Матрешки, балалайки, Гжель

Знаете ли вы, что если бы русского крестьянина хотя бы времен отмены крепостного права запустить в магазин «Русские сувениры», он бы удивленно вытаращил глаза и поинтересовался: «А чаво это у вас тут такое?! Турки, что ли, товаров понавезли?».

Это потому, что почти все наши «символы старой России» очень позднего происхождения, и в большинстве своем были придуманы ушлыми коммерсантами не раньше конца XIX века, а то уже и в ХХ веке.

Балалайка. Тот музыкальный инструмент, который мы знаем под этим названием, появился на свет в конце девятнадцатого века, после того, как в 1883 году музыкант-просветитель Василий Андреев занялся усовершенствованием народного инструмента. Под его руководством мастера В. Иванов, Ф. Пасербский и другие укоротили корпус, сделали его треугольным, полностью изменили гриф, по сути — создали новый инструмент. Позднее Ф. Пасербский даже оформил в Германии патент на изобретение балалайки. В общем, даже историки музыки признаются, что «можно говорить о существовании двух инструментов: народной и «андреевской» балалаек».

Как выглядела настоящая традиционная русская балалайка, можно увидеть на картине П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835 г.), но этот инструмент уже больше столетия не производится:

Гжель. Белая глина, пригодная для изготовления фарфора, в Бронницком уезде была найдена только в начале XIX века. Несколько десятилетий здесь выпускали разноцветный расписной фарфор, используя синюю, желтую, лиловую и коричневую краску. Во второй половине XIX века для росписи стали использовать только синий кобальт, и ближе в концу века сложился неповторимый стиль, получивший название «гжель».

Жостовские подносы. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов. В 1924 г. в деревне Жостово организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос». Отсюда и ведет свое начало жостовская роспись.

Матрешка. Впервые разъемная деревянная кукла, изображавшая нескольких круглолицых крестьянских девушек в цветастых платочках, сарафанах и передниках, была сделана в 1898 году. Ее изготовил токарь-игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин, работавший в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, владелицей которого была Мария Александровна Мамонтова, жена известного издателя Анатолия Ивановича Мамонтова. А в 1900 году он, по его словам, изобрел трех- и шестиместную матрешку. В этом же 1900 году М. А. Мамонтова представила 8-местную игрушку Матрены на Всемирной выставке в Париже, получив за нее бронзовую медаль и сразу же — заказ на партию таких игрушек.

Палехская миниатюра. После Октябрьской революции знаменитые мастера-иконописцы Палеха по понятным причинам практически остались без работы. Надо было искать новые способы заработка, и в 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Впервые палехские миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Частушки. Частушки появились и быстро набрали популярность в крестьянской среде и среди городских фабричных рабочих в конце XIX века. Отношение к ним было весьма неоднозначным. Так, Шаляпин буквально ненавидел частушки, он говорил: «Что случилось с народом, что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…».

Вот такая вот история, хе-хе.

Материал: https://zen.yandex.ru/media/vad_nes/chastushki-matreshki-balalaiki-kogda-poiavilas-eta-drevniaia-rus-5dadab78fe289100b252634c
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.