Будущее начинается прямо сейчас
Почитал я предсказания некоторых, кхм, футуристов, и решил, что я могу не хуже. Вернее, я могу писать не оторванные от реальности прожекты, а вполне поддающиеся обоснованию и расчёту прогнозы. Итак, для начала можно достаточно легко обозначить реальные проблемы мировой экономики, которые потребуют радикального решения уже в обозримом будущем.
1. «Ускоренное устаревание». Чтобы раздувать объёмы продаж, прибыли и показатели ВВП выпускают огромное количество одноразовых или заведомо низкокачественных вещей, которые быстро ломаются и люди вынуждены покупать новые.
Существующая система, которую принято называть «эффективной» (на самом деле она эффективна только в генерации виртуальных денег, оторванных от физического обеспечения), дичайшее неэффективно использует ресурсы, особенно невозобновляемые. В ближайшем будущем это может привести к тому, что для создания тех же айфонов просто не останется необходимых минералов и редкоземельных элементов.
2. Эта же система приводит к просто зашкаливающим объёмам мусора, как бытового, так и технического. Всё большие территории планеты занимаются под свалки (львовяне в курсе, они сейчас всю Украину превращают в свалку). Огромные пространства мирового океана превращены в мусорные «саргассовы моря», состоящие из пластикового мусора, который и не тонет, и не разлагается. На суше ситуация с мусором не лучше.
3. Повышение производительности труда в рамках существующей системы экономических отношений приводит к росту безработицы, росту числа «лишних» для экономики людей.
Но и сокращение населения эту проблему не решит, поскольку на меньшее количество потребителей понадобится и меньшее количество производителей, и цикл стагнации просто повторится.
4. Есть два антагонистичных подхода к человеческим ресурсам (HR). Один заключается в том, чтобы использовать на истощение дешёвую рабочую силу, производя низкокачественные потребительские товары. Второй – стараться продлить жизнь дорогостоящих высококлассных специалистов, создающих высокотехнологичный продукт с высокой добавленной стоимостью.
5. Переход к каждому новому технологическому укладу приводит к необходимости существования всё больших технологических кластеров. Если в прошлом, пятом укладе оптимальная величина кластера была около 250 миллионов, то в шестом специалисты предполагают оптимальный размер кластера уже в 400-800 миллионов человек.
Соответственно, это подталкивает как к расширению/укрупнению стран, так и к созданию соответствующих торговых/производственных/экономически/военных блоков и союзов. Но государство в формате федерации в таком случае предпочтительнее, чем союз государств, потому что более эффективно в управлении и снимает антагонистические интересы и конфликты различных государств (как, например, постоянно вступают в противоречие интересы разных стран, входящих в ЕС). Поэтому США и РФ, к примеру, сильнее ЕС, и все сегодня так старательно создают различные наднациональные объединения.
6. Никакой «постиндустриальной экономики» не наступит. Людям по-прежнему нужны будут еда, одежда, машины и жилища, поэтому традиционная промышленность никуда не денется. А вот «информационные технологии» крайте хрупки, потому что в случае любого кризиса потребность в них отпадает в первую очередь.
7. Мировая финансовая/фондовая/банковская система полностью оторвана от реальной экономики, поэтому её обрушение неизбежно.
Исходя из этих, и ряда других постулатов, и будет развиваться человечество в ближайшем будущем. Перемены, причём кардинальные и революционные, неизбежны.