавшие 125 кг тротила.
Впервые опробованы в Варшаве при подавлении восстания. С успехом.
«Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали даже способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман».
Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения — реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) — обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами.
Конечно, на максимальной дистанции стрельбы в 5.7 километров разброс попаданий был велик — но обычно «Штурмтигр» применялся с куда меньшей дистанции.
«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра».
Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом) имели шансы пробить её — да и то лишь на предельно малых дистанциях.
Тем не менее — мы сформировали из своих ландшафт Карельского перешейка, а что добились фашизды? Нюрнбергского трибунала и крышки люка под ногами.
Не, ну как же — Варшава выглядела примерно как Сталинград, при этом привели ее в такое состояние гораздо быстрее и с меньшими затратами.
Зря вообще не привели к лунному пейзажу. Как и Будапешт…
Вероятно это и называется «выйти за рамки».) Установить на шасси корабельный бомбомёт смог только сумрачный тевтонский гений.
Жду когда вундервафля появится в ВоТ.)))
А 406-мм Конденсатор? Это ж главный калибр дредноутов!
Между тем решение гораздо более разумное, чем созданные для борьбы с финскими дотами КВ-1, вооруженные 76-мм пушечкой.
Кстати, это даже в СССР стало понятно — но попытка поставить адекватный задаче калибр вылилась вот в такого хорошо известного уродца:

Понадобилось время, чтобы дойти до вот этой машины:
http://www.kpopov.ru/military/msk_poklonnaya_2016/dsc_7089.jpg
При этом лоб корпуса у нее всего 60 мм — то есть это не адекватная замена штурмовой САУ, а паллиатив.
При этом вот тебе британский «инженерный» (то есть штурмовой) танк Churchill AVRE:
http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/035/714/original/1-_churchill_a-v-r-e-4f749c7b89384735b0413cff88f450c6.jpg
Британцы нарастили лоб до 102 мм и поставили крупнокалиберную мортиру. Основным элементом мортиры «Хлопушка» был короткий ствол калибра 290 мм (6,5 дюйма). Длина ствола незначительно превышала продольный габарит используемого боеприпаса.

Как обычно у британцев, всё сделано через задницу — но идея-то та же самая, как у немцев.
А вот тебе относительно современная инженерная машина M728 армии США:

M728 CEV (Combat Engineer Vehicle) — боевая инженерная машина (сапёрный танк), созданная на базе основного боевого танка M60 и предназначенная для создания оборонительных укреплений и разрушения фортификационных сооружений противника.
При создании сапёрного танка стандартная для базовой модели M60А1 нарезная 105-миллиметровая танковая пушка была заменена на 165-миллиметровую пушку низкой баллистики(метательное устройство для подрывных зарядов) M135. Дальнобойность — 2400 метров (2600 ярдов), дистанция эффективного огня — 925 метров (1012 ярдов). Для стрельбы используются выстрелы М123 (М123А1), являющихся по сути предназначенными для разрушения заграждений, фортификационных и иных сооружений мощными подрывными зарядами.
Как видишь, немецкая идея оказалась вполне продуктивной.
У ИСУ-152К на фото лоб -90,маска -60. А КВ-2 — это просто сумерки разума.
На фото вполне очевидно, что рубка — нифига не толстая.
Маска орудия — 100 мм (а вначале было 60 мм), а вот лоб корпуса — 60 мм верх так и был, 90 мм низ (потому что низ литой, там качество стали не ах).
Лоб корпуса сверху тоже пытались сделать 90 мм — но передние катки и так сильно перегружены, пришлось уменьшать. Ограничились толстой маской орудия — причем толстая маска пошла только со второй половины 1944 года.
Про 90 мм верх лба на серийных машинах это, видимо, фуфло. Идет оно от записанных в ТТЗ на разработку «увеличить толщину брони лобового листа корпуса до 90—100 мм» — но этот пункт так и не был выполнен. Шасси не тянуло.
Модернизация ИСУ-152К единственным усилением брони вводила накладку 20 мм на верх маски орудия. Эта накладка хорошо видна на фото.
Кёнигсбергские доты и форты не спасла толщина лба ИСУ-152.
Ну, ты можешь сейчас рассказать, что спасло форты Севастополя. И что спасло форты Линии Мажино. Без всяких, заметим, штурмтигров:

Это Линия Мажино.
Ну — одно другому не помешало. Важно, что мы победили, а они проиграли. Горе побеждённым. Хоть и со Штурмтиграми, маусами , штурмфогелями и другими вундервафлями. Ничего это — им не помогло. А ИСУ-152 — оружие Победы, как и БС-3, ИС-2, и много ещё чего.
Б-4 — гаубица своеобразной судьбы. После окончания Великой Отечественной войны гаубицу Б-4 быстро списали как устаревшую, но спустя несколько лет вернули обратно.

К началу 50-х годов на вооружении армии появился быстроходный гусеничный тягач АТ-Т, оснащенный модификацией танкового дизеля В-2. Новая машина обеспечивала скорость буксирования гаубицы Б-4 до 35 км/ч, но гусеничная ходовая часть орудия не была приспособлена для подобных нагрузок.Для увеличения мобильности было предложено изменить конструкцию ходовой части, переведя ее на пневматические шины. Работы по созданию новой ходовой части выполнили силами завода «Баррикады», уже в 1955 году началось производство конструкции и модернизация парка гаубиц. Ведущим конструктором нового лафета стал Г.И. Сергеев.Ещё одной причиной повторного принятия на вооружение было появление компактных ядерных боеприпасов, и Б-4 вполне подходила для их применения.
Доработанная артиллерийская система получила обозначение Б-4М и индекс ГАУ 52-Г-625М. Орудие состояло на вооружении Советской Армии вплоть до начала 80-годов, а затем было передано на склады долговременного хранения.
Вроде было, что хохелы сняли с хранения и применяли на Донбассе то ли Б-4, то ли Бр-2. В гусеничном исполнении.
Та нi, це вряд ли. Снарядов же нету. Были бы — они бы выкатили Пионы, у них тот же самый снаряд допустим к использованию. Но нет — дальше вот этой показухи дело не пошло:

Так они и стоят.

Впрочем, попытки стрелять были:

Хохлы такие хохлы. 15 мая 2018 года в район дислокации 3-го самоходного артиллерийского дивизиона 43-й отдельной артиллеристской бригады Вооруженных сил Украины, находящегося в оперативном резерве группировки, прибыли 203-мм самоходные пушки 2С7 «Пион». Стояли они в 50 км от линии разграничения. Прибыли для показухи — Волкеру показывали, чтобы он впечатлился мощью укроармии и дал денег.
Это чем стреляли, что так со стволом? Прогревочным с крэйсера Червона Украйна?! :)))
Ни, хотилы здать у Чермет Украины. Шо ей будэ, той пушки, если чутка отпилить?
Ну, ты же знаешь, что проблему решили созданием 2С7 «Пион» (индекс ГАБТУ — объект 216) — советская 203-мм самоходная пушка, находящаяся на вооружении Сухопутных войск Вооружённых сил Российской Федерации.
Разработана в Ленинграде на Кировском заводе. Главный конструктор шасси — Н. С. Попов, 203-мм нарезной пушки 2А44 — Г. И. Сергеев. 2С7 «Пион» предназначен для подавления тылов, уничтожения особо важных объектов и средств ядерного нападения в тактической глубине на расстоянии до 47 км. После модернизации получен новый индекс 2С7М или «Малка» (модернизированы шасси — 216М с дизелем В-84Б, системы наведения и заряжания), в литературе встречается название «Пион-М».
Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы — не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.
Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.
В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Кстати, у хохлов их есть несколько штук — но к ним нет снарядов, поэтому они разобрали машины на запчасти к танкам.
Такая стоит у фасада Михайловской академии? Справа?
В артиллерийском музее да, она есть.
А в Академии? Геноцид что-ли?
Ее часто путают с геноцидом. Но опознать легко — у геноцида на стволе дульный тормоз, а у пиона-малки тормоза нету.
Посмотрел. Пион без дульного. Номер бортовой был 197.