Титановый проект США
В санкционный список СНБО Украины, кроме миллиардеров Фирташа и Павла Фукса, попали известные российские персоны — миллиардер, акционер крупнейшего в мире производителя титана «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков и гендиректор «Ростеха», генерал-полковник ФСБ Сергей Чемезов.
К слову, государственный «Ростех» имеет прямое отношение к титановому гиганту «ВСМПО -Ависма» — ему принадлежит пакет акций (25% плюс 1 акция) этой компании. А Чемезов является главой совета директоров «ВСМПО-Ависмы». Шелков же числится его заместителем.
Сама «ВСМПО -Ависма» — давний и очень крупный бизнес-партнер корпорации Boeing (с последней в 2009 году было создано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing) — поставляет на заводы американского авиагиганта различную титановую продукцию.
Раньше, до 2014 года, в этой цепочке фигурировал и Запорожский титаново-магниевый комбинат (ЗТМК), частью которого владеет государство (Фонд госимущества), частью — попавший под санкции Дмитрий Фирташ.
В конце прошлого года Министерство торговли США включило «Ависму» в список «конечных военных пользователей». Это означает прямой запрет на приобретение товаров и технологий США. Но уже в январе 2021 года США назвали это решение «ошибочным» и исключили российскую компанию из «черного списка». Понятно, что версия с «ошибкой» липовая — отмену санкций пролоббировал Boeing.
США интересуются возможностью зайти на ЗТМК, а также на другие титановые активы Украины, чтоб снизить (а в идеале и вообще ликвидировать) зависимость от «Ависмы». Поэтому санкции и против Фирташа, и против Чемезова и Шелкова с «Ависмой» могут быть многоходовкой, которая приведет к переделу мирового рынка титана.
К слову, стоит заменить, что и уголовное дело против Фирташа, из-за которого он с 2014 года находится в Австрии, где идут суды по его экстрадиции в США, американцы в свое время также возбудили по «титановому эпизоду». Американские силовые структуры обвиняли украинского бизнесмена в том, что он якобы с помощью взяток на общую сумму $18,5 млн хотел получить разрешения на добычу титанового сырья в Индии для последующей продажи готовой продукции в США. Фирташ все обвинения отрицал и назвал их политически мотивированными и сфабрикованными.
«Титановый» вопрос был и формальным поводом для нынешнего введения санкций СНБО против Фирташа (из-за предприятия «Крымский титан»).
Сергей Чемезов — известная личность как в самой России, так и за нее пределами. Чемезову 68 лет, он прошел карьерный путь от НИИ редких и цветных металлов в Иркутске до гендиректора государственной корпорации «Ростех».
В 80-х годах Чемезов возглавлял представительство экспериментально-промышленного объединения «Луч» в ГДР, где и познакомился с Владимиром Путиным. С тех пор их связывают дружеские отношения.
«У нас так случилось, что мы и по работе вместе рядом были, и машина, которая нам выделялась, она была одна на двоих. Одна машина на двоих и мы через день на этой машине катались», — рассказывал Чемезов в фильме «Путин. Часть 2» Андрея Кондрашова.
Чемезов — генерал ФСБ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», доктор экономических наук и член бюро высшего совета «Единой России».
Сергей Чемезов резко критикует американские санкции в отношении России.
«Все возможное, чтобы усложнить нам жизнь, уже сделано. Совсем жесткие санкции — это, по-сути, война. И к этому мы, естественно, должны быть готовы. Но думаю, что к этой войне не готовы американцы и европейцы. Европейцы в первую очередь. С США у нас объем торговли небольшой, поэтому и зависимости никакой нет. А европейцы ближе к нам, их экономика более завязана на российскую. Я верю в здравый смысл, который когда-нибудь возобладает. Но чутье подсказывает, что текущая ситуация — это надолго. Американцы будут продолжать подобные действия, чтобы держать нас в тонусе», — сказал Чемезов в недавнем интервью российскому «РБК».
Сам Чемезов, к слову, с 2014 года — под персональными санкциями стран Запада.
Что касается «ВСМПО- Ависма», то компания является мировым лидером по производству титановых штамповок для авиационной промышленности.
Еще с 2006 года сотрудничает с мировым авиа-гигантом Boeing, а в 2009 году создала с ним совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое продолжает успешно работать.
В 2018 году была открыта новая производственная площадка на территории свободной экономической зоны «Титановая долина» в Свердловской области. На заводе идет механическая обработка титановых штамповок для ряда моделей Boeing.
После начала пандемии ситуация на «Ависме» ухудшилась из-за общего спада в авиастроении. За 9 месяцев прошлого года компания получила убыток почти. 347 млн рублей. Но в начале этого года компания подписала новый контракт с Boeing на поставку титановой продукции. По условиям контракта, «ВСМПО-Ависма» будет поставлять титановые поковки для ряда моделей самолетов — 787 Dreamliner, 777, 767 и 737.
После этого акции компании пошли в рост — за день их стоимость поднялась на 1,8%.
В целом на США приходится порядка 40% экспорта «Ависмы», а сам Boeing закупает у компании около 35% необходимого ему титана.
Но «Ависма» снабжает и других представителей авиапрома — европейский Airbus закупает у нее до 65%, бразильский Embraer – до 100% титановых комплектующих.
Ранее, до 2014 года «Ависма» тесно сотрудничала с ЗТМК. Но после Майдана контакты оборвались.
ЗТМК с 2013 года работает как ООО. При этом 51% акций у государства, 49% — у Фирташа и подконтрольной ему «Толексис Трейдинг Лимитед». Формально, если встанет вопрос о приватизации (а в прошлом году объект включен в списки на приватизацию), у Фирташа, как крупного акционера в теории есть право на приоритетный выкуп государственной доли. Правда, в июле прошлого года ФГИ поменял устав ЗТМК с целью убить приоритетное право Фирташа на покупку 51%. Но это обжалуется в суде.
Украинский титан — это явно интерес США, для которых титановые руды являются дефицитными.
«Помимо ЗТМК, у Фирташа в Украине есть два ГОКа плюс приобретенный на аукционе Госгеонадр хороший участок с титановыми рудами — Селищанский в Житомирской области», — говорит наш источник.
Group DF Фирташа владеет Междуреченским ГОКом и «Валки-Ильменит», а также строит Стремигородский ГОК и Мотроновский ГОК в Днепропетровской области. Максимальная проектная мощность Междуреченского ГОКа – 180 тысяч тонн ильменитового концентрата в год, «Валки-Ильменит» – 65 тысяч тонн.
В апреле этого года ООО «Междуреченский горно-обогатительный комбинат» (МГОК), входящее в Group DF Дмитрия Фирташа, приобрело на электронных торгах Госгеонадр специальное разрешение на геологическое изучение и разработку Селищанского участка с залежами титановых руд в Житомирской области.
Покупка обошлась Фирташу в 50,1 млн гривен при стартовой цене в 3,36 млн.
«Поэтому санкции в отношении Фирташа — это вопрос передела титанового рынка под американцев, чтоб они смогли уменьшить зависимость своего авиапрома от российских поставщиков, — полагает наш источник. — Титановые активы в Украине у Фирташа попытаются отобрать и выставить на торги, под американского покупателя. А санкции против «Ависмы» могут быть нужны для подстраховки — чтобы ей не удалось каким-либо образом заполучить доступ к украинскому титану раньше американцев. С другой стороны, Фирташ наверняка будет оспаривать в судах попытки отжать бизнес и процесс будет очень не быстрый. А может и вообще дело повернется вспять, если поменяются политические расклады в Украине».
К слову, источник «Страны» в правительстве дал еще одну интересную дополнительную деталь.
«Принадлежащая государству объединенная горно-химическая компания недавно подписала с «Ависма» контракт на поставку ильменита — сырья для производства титана. Поэтому обвинения со стороны СНБО, что титановые предприятия Фирташа что-то поставляют в Россию — это чисто формальный повод и выглядит как избирательное преследование титановых активов Фирташа. Реальная причина, безусловно, иная», — говорит источник.
Чемезов — такой же гэбешник, как и Путин. Вся его «карьера» — это путинские назначения давнего дружка на тот или иной пост. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец, ага. А когда начнется демонтаж путинизма, могут вылезти и другие факты его биографии. Интересно, он уже подал верноподданническое нижайшее прошение о снятии санкций в американское ведомство, по примеру Пригожина, или еще нет?