Как белогвардейцы Киев взяли
В период своего Похода на Москву белогвардейцы А. И. Деникина сумели взять немало городов, в том числе — на территории Малороссии. В конце июня белогвардейцы ВСЮР взяли Харьков. В июле белые заняли Полтаву. Наконец, в августе белые сумели взять и Киев.
Впрочем, тут не обошлось без своеобразного инцидента. Дело в том, что когда Красная Армия отступила из Киева, то в город вошли сразу аж три армии.
Первая — белогвардейцы, понятно.
Вторая — петлюровцы, УНР.
А третья — это галичане, УГА.
Последние, как это сейчас не покажется странным современникам, к белым относились с симпатией, воевать с ними не желали (так как галичане утратили контроль над собственными территориями, занятыми поляками и надеялись, что русские белогвардейцы им потом помогут эти земли вернуть).
А вот петлюровцы устроили провокацию. Сперва всем казалось, что обойдется без столкновений: на Думской площади возле Киевской городской думы появились совместно российский флаг белогвардейцев и «желто-блакитный» — УНР.
Но по приказу командира Запорожского корпуса петлюровцы сорвали русский триколор и начали его топтать конями.
Белогвардейцы не выдержали и атаковали петлюровцев.
Галичане вообще сопротивляться не стали (позднее они даже войдут в состав ВСЮР, а потом — в состав РККА, в общем везде успеют), и белые петлюровцев очень быстро разгромили. Причем проделали это белые меньшими силами.
Вы спросите, а где же в это время были красные? Красные заблаговременно эвакуировались из Киева после прорыва фронта на стыке 13-й и 14-й армий РККА 1-м армейским корпусом белых. Так сказать, оставили своих противников разбираться друг с другом.
Там ведь ещё относительно недалеко были поляки, а если вспомнить про разного рода бесконтрольных атаманов…
В общем белые, заняв Киев и обширные территории Малороссии (и Новороссии), внезапно столкнулись с проблемой: на удержание этих земель требовалось отзывать войска с фронта.
К противникам белого движения, помимо Красной Армии, добавились петлюровцы, махновцы и различные атаманы с отрядами «самообороны». А ещё поляки временно прекратили наступательные операции против РККА.
В этот период Нестор Махно заключает соглашение с петлюровцами (с которыми совсем недавно воевал), а многие антибольшевистские повстанческие отряды в Малороссии начинают сотрудничать с РККА. Так что да, по выражению очевидца событий, карикатуриста Б. Е. Ефимова, «петлюровский шакал убежал от деникинского волка».
Но в целом белым давали пополнения только крупные города, тогда как деревня была для них враждебной.
Хотя любопытно, что некоторые белые части не брезговали «разбавлять» свои ряды не только пленными красноармейцами, но и пленными махновцами.
Некоторых местных «атаманов» белым удалось склонить на свою сторону. Впрочем, их отряды имели сомнительную боеспособность и отличались склонностью к грабежам и погромам. Но это была общая проблема белых войск в регионе, серьезно разлагавшихся.
«Начальники, разнуздав эту стихию, сами оказались не в состоянии с нею справиться. Офицеры стали бояться своих солдат, а последние с каждым днем наглеют всё больше и больше. Части, вроде Терской пластунской бригады и Гвардейской дивизии, находятся совершенно в руках своих солдат, и командиры не в состоянии им что-либо запретить…
Население этого района надолго сохранит в памяти наше пребывание, и я не знаю, что нам придется им говорить и обещать, если скоро будем вновь освобождать их от большевиков. Единственная надежда еще на то, что последние будут во много раз хуже нас. Это единственное наше спасение, если у них войска вырвутся из их рук так же, как вырываются наши…
К концу ноября создалось положение, в котором наши части напоминали островки среди моря кишащих банд. К ним скоро прибавились колонны остатков петлюровской рати…»
Это писал командующий войсками Киевской области генерал А. М. Драгомиров лично Главкому ВСЮР А. И. Деникину, в декабре 1919 года.
Характерно, что упомянутый генерал А. М. Драгомиров признавался А. И. Деникину, что белые даже «пригород» толком не контролировали.
А повстанцы имели разное происхождение и цели, многие были врагами большевиков… но практически все были против белых.
Драгомиров даже выделяет особую категорию: «…ненавистники Добровольческой армии, мстившие за грабежи, насилия и бесчинства. Эти были и против нас, и в то же время боялись большевиков и не желали их прихода…»
Белогвардейцы заняли Киев в конце августа 1919 года. В первый раз их оттуда выбили красные уже в октябре того же года.
Деникинцы контратаковали, снова взяли Киев, заодно устроив там погром евреев. Окончательно белогвардейцы потеряют Киев в декабре 1919 года.
Впрочем, Красной Армии позднее придется ещё немного попотеть: в мае 1920 года РККА выбьют из города польско-петлюровские войска.
Наконец, в июне 1920 года Красная Армия вновь возьмет Киев.
В свое время М. А. Булгаков, очевидец событий, насчитает в Киеве с 1917 по 1920 годы 14 переворотов и переходов города «из рук в руки». Хохлы — дело тонкое, Петруха.