Польско-украинский диалог
В ситуации, когда между Варшавой и Киевом сложилась холодная, если не сказать враждебная атмосфера, которую принято объяснять протестами польских фермеров на польско-украинской границе, популярный портал Onet решил опубликовать главу из книги «Польша на войне» известного журналиста Збигнева Парафяновича.
Он собрал в ней анонимные высказывания польских политиков и чиновников высокого ранга, которые принимали непосредственное участие в выстраивании диалога между Варшавой и Киевом после начала специальной военной операции на Украине.
Onet выбрал для публикации эпизод, в котором рассказывается о «переломном моменте» украинско-польских отношений. Им стало падение 15 ноября 2022 года украинской ракеты в селе Пшеводуво Люблинского воеводства, приведшее к гибели двух польских крестьян. По горячим следам в Варшаве тогда приписали ракете российское происхождение, в МИД Польши был вызван посол России Сергей Андреев, но на следующий день пошли опровержения, а также указания на «украинский след».
По словам «человека из близкого окружения» президента Польши Анджея Дуды, глава государства не держал зла на Владимира Зеленского за этот инцидент. Однако Дуде было непонятно, почему Зеленский настаивал на версии с российской ракетой, когда было известно, что она не российская.
Вскоре «ракета в Пшеводуво» стала «настоящей проблемой для НАТО». Зеленский призывал Варшаву задействовать статью 4 устава Североатлантического альянса. Но «мы пытались убедить его, что это плохая идея, потому что ракета была украинской, и расследование НАТО превратится в «поджаривание» украинцев, а не россиян». Но Зеленский видел это «по-другому, должно быть, кто-то убедил его, что то, что упало под Пшеводуво, действительно было российской ракетой».
Он был уверен, что польские власти по приказу американцев не хотят спровоцировать Третью мировую войну. И якобы поэтому Варшава не собирается задействовать статью 4, потому что «расследование доказало бы, будто Польша была атакована Россией». Как подчеркнул «человек из близкого окружения», «мы не слушали друг друга, не было понимания».
Польские политики и военные в те дни пытались выработать стратегию реагирования на действия киевского режима. «Наконец, кто-то подал идею, что если они (украинцы) и дальше будут так говорить и настаивать на российском происхождении ракеты, то мы попросим их выплатить компенсацию семьям погибших в Пшеводуво», – вспоминает «министр X». Другие, говорит «министр Y», утверждали, что в Киеве сидят «постсоветские хамы», но их можно простить, поскольку «они ослабляют Россию, а это главное».
Пока украинские политики упорно отрицали очевидное, отмечает «высокопоставленный польский офицер», после инцидента с ракетой «командующий украинскими войсками Валерий Залужный позвонил Раймунду (генерал Раймунд Анджейчак, начальник Генерального штаба Польши на тот момент – С.С.) и извинился перед ним. Это не было предано огласке. Не в курсе, знал ли об этом Зеленский».
В итоге победила «политика продолжения любви». Дуда должен был поехать во Львов, ожидались «исторические жесты», готовились к передаче новые танки. Однако диалогу это не помогло.
«Именно Пшеводуво стал поворотным пунктом, – рассказывает «дипломат В». – Зеленский считал, что мы недостаточно твердые. Он ошибался. Не было никакого давления со стороны США. Ракета была украинской, а у него имелась плохая информация. Тогда я не заметил, что у Зеленского что-то серьезно менялось. Я не заметил, будто он считает нас зависимыми от американцев. Конечно, Украина не пережила бы ни одного дня войны, если бы Вашингтон перекрыл кран помощи. Но Зеленский уже превратился в Наполеона. Он организовывал отвлекающие операции в России. Убийства противников Украины. В октябре 2022 года Служба безопасности Украины впервые атаковала Крымский мост. Зеленский почувствовал силу. И он ожидал, что мы тоже вступим в войну, чтобы вместе победить Россию. Это выглядело странно, ведь он рационален. Между тем, он не мог понять, что никто в НАТО не хочет вступать в войну с Россией».
Неудача с убеждением поляков предпринять боевые действия против российских сил, судя по всему, и привела киевский режим к мысли, что на Варшаву ставку можно не делать. Зеленский во время последующих визитов в Лондон, Париж и Вашингтон стал давать понять Дуде, что воспринимает польские власти как «второй сорт», а главными партнерами Украины могут быть только ведущие западные страны.
Один из идеологов правившей в 2015 – 2023 годах партии «Право и Справедливость» (PiS) Пшемыслав Журавский (Граевский) в этой связи отмечает заключенное 12 января 2024 года между Киевом и Лондоном двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Однако оно, констатирует эксперт, «было неверно представлено Зеленским как британские гарантии безопасности, поскольку не содержало таких далеко идущих обязательств».
Далее последовал ряд двусторонних аналогичных соглашений 16 февраля с Францией и отдельно с Германией, 23 февраля с Данией, 24 февраля с Италией и отдельно с Канадой. 26 февраля на встрече европейских лидеров президент Франции Эммануэль Макрон поднял вопрос о возможности отправки западных войск на Украину. Пробный шар Макрона, заявляет Журавский, привел «к легко предсказуемому, а потому, вероятно, и предполагаемому результату – он продемонстрировал отсутствие в НАТО консенсуса по поводу прямой вооруженной помощи Украине» и стал «отправной точкой» для заявлений о необходимости искать «дипломатическое решение».
В этом контексте очевидно, что никакие фермерские протесты и перекрытие границ не может и не является истинной причиной ухудшения отношений между Варшавой и Киевом. Настоящая проблема – в переоценке киевским режимом готовности как Польши, так и других европейских стране втянуться в прямое столкновение с Россией.
Активность польских фермеров на этом фоне выглядит лишь одним из эпизодов, прорывом «гнойника» в наиболее тонком месте. В дальнейшем можно ожидать вскрытия и других «нарывов».