Капиталисты на зоне

В Китае нет известной на весь мир интернет-компании Фейсбук родом из Калифорнии. Об этом знают все. Но мало кто знает за пределами Поднебесной, что в Китае есть электронный провайдер Тенсент, ни в в чём не уступающий, а по многим направлениям и превосходящий своего американского конкурента.
Впрочем, в самой компании не очень любят аналогий с Фейсбуком. Тому есть вполне ясные причины. Пятеро отцов-основателей компании, недавних студентов во главе с Ма Хуатэном в 1998 году, на шесть лет раньше, чем американец Марк Цукерберг с тремя единомышленниками сформулировали и оценили идею, которая стала основой для создания интернет-гиганта. И уже в 1999 году получили программу мгновенного обмена сообщениями с китайским интерфейсом OICO, вступив таким образом в негласное соревнование с западными разработчиками цифровых технологий.
Да-да, двадцать лет назад КНР начала пожинать плоды реформ, которые запустил на стыке 80-90-х годов прошлого века Дэн Сяопин, придав новое наполнение идеям социализма, который к тому времени потерпел крушение в Советском Союзе. По этим критериям история того, как развивалась компания Тенсент — классический пример «социализма с китайской спецификой», который сегодня переигрывает в экономике самые мощные империалистические державы.
Начнём с того, что компания Тенсент была основана в особой экономической зоне (ОЭЗ) Шэньчжен, которая наряду с другими ОЭЗ, согласно китайской концепции реформ, была призвана стать локомотивом развития, привлекая новейшие технологические достижения Запада и генерируя доходы в валютных юанях. Первоначальный капитал — 2,2 миллиона долларов — в октябре 1999 года Ма Хуатэн и товарищи получили в виде рисковых инвестиций от американской компании IDG и одной из сянганских (гонконгских) компаний, соблазнённых льготным экономическим режимом Шэньчженя. Эта поддержка позволила компании набрать высоту в 10 тысяч пользователей ICQ, число которых за двадцать лет превысило 100 миллионов человек, а программа QQ стала крупнейшей в Китае для обмена сообщениями в режиме он-лайн. А в 2005 году Тенсент запустил мультимедийный соцмиальный сервис Ozone, который стал крупнейшей социальной сетью в КНР.
Но не только в общем-то простой по технологическим меркам обмен информационными сообщениями может предложить пользователям Тенсент. Его основной актив сегодня — мессенджер WeChat c более чем миллиардом активных пользователей, который, кстати, умеет очень многое, не доступное западным конкурентам: проводить видеоконференции, звонить из Китая за границу, отправлять платежи, рассчитываться за товары и услуги, искать информацию в Интернете, сражаться в электронных играх. В 2017 году через сервисы Тенсент китайцы оплатили покупки на 5,5 триллиона долларов, что примерно в 50 раз больше, чем оплатили покупок через PayPal в США (привет Ололону Маску).
Исследовательский сектор компании постоянно совершенствует информационные технологии, обеспечивая массовую цифровизацию повседневной жизни людей. Отдельная отрасль — создание электронных игр, которые вытесняют западные аналоги с рынка, принося Тенсенту около 20 миллиардов долларов прибыли ежегодно. Понятно, что «отцы-основатели», а также расчётливые инвесторы, которые вовремя приобрели акции компании на бирже в Сянгане, сегодня не испытывают проблем с деньгами, а сам Ма Хуаэтен с состоянием в 37 миллиардов долларов стал богатейшим человеком в Азии и восемнадцатым в мире по версии журнала «Форбс». Сама же компания в прошлом году достигла капитализации в 500 миллиардов долларов, обойдя Фейсбук и заняв пятое место в мире по этому показателю! Для сравнения — валовый внутренний продукт России оценивается примерно в полтора триллиона долларов.
Партия даёт добро
Но как соотнести интересы крупнейшей частной компании с принципами социализма, идеи которого, как говорит Си Цзинпинь, «донесли до Китая столетие назад орудийные раскаты Октябрьской революции»? И возможно ли это? Да, интернет-гигант исправно платит налоги с прибыли примерно в 20 миллиардов долларов, и не маленькие, опережая, кстати, по прибыльности Фейсбук. Налоги эти через плановые органы КНР перераспределяют на экономическое развитие и борьбу с бедностью, а компания и её владельцы неизменно участвуют в масштабных благотворительных проектах.
Но этим не исчерпывается вклад компании в создание «социалистического среднезажиточного общества» — цель, которую поставила компартия Китая на своём XIX съезде в октябре 2017 года. Для меня было удивительным узнать, что из примерно 43 тысяч работников громадной частной корпорации 80 процентов составляют коммунисты. И смысл их деятельности не в том, чтобы разрушить классическую капиталистическую монополию, но всемерно развивать её, решая задачи, выдвинутые КПК. Например, наращивать массовую цифровизацию предпринимательства — задача, чрезвычайно актуальная и для нашей страны. Так вот, около пяти миллионов малых и средних предпринимателей пользуются бесплатно сервисами и электронными платформами Тенсента. Правда, до того момента, когда их прибыль начнёт превышать определённую величину — тогда надо будет платить за услуги корпорации. Но платить, только встав на ноги и получив запас прочности в развитии бизнеса!
Другой пример. В стране провозглашён лозунг «Сделано в Китае-2025». Смысл его — создавать отечественные передовые научные разработки, которые позволят выпускать конкурентоспособные высокотехнологичные товары, превосходящие западные, прежде всего американские аналоги. В соответствии с этим партийным требованием значительную часть прибыли Тенсент инвестирует в разработку искусственного интеллекта и облачных технологий, медицинскую диагностику, распознавание лиц, создание (совместно с Тесла) семейства беспилотных автомобилей и другое.
Совершенно особый подход и к электронным играм. Они максимально гуманизированы, там исключены потоки алой крови, а в программное обеспечение встроены алгоритмы, которые не только позволяют родителям онлайн контролировать, какое же приложение и сколько времени пользует их чадо, но и ограничивают временной промежуток, когда эти игры доступны детям.
Словом, своё место и функции в современном социалистическом Китае миллиардеры из Тенсент, видимо, понимают правильно, вызывая у китайцев чувство законной гордости: компания динамично и устойчиво развивается, тесня транснациональных конкурентов: только за последние два года, к примеру, акции китайского гиганта подорожали на 60 процентов, в то время как ценные бумаги Фейсбука — лишь на 35 процентов.
Но не менее важно и другое обстоятельство: в обществе нет негативных настроений к новоявленным магнатам. Их состояние прозрачно и заработано не на спекулятивных операциях или сомнительных сделках с государственным имуществом. Каждый юань доходов обеспечен качественными услугами или товаром, а принцип «миллиардер должен работать на народ, а не народ на миллиардера» соблюдается безукоснительно.
Во бредятина – от первого до последнего слова. Реформы в Китае запустил не китаец, а еврей Киссинджер. В 1975 году, а не в 90-х. И без прямого вмешательства США, без американских капиталов и рынков Китай и сегодня был бы тем же, чем и был до 1975 года. Чуть-чуть сейчас пиндосы прикрыли американский рынок для Китая – и всё, заметались желтолицые, как до них, в 90-х – более мелкие азиатские “тигры”. Бумажные, как оказалось. Япония там, Корея и т.д.
“Реформы в Китае запустил не китаец, а еврей Киссинджер. В 1975 году, а не в 90-х”.
И каковы результаты за период 1975-90 этих киссинджеровских реформ? Я так лично наблюдал в каком состоянии был Китай до 90-х. Напротив Благовещенска стоит китайский город Хэйхэ. Так вот, до 90-х его с Колеса Обозрения в горпраке Благовещенска, на небережной Амура не видать было. Теперь совсем другая картина. В конце 80-х, начале 90-х, китайцы к нам в Благовещенск приезжали в одинаковых грязно-зеленых пальто-шинелях, все поголовно без шапок (а у нас морозы к -40°С давят, если чо. И даже выше 40). Выглядели хуже, чем наши бомжи чуть позже. Сметали все. Абсолютно все. Наручные часы, утюги, чайники, любую бытовую технику. Шинели содатские, офицерские с руками отрывали. А уж как выглядели их деревни, я лично наблюдал в визор АК-306. Жалкое зрелище, как в фильмах про какое-нить племя африканское. Вот это был Китай до 90-х. Где там реформы Киссинджера? Ау! И только с 90-х, как и сказано в статье, Китай рванул вперед семимильными шагами. Киссендер, ага. Когда и где амеры кого-то подняли? Тем более исповедующих коммунистическую идеологию. Да еще чтоб такую огромную страну. А вот кого вогнали в нищету, примеров хоть отбавляй. Китайцы сами себя сделали. Как и мы сейчас. А старания пиндосов могут только загнать в каменный век. Как и нас в 90-е почти загнали. За тот-же временной отрезок в 15 лет, когды они нам жизнь обустраивали
Если вы не в курсе дела, то это не значит, что можно делать общие выводы. В конце 80-х – 90-х. после открытия русских границ, описанное вами явление наблюдалось повсеместно – соседи массово ломанулись в СССР и скупали все подряд – от иголок до телевизоров. Поляки, венгры, чехи и т.д. смели с прилавков от Бреста до Урала вообще всё. Почему? А потому, что товары в СССР продавались по ценам, установленным государством, при отсутствии валютного рынка. Практически – за бесценок. Судите сами. Курс доллара реальный – 3-4 рубля за доллар, потом 10-20 и т.д. А цена телевизора – 700 рублей. Садовый насос, двухкиловаттник, продавался за 34 рубля, а в Европке он стоил, да и сейчас стоит, 200 долларов. И так во всем. Масло, к примеру, по 2.20 за кило – где в Европе было, чтобы кило масла стоило 50 центов? Это все – преступление коммунизма, а открытие границ при такой ценовой диспропорции – преступление лично Горбачева. В СССР реально тогда работали за пресловутую чашку риса в день – в СССР, а не в Китае. Это в СССР тогда минималка была 90 руб. мес. – т.е. к 89-му году – 9 долларов в месяц! При мировой розничной цене риса доллар за кг. Разумеется, поднимать КНР быстро не получалось – ибо миллиард населения. На первом этапе, поднимались только ОЭЗы – а это морские районы, а отнюдь не приграничные с СССР. Приграничные с СССР стали подниматься за счет СССР, а никак не иначе. Когда СССР открыл рынок. Понимаете? США открыли рынки – и стали подниматься районы, связанные торговым путем с США, т.е.морские районы – за счет США. СССР открыл рынок – и стали подниматься районы, связанные транспортом с СССР. В этом сила и беда экспортно-ориентированных экономик – они полностью зависят от доброй воли импортеров.
Ну, сравнивать тогдашних венгров, поляков и чехов с тогдашними китайцами совершенно некорректно. Эти товарисчи по уровню жизни… В общем, это совсем другая история. Китайцы были реально нищими. Настолько нищими, что даже мы в 90-х настолько не упали. Это была полнейшая нищета. О каком масле ты говоришь? Им на масло плевать было. Они не скупали масло и телевизоры. Они с руками отрывали солдатские шинели, потому, что то в чем они ходили, было просто писец. Они отрывали с руками наши примитивные чайники. Даже не электрические. При том, заметь, если посуду они покупали в магазинах, то что посерьезней, не в магазинах, а у населения. Б/у электробритвы, б/у наручные часы. Может быть у вас, в центральных районах и на границах с пшеками и венграми эти пшеки и почистили полки магазинов, у нас на ДВ это все свободно лежало в магазинах. Купить разные часы, бритвы, телевизоры проблем не составляло, приходи в магазин и покупай.
Что касается “за чашку риса”, вот это у нас началось реально в 90-х. В середине 90-х. Когда ЕБН сдал страну амерам, чтоб они “помогли” нам процветать. Вот тогда реально. Работы нет, все развалено, а если есть, то не платят по пол-года. Ёпта, сколько мы тогда собак сожрали! Наши мужики из предприятия где я работал, брались за калымы с оплатой натурпродуктом, за мешок картохи. А сами на работе в гараже предприятия жрали собак и домой приносили мясо, обманывая жен, говоря, что это вот товарищ на охоту ездил, подогнал мяска по дружбе. Потому, что в доме жрать было нечего. А вместо мяса, за счастье куриные бульонные кубики, чтоб похлебка хоть как-то по вкусу напоминала еду. Вот тогда мы реально работали за миску риса. Но все равно по нищете не упали до уровня китайцев, приезжавших к нам в конце 80-х.
“Курс доллара реальный — 3-4 рубля за доллар, потом 10-20 и т.д.”
А с чего это он был реальным? С того, за сколько его продавали валютчики? Он даже сейчас совершенно не реальный. Реальный, это сколько стоят продукты и товары в странах. Сколько можно купить на рубли здесь и а доллары там. На сколько рублей человек может прожить нормально здесь и на сколько долларов там. Все остальное – игры финансистов и политиков. Хотел бы я посмотреть, как пиндосы сейчас проживут на нынешнюю пенсию россиян. При нынешнем курсе. А наши живут, и живут в общем не нищенствуя. Не шикуя, но и не нищенствуя. Ровно так было и в СССР. Ну ка, попробуй пересчитать советские пенсии и зарплаты по официальному курсу и по курсу валютчиков. По какому курсу пиндосы могли прожить в своей стране на таком-же уровне как наши люди? Явно не по курсу валютчиков. Вот она, реальная цена бакса. Все остальное – сказки либерастов 90-х, в которые почему-то ты до сих пор веришь. Как и в то, что пиндосы в 1975 году решили поднять уровень жизни коммунистического Китая. Окажись китайское руководство нашими Горби, они бы им его так подняли, что от нищего тогда Китая уже ни чего бы не осталось