Классика, проверенная временем
Знаете, почему «Война и мир» есть в школьной программе, а фильма «Назад в будущее» или альбома Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» там нет? Спросите высокодуховных знатоков, и они вам авторитетно ответят:
«Это потому, что первое — классика, проверенная временем. А вторые пока ещё просуществовали слишком мало, чтобы сказать, что они действительно стоят увековечивания в школьной программе».
То же самое вам, например, скажут и про наличие в культурных штудиях стихов Есенина и Блока при отсутствии «Властелина колец» и альбома Iron Maiden «The Number of the Beast». Хотя данный альбом сейчас до сих пор имеет существенно больше поклонников, чем когда-либо было у Есенина с Блоком, а уж с «Властелином колец» их вообще смешно сравнивать по любым показателям.
Но, понимаете, одно — «проверенное временем», а другое — «пока ещё слишком молодое».
Однако давайте чуть-чуть поиграем в ту самую игру, в которую очень любят учителя литературы, но она почему-то забылась в тот единственный раз, когда как раз была бы полезна: кто когда родился. Точнее, когда чо написали.
«Война и мир» написана где-то так в районе 1867-го года (она сначала публиковалась по частям, и более поздние тома попали в печать позже). В школьную же программу её включили где-то так в начале тысяча девятьсот двадцатых.
Сейчас у нас какой год? 2022-й. Начало двадцатых. Когда вышел «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»? В 1967-м.
Хм. Где-то я только что видел некоторые из этих цифр.
Где же?
А да — в предыдущем абзаце!
«Сержант Пеппер» уже так же хорошо проверен временем, как была «Война и мир» на момент её включения в школьную программу! Точнее, он даже лучше проверен, поскольку «Войну и мир» к двадцатым годам двадцатого века даже в Советской России читал не особо большой процент людей, а в мире — вообще только отдельные энтузиасты.
Тогда как переиздание «Сержанта Пеппера» в 2017-м снова попало в куче стран в Топ 5, а в некоторых даже на первое место.
Ау, МинОбр, пора уже, пора.
По критерию «Войны и мира», которую большинство людей всё ещё помнят исключительно из-за брутфорса школьной программой, в «проверенную временем классику» уже попали Pink Floyd, Deep Purple, Элтон Джон, Дэвид Боуи и куча других музыкантов, которых, в отличие от, до сих пор слушают совершенно добровольно огромные толпы людей.
Но давайте теперь взглянем на Есенина. Поскольку он родился в 1895-м, вряд ли он мог написать что-то зашибенное до 1910-го года: меньше пятнадцати лет — всё-таки не тот возраст. Поскольку же он умер в 1925-м, вся его «проверенная временем классика» была написана на отрезке 1910–1925-й.
В школьную программу он, насколько я знаю, попал в пятидесятых. С «классического» периода до включения в школьную программу прошло примерно 35 лет. То есть, с «Войной и миром» чо-то там подзатянули.
2022 минус 35 это сколько будет?
1987?
Упс. По критерию Есенина «Назад в будущее», вышедший в 1985-м — проверенная временем классика. Которая, тоже безо всякого школьного брутфорса, до сих пор имеет кучу поклонников.
А вместе с ним в проверенную временем классику уже попал «Master of Puppets» 1986-го года и «Keeper of the Seven Keys, part 2» 1987-го. А «The Number of the Beast» 1982-го уже попал в неё заметно увереннее, чем Есенин.
«Проверенная временем классика» — это уже не только Битлз, и даже не только Judas Priest или Элтон Джон, а уже даже Майкл Джексон и, блин, группа Ария.
Вы там не заснули в своём Минобре? Через пару лет в «проверенную временем классику» по критерию Есенина должны попасть MC Hammer, Guns’N’Roses, «Терминатор 2» и «Парк Юрского периода».
Но особенно цинично всё это смотрится, если вспомнить про «Властелин колец».
Толкин издал эту книгу в 1954-м. Да «Война и мир» в 1920-х сошла бы за молодое поколение на фоне «Властелина колец» в 2022-м. Уже даже первому из сабжевой трилогии фильму Питера Джексона осталось всего ничего до проверенного по Есенину. А исходник ведь на полвека старше.
«Хоббит» же 1937-го года издания сейчас на фоне стихов Есенина в пятидесятых вообще за дедушку сойдёт.
Или оно, типа, как-то недостаточно популярно в сравнении с «Войной и миром»? Ну там, фан-клубы Льва Толстого побольше численностью будут, и ролевиков, изображающих Пьера Безухова, гораздо больше, чем нарядившихся Элрондом? Нет?
Может быть, оно слишком слабо повлияло на культуру?
Ну да, ну да, мы же знаем все эти известные цитаты из «Войны и мира», которые вставляются в каждый второй фильм… Ведь правда же?
Хотя постойте, я почему-то могу припомнить только анекдоты про поручика Ржевского, в которых есть Наташа Ростова, и на этом мой багаж отсылок к сабжу кончается.
Не, я понимаю, что электронный календарь — это слишком новые технологии для министерства образования, но вроде как настенные календари изобрели достаточно давно, чтобы их даже там успели заметить.
Быть может, дело в том, что они так и не прочитали инструкцию, в которой сообщается, что этот календарь действует только один год, а через год надо покупать следующий? Поэтому для них девятнадцатый век никогда не устареет, а вторая половина двадцатого навсегда останется слишком молодой?
Или, страшно подумать, быть может, школьная программа по литературе не имеет никакого отношения к «проверенной временем классике», а просто составлена из набора произведений, которые независимо от качества и популярности кому-то лично когда-то показались «годными», а с тех пор просто их было недосуг поменять на что-то другое? А объяснения про «проверенное временем», как и все остальные, просто задним числом подогнаны под заранее известный ответ? Причём так небрежно, что их подогнавшие теперь прямо на них же и начали палиться?
Да не, не может быть. Уверен, там неглупые люди сидят: они всё рассчитали, просто нам не понять их расчётов.
Хотя, блин, как так-то? Если мы учились по их программе, и теперь всем скопом не можем понять их расчётов, один хрен, получается, их программа всё равно плохая.
Чувствую, тут уже придётся привлекать диалектику, причем ленинскую. А то с нормальной логикой, как ни поверни, но всё равно какая-то ерунда выходит.
Только один вопрос — какое отношение всё перечисленное имеет к нашей культуре?
Ну и второе — если у них там планкой/критерием является попса и финансовая отдача то может — ну их нахрен такие критерии?
Между тем это всё не отменяет вопросы культурного влияния.
Подход с точки зрения «нашей» культуры — когда ты искусственно изолируешься от мировой культуры в своём национальном гетто — вообще-то отдает не только глупостью, но и нацизмом. И ни к чему хорошему такой подход не приведет.
Ты разве не чувствуешь, что это — натуральный хохлизм? Разве что у русских, в отличие от хохлов, всё-таки есть некие качественные образцы своего — а хохлы вынуждены вариться в совсем убогости из Шевченки, Леси Украинки, Прокоповича и Грушевского.
Драть, ну ты же читал в детстве Буратино, Волшебника изумрудного города? Cмотрел Винни Пуха и прочие передиры с иностранных образцов? Тебя ничего при этом не коробило?
Задай себе вопрос — нахрена в школьной программе нужен Островский с его «лучом света в тёмном царстве», нахрена там Тургенев с его Базаровым, нахрена там «война и мир» Льва Толстого (совершенно неудобоваримый для школоты текст)? А я тебе подскажу — их напихали в программу, потому что нечего было ставить из отечественного, нечем было набрать массив.
«Капитанская дочка» Пушкина — ОК. «Горе от ума» Грибоедова — ОК. Но этого же мало!
Я бы, например, включил в школьную программу «Незнайку на Луне» Носова. Совершенно гениальная книга, при этом доступна подросткам уже классе в шестом, и то и раньше.
Но зачем же ограничивать себя только русской литературой? Почему не взять классические переводы из мировой культуры? Неужто Шекспир хуже Грибоедова? Жюль Верн чем не угодил? Джек Лондон? Марк Твен?
Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» — весьма ОК книжка для школы, между прочим. Вполне дидактичная.
Так из иностранщины Марка Твена и рекомендовали в сов школе.
Да и Жюля Верна упоминали.
Ваще, все это — вкусовщина.
Загнивающий Запад увлекается декадентством Толкиена и прочими бесовщинами фэнтези, воспевающими деградацию общества к феодализму .
Наш русскийпуть — крутая НФ безо всякого привкуса фэнтези.
Только так знайдем мы образ светлого капиталистического будущего.
И выменяем за бусы ценнейший пердолит у потерявших нюх и хватку морлоков.
Так в программе-то они где? В хрестоматии для чтения в таком-то классе?
Традиционно главным результатом изучения литературы в школе считается освоение книг, входящих в так называемый национальный литературный канон.
С Хрущова было вот так:
8 класс
«Слово о полку Игореве»
Денис Фонвизин. «Недоросль»
Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы)
Александр Грибоедов. «Горе от ума»
Александр Пушкин. Лирика, «Цыганы», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Михаил Лермонтов. Лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени»
Николай Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души», т. 1
9 класс
Иван Гончаров. «Обломов» (избранные главы)
Александр Островский. «Гроза»
Иван Тургенев. «Отцы и дети»
Николай Чернышевский. «Что делать?» (избранные главы)
Николай Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»
Михаил Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Премудрый пискарь»
Лев Толстой. «Война и мир»
Антон Чехов. «Ионыч», «Вишневый сад»
Уильям Шекспир. «Гамлет»
Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст», ч. 1
(потом Шекспира и Гёте выкинули)
10 класс
Максим Горький. «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин» (в сокращении)
Владимир Маяковский. «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», вступление к поэме «Во весь голос»
Николай Островский. «Как закалялась сталь»
Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
Александр Фадеев. «Молодая гвардия»
И всё. Где ты тут видишь Твена и Верна?
Между прочим, при товарище Сталине литература как предмет из школы вообще исчезла. И это было в целом правильно. Литературные произведения изучали как иллюстративный материал в курсе обществоведения и истории.
А потом вернули. И начали штамповать, заучивать.
При Брежневе добавили Достоевского и Есенина. И всё.
А ещё удивляемся — на фиг ВИЛ изучал в гимназии латынь и древнегреческий?))
Литературу убрать, логику вернуть.
В гробу с белыми тапками я видал такой канон. К слову, ничего из этого списка я никогда не читал — кроме Пушкина, Шекспира и Гёте, конечно. Лучше бы включили в список что-нибудь типа Le Rouge et le Noir Стендаля, больше было бы толку.
Особенно хорош в этом списке Чернышевский с его «Шо делать?».
Не все знают, что это сокращенное название работы. Полное — «Шо делать з москалями?»
Блин из иностранщины, мне до сих пор заходит трилогия про «эскадрилью призрак» из серии звёздных войн Аарон Олстона если не ошибаюсь, фантастика сказка, но сюжет мощь, хоть и что-то где-то потырено. В детстве подарили книжку «Белый ягуар вождь араваков» приключения поляка в южной Америке среди индейцев, может фантазия, а может и где-то быль, во всяком случае автор опирался на факт, что у индейцев племени Араваков 1каким-то чудом оказался белый вождь с очень не типичным именем Ян. Куда там Робинзону Крузо, круче было. Из отечественного зашли стругацкие до того как не скурвились, Пикник на обочине, Трудно быть богом, обитаемый остров. А Джек Лондон по что забыт, а ржачный Джеральд Даррел, у него даже сказка про мифичиских животных есть, мне в детстве зашла. В августе 44-го книга, в фильме не показан ключевой момент, когда Сталин изучает доклад по группе радистов, и его размышления к этому. 17 мгновений весны, книга. До хрена интересного чтива, как отечественного так и забугорного.
Два извечных вопроса русской интеллигенции — кто пьяноват и что делить?))
Тут эта.. WH40k тоже 87го.
WAAAAAAAGH!
То есть ура, товарищи.
В и М читал в 24. На послеармейской волне, когда коснулся психоанализа.
Чтиво зашло. Но один раз. Желания перечитывать нет.
Да, в школе/ПТУ нифига не учился, в плане троешником и коекакером был, В и М не читал. В ПТУ была одна пятерка — устройство и эксплуатация машин, через это повышенный разряд при окончании)
А я в тридцать ВиМ прочитал. Нормальный военно-исторический роман с элементами бытоописания высшего общества. После этого сразу зашёл Шолохов, «Тихий дон».
Все рассуждения о музыке и фильмах можно выкинуть — ибо офтоп.
Из литературы. Да, Толкиен напрашивается — очень сочный язык. Из отечественных подошло время Высоцкого, Ефремова, да даже Кира Булычева.
В школе рекомендованую литературу не читал, а для сочинений было вполне достаточно школьного учебника по литературе.