Секреты винтовки Винчестера

Винтовка Винчестера – один из самых необычных видов стрелкового оружия. Её конструкция сильно отличается от стандартных схем, а внешний вид и способ перезарядки неизменно приковывают внимание.
У появления этой винтовки длинная и интересная история, имя её создателя неспециалистам совершенно незнакомо, а авторство часто приписывается Оливеру Винчестеру.
В первой половине ХIХ века некий инженер Уолтер Хант задумался о создании уникальной винтовки, которая была бы более удобной в обращении, чем имевшиеся на тот момент кремниевые ружья. Скорострельностью они не страдали, а заряжать их приходилось с дульной части, что доставляло массу проблем. Правда, для воплощения задумки нужен был совершенно новый патрон, вот его изготовлением и решил заняться инженер.
Чтобы упростить и ускорить процесс заряжания, патрон должен был включать в себя и саму пулю, и порох, поэтому Уолтер Хант придумал способ их объединить. Он изготовил свинцовую пулю, большая часть которой была пустой внутри, лишь спереди она имела утолщение. Контейнер с порохом закрывался картонной пробкой с отверстием, а сам патрон не имел капсюля. Для выстрела порох нужно было поджечь.
Созданные в 1848 году патроны Rock-It-Ball предназначались для весьма любопытной винтовки, изобрёл которую тоже Хант. Её отличительной чертой стал расположенный прямо под стволом трубчатый магазин, вмещавший в себя 12 зарядов. Перезаряжалась винтовка при помощи скобы позади спускового крючка. При этом патрон поднимался наверх и досылался в патронник.
По сути, Уолтер Хант изобрёл первый в мире безгильзовый патрон, и теперь стрелку не приходилось столько времени тратить на перезарядку. Правда, ружьё Ханта так и не получило распространения, слишком много у него было недостатков, например, отсутствие капсюлей, их нужно было перед каждым выстрелом устанавливать вручную. К тому же патрон получился на удивление слабым, дульная энергия пули была слишком мала, чтобы оказывать хоть какое-то серьёзное останавливающее воздействие. Причина проста – очень маленький заряд пороха, в полую пулю больше не помещалось. До знаменитого винчестера было ещё очень далеко.
Впрочем, идея оказалась интересной, и к работе над винтовкой подключились другие специалисты, среди которых был и Гораций Смит, впоследствии ставший одним из учредителей компании «Смит и Вессон», а также талантливый оружейник Тайлер Генри. Результатом этого сотрудничества стала винтовка «Смита-Дженнингса». Работала она точно также, но имела важное отличие – у нее был механизм для подачи капсюля, он закладывался вслед за патроном.
Тем не менее конструкция всё равно была далека от идеала и вызывала дополнительные технические проблемы, а следующий шаг в совершенствовании патрона и винтовки сделали благодаря Луи Флоберу. Ему принадлежала идея кольцевого воспламенителя, ставшего важной частью привычного всем современного патрона для мелкашки. Подсмотрев интересное техническое решение, Смит и Вессон создали собственный безгильзовый боеприпас, более мощный и эффективный, чем первоначальный патрон Ханта.
Смит и Вессон продолжили работу над перспективной идеей и в 1854 основали собственную компанию Smith&Wesson. Они усовершенствовали конструкцию винтовки и на основе этой же схемы разработали пистолет Volcanic. Он тоже имел подствольный трубчатый магазин, заряжался таким же способом и был столь же неудобен в использовании, как и винтовка. Это был тупик, средств для дальнейшей работы у инженеров явно не хватало, и они обратились к инвесторам. Главным из них стал Оливер Винчестер. Он был дельцом и промышленником, не имел никакого отношения к оружию, но к тому времени успел сколотить изрядное состояние.
С его приходом в 1855 году компанию переименовали в Volcanic Repeating Arms Company, заодно она приобрела все права на новые патроны Smith&Wesson, а ещё на разработанные винтовку и пистолет.
На тот момент прообраз современного винчестера приобрёл вполне товарный внешний вид, хоть и обладал несколькими серьёзными недостатками. Трубчатый магазин заряжался с дульной стороны, и для этого всё равно приходилось тратить много времени. Передние части шестигранного ствола и магазина соединялись в единый блок, и для перезарядки их нужно было снять, вложить патроны, установить пружину и собрать всё обратно. В целом же конструкция была аналогична первоначальной винтовке Ханта, но Тайлер Генри упорно работал над её совершенствованием.
В 1856 году, когда на горизонте замаячили серьёзные перспективы, Оливер Винчестер довёл компанию до банкротства, а потом сам её и выкупил вместе со всеми патентами, чтобы стать единственным владельцем. Он перенёс производственные мощности в другой город и снова нанял Тайлера Генри. Инженер трудился не покладая рук, и уже в 1860 году получил патент на новую винтовку, в которой использовались полноценные, привычные современному человеку патроны 44-го калибра, но в скором времени всё пошло наперекосяк.
По всей видимости, Винчестер плохо ценил собственного специалиста. Тому приходилось работать очень много, а финансовой отдачи от этого он не ощущал. Воспользовавшись тем, что Винчестера не было в городе, Тайлер Генри попытался забрать у него права, но не успел. Вернувшийся владелец снова сделал «ребрендинг», а Генри ушёл из компании.
Благодаря оставшимся специалистам винтовку ещё раз переделали, а самым главным изменением стал магазин. Он несколько уменьшился в объёме, но патроны теперь заряжались через приёмник с правой стороны казённой части.
Казалось бы – небольшая доработка, но именно она и решила дело, сделав винтовку действительно удобной и популярной.
Ну и еще один момент – это правильный выбор патрона. Дело в том, что трубчатый магазин, особенно находящийся под стволом, создает известную проблему – патроны в нем при выстреле сильно сотрясаются, и из-за этого пуля одного патрона может осуществить накол капсюля другого, что вызовет разрыв боеприпасов в магазине. Первоначально эту проблему решили, перейдя с патронов центрального боя (с капсулем в середине донышка гильзы) на патроны кольцевого воспламенения.
Однако затем был найден более элегантный выход – пулю полностью утопили в гильзе, это позволило вернуться к патронам центрального боя. Такой вариант вы как раз и видите на фотографии выше.
После этого “винтовки Генри” больше не стало, теперь вместо неё выпускали “винтовку Винчестера”. Она даже была принята на вооружение морпехов США:
А вот это – винтовки и пистолеты системы Генри, многие их путают с Винчестерами:
Интересно, что система продолжает применяться в современном оружии – например, в охотничьих винтовках, в том числе большой мощности (для охоты на крупного зверя) под патроны магнум.
Причем активно используется как система Винчестера (с заряжанием магазина со стороны затвора), так и вариант системы Генри с заряжанием магазина через съемную пробку, со стороны дульного среза. Впрочем, конструкторы достигли и заряжания магазина прямо через открытый затвор, через окно для выброса гильзы. Это не очень удобно, но для охотничьего оружия приемлимо.
Система Винчестера позволяет получить скорострельность, сопоставимую с самозарядным оружием, при этом система остается чисто механической, что обеспечивает большую надежность работы, в том числе при загрязнениях механизма, раздутии гильз в патроннике и так далее. Надежность системы сопоставима с револьверами – при этом емкость магазина больше, перезаряжание проще, и сама винтовка получается компактнее (она довольно плоская, из нее ничего не торчит вбок, что удобно для ношения на спине – это быстро оценили кавалеристы, но и для обычного бойца это важно).
Недостаток системы Винчестера с точки зрения армии – её неудобно перезаряжать в положении лёжа. Фактически пехотинцу приходится поворачивать винтовку боком для каждой перезарядки, сбивая себе прицел. Именно поэтому система Винчестера проиграла в армии системам с продольно скользящим затвором, практически идеальным примером которой является винтовка Маузера 1898 года. И пусть вас не вводит в заблужение дата – эта система восходит к маузеровской винтовке Gewehr 71/84 образца еще 1871 года.
Понимаете ситуацию? Система Винчестера стала пригодна для армии лишь в 1860 году, морпехи после испытаний приняли её на вооружение в 1873 году – а в 1871 году у Маузера уже был готов Gewehr 71, вполне зрелая система из однозарядной и магазинной винтовок с продольно скользящим затвором. Систему сразу оценили и приняли на вооружение Германская империя, Сербия, Япония, Китай, Уругвай, Корея, Ирландские добровольцы, Португалия, Гондурас и многие другие страны. Кстати, сербы внесли существенный вклад в доводку Маузера – например, они применили там затвор, слизанный с винтовки Веттерли М1870, и дополнили систему прогрессивной нарезкой ствола, самостоятельно разработанной сербским майором Костой Миловановичем.
Затем немцы перешли на патрон без закраины – это позволило создать надежные коробчатые магазины, без того гемороя, который вы можете наблюдать в русской винтовке Мосина. В результате и получилась система Gewehr 98, с которой половина мира провоевала почти весь 20-й век. Собственно, и американская винтовка Springfield M1903 является клоном маузеровской G98. По сути, американские оружейники расписались в неспособности создать что-либо лучшее.
Судя по всему в статье очепятка.. не 1954, а 1854год. Да и далее в статье путаются столетия, хотя.. может это бессмертные гнорцЫ были?)
Материал конечно интересный!)
Я там устал править даты – в исходной болванке, из которой я лепил эту статью, были перевраны вообще все даты.
Спасибо за материал.
А что такое закраина на патроне и какой гемор был с Мосинкой?
Закраина – это элемент гильзы номер 8 на вот этой картинке:
“Патрон без закраины” – это гильзы А и Б на этой картинке. Он так называется, потому что роль закраины в нем выполняет проточка, а сама “закраина” не выступает за габарит (диаметр) гильзы.
Гемор был очень простой – подумай внимательно, как подавать патроны из коробчатого магазина, если на гильзе торчит закраина. Она же будет цепляться за следующий патрон.
Патроны с закраиной были придуманы для ОДНОЗАРЯДНЫХ винтовок (и для револьверов). Затем для их подачи стали применяться трубчатые магазины – см.статью про винчестер. Между прочим, у немцев был вариант маузера Gewehr 84 как раз с трубчатым магазином, из-за патрона с закраиной.
Затем англичане придумали расположение патронов с закраиной “лесенкой” – вот так:
Именно так в мосинке и сделано. Но это сносно работает только пока патронов МАЛО, в случае мосинки – 4 штуки, пятый у нее подавался в ствол. Длинный магазин так не сделать.
Одной из причин постоянных отказов советских самозарядных винтовок – АВС, СВТ и так далее – как раз и было то, что им попытались сделать магазины повышенной емкости, с шахматным расположением патронов:
http://maquetland.com/v2/images_articles/svt40-50-cs.jpg
Патроны начали цепляться закраиной, пошли задержки и перекосы. Собственно, проблемы были даже у мосинки – если заряжать патроны неаккуратно. Их надо пихать движением назад – чтобы закраина вставляемого патрона зацепила закраину уже лежащего в магазине и подвинула его назад. Если же пихать естественным движением вперед – велика вероятность, что патроны перекосит в магазине.
При этом сама автоматика СВТ прекрасна – она в точности скопирована бельгийцами, мы все знаем эту систему как FN-FAL, и всё работает просто отлично, половина Африки и почти вся Латинская америка бегает с FAL и довольна. Потому что патрон без закраины.
Еще больше гемороя возникает в пулемёте – патрон из ленты из-за гильзы с закраиной приходится извлекать НАЗАД, а не вперед, как было бы рационально. Поэтому немцы строили отличные пулеметы – MG-34/38, MG-42 – а СССР страдал с системой Максима и недалеко ушедшей от него системой Горюнова. Патрон не давал. И нынешние ПКМ и Печенег всё так же страдают с извлечением гильзы назад, затем подъемом патрона вверх и лишь последующей подачей в патронник – чудовищно геморойная схема, понадобилось 50 лет непрерывной трахотни с этим, чтобы найти воистине гениальные решения для такой механики – причем эти решения никому кроме нас в хрен не упёрлись, потому что патронов с закраиной давно ни у кого нету, кроме нас.
Кроме того, у мосинки избыточный ход затвора – тоже из-за проклятого патрона с закраиной! Экстрактируемой гильзе нельзя позволить зацепиться за подаваемую гильзу, иначе весь магазин перекосит. Ты можешь сам убедиться – у мосинки ход затвора в полтора раза больше, чем у Маузера-98. А это сказывается на скорострельности самым неприятным образом.
Закраина, самое смешное промежуточные патроны 7.62х39 и 5.45х39 уже без Закраины, а вот 7.62х54R с закраиной, типо дорого переходить на без закраинный патрон, запасы куда девать. Я так думаю до боевых бластеров он в армии России будет служить. Патрон дешёвый и хороший спору нет, но сколько конструкторов будут с ним ещё сношаться. Говорят пулемёта лучше патрон выдергивать назад с закраиной или без неважно.
Тут дело немного в другом. Патрон 7.62х54R тупо дешевле в производстве, чем 0.308 Win, и не требует для своего производства точных и дорогих станков, что еще более важно для войны. Сейчас производятся очень хорошие 7.62х54R, но… самой главной причиной дурной славы 7,62x54R была и остаётся нестабильность его баллистических показателей от партии к партии. Не столь важно, военного назначения патрон или гражданского – разброс в скоростях и общем качестве патрона очень негативно влияет на повторяемость выстрела. Неприхотливость в производстве, сыгравшая на руку царской России, теперь стала причиной, по которой предпочтение отдаётся зарубежным калибрам и боеприпасам. Однако глобализация угробила и патрон Винчестера. И он стал еще хуже, чем 7,62x54R. Когда Винчестер производился в США – это был стабильный патрон. Теперь, когда его делает Пакистан, Китай, Нигерия и т.д…. Ну в общем вы поняли.
В России в массовом производстве патроны 7.62х39 и 5.45х39 без закраины. Ты уверен, что производство 7.62х54R дешевле, чем у этих патронов?
Вопрос номер два – а ты уверен, что сделать на базе 7.62х39 пулеметный патрон с удлиненной гильзой и пулей от 54R, скажем, 7.62х48 – будет стоить каких-то заметных денег?
Понятно, зачем был нужен патрон с закраиной – он фиксируется в патроннике по закраине, что позволяет делать гильзу с большими допусками, особенно по длине. Это было актуально во времена, когда всё это делалось вручную.
Сейчас на патронных заводах стоят роторные линии, повторяемость геометрии гильзы – доли миллиметра, поэтому закраина уже не нужна, патрон фиксируется в патроннике по плечикам дульца гильзы. Вот тебе картинка, чтобы ты понял, о чем речь:
А ты до сих пор повторяешь ахинею, которую повторяли в СССР замшелые идиоты из каптёрок – про необходимость закраины.
1. Вдвое дешевле.
2. Эти попытки были, ГРАУ их зарубило на корню – дорого. А изобретать ничего и не надо – берем гильзу от 7.92х57 Mauser, переобжимаем под 7.62 – и вуаля. А можно просто взять оригинальный патрон и не выеживаться, заменив порох на современный. Заменить сталь и шаг нарезов на ПКТшные, и гнать современный вариант МГ-42, как это делает сербская Застава. Для состоящих на вооружении ПКТ патронов, думаю, лет так на двадцать хватит. По сути, у нас не осталось оружия под царский патрон, кроме ПКТ и СВД. Но нынче работать снайпером на царском патроне – это нонсенс, все профи из ФСБ и ГРУ перешли на английские и лобаевские винтовки под 0.300 Win Magnum и 0.338 Lapua Magnum. Ни одна из реально снайперских винтовок не работает с патроном позапрошлого века. Лично мне больше подходит 0.338, но не каждый может хреначить таким оружием без риска переломать себе кости или выбить плечо. Так что немецкий патрон как массовый под пулемет и марксманскую винтовку мне кажется оптимальным вариантом. Он реально мощнее и лучше патрона НАТО.
Патрон 7,62х54R БПЗ FMJ 9,6г (148gr) лакиров. гильза – 38 рублей за штуку.
Патрон 7,62х39 БПЗ FMJ 8,0г (123gr) лакир. гильза – 21.50 за штуку.
Патрон 5,45х39 БПЗ FMJ 3,85г (60gr) лакир.гильза – 20.40 за штуку (ТПЗ их вообще по 10 рублей отдавал)
Это розничные цены у нас в Питере.
Поздравляю спестевши. Безрантовый патрон почти вдвое дешевле рантового. Причем при прочих сходных – один завод, одинаковая стальная лакированная гильза, одинаковая технология пули армейского типа (FMJ).
Роторным линиям, внезапно, безрантовые патроны удобнее.
Ну и да, немецкий патрон ОК.
Выдергивать – да, без разницы. А вот подавать – разница огромна.
Ты в армии не разбирал ПКМ? Это в некотором роде шедевр – но боже, как там всё чудовищно накручено из-за этого долбанного патрона с рантом:
Для сравнения – MG42:
Видишь, как в нём всё просто? Там даже газоотвода нет, чистить практически нечего. Автоматика работает на коротком откате ствола, ствол толкает затвор, затвор убегает назад, выбрасывая стрелянную гильзу, затем на ходе вперед проталкивает патрон из ленты прямо в патронник. Выстрел. Отсюда и скорострельность в 1200 выстрелов в минуту – причем легко поднятая до 3000 выстрелов в минуту для авиационной версии (так называемые MG44). Тебе напомнить, как выглядит советский ШКАС со скорострельностью в 1800 выстрелов в минуту, и почему он не может работать на обычных патронах?
Чудовищная техническая порнография. А причина – поганый патрон с рантом.
Из-за долбанного вынимания патрона из ленты назад – на такой скорострельности пули вываливались из гильзы. В патронах для ШКАСа пришлось использовать специальные пули с проточками и двойной обжим дульца гильзы, и даже капсюли пришлось дополнительно закатывать в гильзе – они тоже вываливались.
Когда проектировали крупнокалиберный ШКАС на 12.7 мм, для него разработали патрон 12.7х108R с рантом. Но очень быстро поняли, что получается какое-то гогно. Рант убрали, сделали проточку – и сразу получились пулеметы БС, ДШК и привычный нам всем патрон 12.7х108.
Спираль судьбы)
Надо что то безгильзовое.
Не надо. На текущем уровне технологии безгильз – это пустой гемор.
Надо сразу переходить на жидкое горючее, а подавать только пулю. Это исключает необходимость экстракции даже при осечке.