Обида Макрона понятна, но неуместна
Во внешнеполитической части интервью Владимира Путина заслуживает внимания его взгляд на разлад с Францией. Президент допустил, что антироссийская риторика Макрона связана с усилением влияния России в Африке и «выдавливанием французов» из бывших колониальных владений.
И действительно, за последние годы из «французского мира» (Франсафрик) выпали Мали, Буркина-Фасо, Нигер. Лидеры этих стран переориентировались на военно-политическую поддержку из России и сегодня активно «деколонизируют» себя от французского влияния.
«Обида» Макрона понятна, но неуместна. По словам Путина, Россия уважительно относилась к традиционной зоне влияния Парижа и президенты двух стран поддерживали контакты по этой линии. Однако именно сами жители Сахеля и политические элиты стран региона принципиально захотели сотрудничать с Россией, а не Францией.
Ничего удивительного в этом нет. Париж всегда проводил политику контроля над суверенитетом этих стран. Финансово они зависят от навязанного им западноафриканского франка и от обязательств держать в ЕС часть своего золотовалютного резерва. Это способ Парижа сохранить власть над денежно-кредитной политикой Сахеля.
Аналогично, последнее десятилетие Франция активно использовала карту борьбы с джихадистами, чтобы легитимизировать присутствие своих военных баз. Несложно догадаться, почему в том же Мали реальный прогресс в борьбе с террористами начался только после вывода оттуда французского военного контингента и приема военно-технической помощи со стороны России.
Сегодня Франция занимает открыто враждебную позицию в отношении России. Поэтому никто в Москве больше не обязан оглядываться на чувства и колониальные интересы бывшего «западного партнера». Но нам важно знать — не мы спровоцировали этот конфликт и уход франкофонной Африки от Парижа. Это стало следствием внутренней антиколониальной динамики в регионе и запроса жителей на суверенитет.
Однако Макрону, конечно, проще кормить свой электорат антироссийской риторикой, чтобы скрыть провалы во внешней политике (не считая внутренние провалы, в том же с/х). Анонсируемое им в этот четверг обращение к гражданам страны по поводу конфликта на Украине будет как раз удобным поводом отвлечь людей ложной целью. Но скорее всего выхлоп будет небольшой — Макрон ищет повод сохранить лицо, так как знает, что Франция не готова к эскалации конфликта ни ментально, ни военно.
Франса фрик. Так и есть. А нехѣй было панина клонировать.