Как и почему большевики взяли власть

После подавления Корниловского мятежа совместными усилиями Петросовета, большевиков и при участии Керенского резко возросла роль большевиков, а влияние Временного правительства и ее председателя приблизилось к нулю.

Сформированный лично Керенским 4-й состав правительства с опорой на московскую буржуазию был самым слабым на фоне разворачивающихся грандиозных событий. Министры ничего из себя не представляли и ничего не решали, от социалистов в правительстве были второстепенные люди, ранее плотно работавшие с «московскими» в Военно-промышленных комитетах и не имеющие никакого влияния. Фактически всем заправлял единолично Керенский.

Экономика разваливалась, инфляция галопировала, снабжение армии и населения продуктами не обеспечивалось, ширились забастовки и протесты, и все это вело к нестабильности в обществе и неизбежному взрыву.

Правительство вместо выделения средств на самое необходимое профинансировало на громадную сумму текстильную промышленность, принадлежащую московской буржуазии, чем поставило финансы государства на грань катастрофы.

Параллельно происходили серьезные подвижки в социалистическом движении.

Партии меньшевиков и эсеров изнутри раскололись и к октябрю фактически прекратили свое существование как единое целое, часть – поддерживала большевиков и настаивала на прекращении войны, другие – были ярыми сторонниками продолжения военных действий.

К этому времени уже наметился явный союз большевиков с левыми эсерами. Созданный в сентябре Демократическим совещанием Временный совет (Предпарламент), сформированный из представителей соцпартий и буржуазии, играл роль законодательной власти до созыва Учредительного собрания, а фактически был декоративным и имел только совещательные функции. Первое заседание Временного совета состоялось 7 октября, на нем с яркой речью выступил Троцкий, назвал совет сборищем предателей и пособников буржуазии, и фракция большевиков демонстративно покинула заседание.

Интересные события происходили и в военной среде.

Назначенный Керенским военным министром генерал Верховский, отказавшийся поддержать мятеж Корнилова, совершил инспекционную поездку по фронту и по ее результатам выступил 10 октября во Временном совете с неожиданными предложениями. Он увидел, что 10-миллионная армия разваливается, поражена повальным дезертирством и ни о каких наступательных действиях не может быть и речи.

В качестве неотложных мер Верховский предложил сократить армию на три миллиона, пытаться удерживать фронт и создать спецподразделения численностью 150–200 тысяч человек для наведения порядка на фронте. Он также рекомендовал перехватить инициативу большевистской пропаганды за прекращение войны и самим проводить такую же тактику.

Попытки убедить членов Временного совета были безуспешны, кадеты и социалисты также отвергли предложение Верховского, его стали обвинять в работе на немецкие деньги вместе с большевиками по развалу армии. Керенскому ничего не оставалось, как отправить Верховского в отпуск на лечение и передать полномочия его заместителю генералу Маниковскому, крупному специалисту в области вооружений. Генерал Маниковский также видел развал армии и невозможность продолжения войны. Между прочим, впоследствии Верховский и Маниковский примкнули к большевикам и вошли в плеяду видных советских военных.

Временное правительство было деморализовано, металось и ничего не могло сделать, теряло поддержку не только в рабоче-крестьянской среде, а и у правящего класса и интеллигенции. Все видели, что Керенский начал сдавать, был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и принимать обдуманные решения.

Общество жаждало изменений к лучшему, а все буквально на глазах разваливалось.

Сложилась парадоксальная ситуация, интеллигенция уже желала захвата власти большевиками, чтобы они разогнали никчемное Временное правительство. При этом исходили из логики, что большевики, представленные бывшими эмигрантами и ссыльными, никогда не имевшими отношение к управлению государством, продержатся 2–3 месяца, доведут страну до дна и неизбежно обанкротятся. Тогда здоровые силы объединятся и создадут дееспособное ядро, сбросят большевиков, и начнется возрождение России.

Керенский также публично задавал вопрос, когда же большевики выступят, в надежде, что он их, как в июле, раздавит и навсегда закроет большевистскую проблему, не имея при этом абсолютно никаких сил для подавления большевиков.

У большевиков также наметился раскол, большинство в ЦК во главе с Зиновьевым и Каменевым, руководствуясь настроениями в обществе, считало, что не надо идти на авантюры, способные привести к поражению, как в июле. Они были против вооруженного восстания и предлагали формирование социалистического правительства из разных партий без буржуазии. Ленин, Троцкий и группа «молодежи» во главе с Бухариным отстаивали путь только на вооруженное восстание. Ленин видел, что власти практически нет, и она «валяется на улице», народная волна неизбежно ее сметет, надо только возглавить народное движение.

На заседании ЦК большевиков 10 октября Зиновьев и Каменев резко возражали против восстания, и решение не было принято. На расширенном заседании ЦК 15 октября решение о вооруженном восстании все-таки приняли и создали Военно-революционный комитет. Не согласный с таким решением Зиновьев 18 октября дал интервью, опубликованное в прессе, в котором возражал против восстания и тем самым рассказал о планах большевиков. Но это ни на что не повлияло, идея восстания витала в воздухе, все только и говорили об этом.

В преддверии восстания большевики заявили о проведении 22 октября в центре Петрограда митингов-концертов. Совет казачьих войск в противовес большевикам наметил крестный ход и требовал предоставить им центр города для своих мероприятий. Временное правительство, опасаясь вооруженных столкновений, уговорило казаков перенести проведение крестного хода и отдало улицу большевикам. Казаков такое отношение возмутило, и они отказались защищать правительство 25 октября.

К восстанию большевиков Керенского и правительство вообще некому было защищать, власть действительно валялась на улице.

Большевики наметили восстание на 25 октября, сознательно совместив его с открытием заседания 2-го съезда Советов, поставив депутатов перед фактом, что власть уже взята. В течение дня основные государственные институты и инфраструктуры в городе были захвачены большевиками, власть никто и не пытался защищать, город продолжал жить спокойно и не заметил государственного переворота.

Зимний дворец взяли без боя и арестовали министров Временного правительства, Керенский бежал, но не в женском платья, а переодевшись в форму матроса. И на этом политическая карьера экзальтированного адвоката закончилась.

Успешному осуществлению переворота способствовала часть генералитета Генштаба, которая понимала пагубность продолжения войны для России с разложившейся армией и видела в большевиках силу, способную остановить развал страны. Они контактировали с большевиками через Практический комитет (Сталин, Дзержинский, Урицкий), способствовали введению в Неву группы кораблей, в том числе «Авроры», и захвату узловых точек в городе, блокировали в городе действия запасных полков и передвижение казачьего корпуса генерала Краснова к Петрограду.

После захвата органов власти большевики, составлявшие вместе с левыми эсерами большинство делегатов на съезде, открыли поздно ночью заседание. Выступил Троцкий и объявил, что Временное правительство низложено и вся власть переходит к съезду Советов. Меньшевики и правые эсеры объявили большевиков узурпаторами и в знак протеста покинули съезд.

На следующий день на съезде выступил Ленин, зачитал декреты о мире и земле, их под аплодисменты приняли и до созыва Учредительного собрания избрали подотчетное съезду правительство – Совет народных комиссаров во главе с Лениным. И с этого момента власть перешла к большевикам.

Выборы в Учредительное собрание, назначенные еще Временным правительством, состоялись 12 ноября. По результатам выборов около 80 % голосов получили социалистические партии. Это говорило об их безусловной победе. Лидерами являлись эсеры – 40,4 % голосов, большевики были только вторые – 24 % голосов, кадеты – 4,7 % и меньшевики – всего лишь 2,6 %.

Большевики вместе с левыми эсерами, полностью поддерживающими большевиков в вопросе передачи всей полноты власти Советам, получили более 30 % и решающего голоса не имели. После выборов большевики объявили кадетов партией «врагов народа» и против ее членов начались репрессии и аресты, партия была нейтрализована и участия в деятельности собрания не принимала.

Первое заседание Учредительного собрания состоялось 5 января 1918 года, большевики не собирались отдавать власть, а эсеры готовы были поднять вооруженное восстание и отстоять свои права ведущей партии. В итоге эсеры 3 и 5 января организовали в Петрограде и Москве вооруженные выступления против большевиков с десятками погибших с обеих сторон, но большевикам удалось подавить выступление эсеров. Заседание Учредительного собрания открыл большевик Свердлов и предложил принять Декларацию прав трудящихся, фактически лишавшей полномочий депутатов. Естественно, ее отклонили.

В знак протеста большевики и левые эсеры покинули заседание и объявили его неправомочным, поскольку у оставшихся не было кворума. Поздно ночью матрос Железняк объявил, что «караул устал», и депутаты разошлись. На следующий день в Таврический дворец охрана никого не пустила, 6 января ВЦИК Советов принял декрет о роспуске Учредительного собрания, и оно прекратило свое существование.

Столь бесцеремонный разгон избранного населением представительного органа не мог остаться без ответа. Через несколько месяцев появились альтернативные органы управления в разных частях страны, создаваемые разными политическими силами и возглавившие вооруженное противостояние.

Материал: https://apuhtin18.livejournal.com/100231.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

7 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
ZIL.130
ZIL.130
2 лет назад

Хрень какаята:
<< Учредительного собрания открыл большевик Свердлов и предложил принять Декларацию прав трудящихся, фактически лишавшей полномочий депутатов. Естественно, ее отклонили.

В знак протеста большевики и левые эсеры покинули заседание и объявили его неправомочным, поскольку у оставшихся не было кворума.
И такое — несколько раз в тексте.
Либо ТС попутал меньшевиков с большевиками, либо уж и не знаю что — может было несколько сортов большевиков?

Henren
Henren
для  ZIL.130
2 лет назад

Чего непонятного? Свердлов был поганый коммуняка, еврей. Собственно, деяния коммуняк-евреев и привели Гитлера к власти. Именно примером коммунистов России Гитлер обосновал нацизм и расовую ненависть к евреям. Не будь зверств, осуществленных евреями-коммунистами, Гитлеру в своём антисемитизме не на что было бы опираться. Преступления еврейских коммунистов в России стали, таким образом, ведущей причиной Холокоста, распространившегося на всех евреев.

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Henren
2 лет назад

боюсь спросить — неоднократные средневековые погромы евреев в Европе тоже видимо коммуняками спровоцированы??? это как бы в корнях Европы евреев долбить. Там и обосновывать ничего особо не надо было. Надо было просто указать направление и сказать «ату иха!!!» и народ с визгом бежал долбить соседей. Кто там польских евреев в гетто активней всех запихивал???

Henren
Henren
для  Mimoproxodil
2 лет назад

Польских евреев? Известно кто — еврей Эйхман. Его повесили потом в Израиле. А евреев уничтожали всегда. И в Европе, и в России, и евреев, и ереси жидовствующих.

Mimoproxodil
Mimoproxodil
для  Henren
2 лет назад

Чё в одно рыло уничтожил? Без помощи поляков и белокурых бестий? Ну и твоих братьев кастрюлеголовых? И если их всегда уничтожали то причем здесь коммуняки? У тебя по ходу давно винегрет вместо мозгов.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.