Как трудно выйти из войны
Когда изучаешь военную историю, то часто сталкиваешься с ситуацией, когда итоги войны уже понятны, но выйти из проигранной войны очень сложно, и это занимает много времени.
Такая ситуация была у Германии, которая проиграла войну уже в 1914 году, но из-за ошибок союзников у немцев постоянно возникали шансы изменить всё в свою пользу, так сказать — усилить свою переговорную позицию. Они искали выходы, пытались использовать эти шансы — и каждый раз, когда это не получалось, общая ситуация еще больше ухудшалась. Немцы постоянно выигрывали тактические сражения, но проиграли войну в целом.
Что касается планов Зеленского — давайте разберем подробно все пункты “плана победы”.
Первое. Сразу бросается в глаза, что это не план войны Украины с Россией, это план войны всего Запада с Россией. Но «союзники» не будут воевать вместо Украины, они этого не хотят и не могут.
Второе. Если ваш план в ходе реальной войны предусматривает резкое изменение пространства войны с включением в нее других стран, то это означает, что у вас нет никакого плана. Ваш якобы «план» предполагает использование ресурсов, которые не находятся в управлении планировщика. Это можно было бы считать стратегией, но опять же она зависит от Запада. Это больше похоже на просьбу.
Третье. Запад уже давно сказал, что он достиг пределов своих возможностей помощи Украины.
Четвертое. Главная ошибка планирующих инстанций Украины, и Зеленского в частности, состоит в том, что он представляет Запад единым. Зеленский говорит, что Украина имеет колоссальные природные ресурсы. Эти ресурсы либо достанутся Западу — либо попадут в руки Путина (литий, титан, уран, графит).
Смотрим потребность Запада в этих ресурсах:
Уран. Украинский уран совершенно не нужен США, у них рядом великолепные канадские месторождения с более высоким качеством и более простой логистикой. Более того — этот уран никому не нужен и в Европе, кроме разве что Франции, которая потеряла уран Африки. Вопрос — а США заинтересованы, чтобы Франция получила столь необходимый ей уран? Думаю, что не заинтересованы.
Литий. Очень ценный редкозем, который используются в современных аккумуляторах. Сразу смотрим на США. Они ориентируются на прекрасные литиевые месторождения Латинской Америки и Канады. Месторождения в Латинской Америке большей частью под контролем Китая, но и украинские месторождения давно не бесхозные. Европе литий необходим, это так — но его месторождения находится вблизи границы с Россией, а большей частью вовсе на Донбассе. Шансов получить Европе этот литий без договоренностей с РФ практически нет — и они это прекрасно видят. И опять же интересы Европы и США абсолютно расходятся.
Титан и графит — тем более смешны. С ними нет дефицита на мировом рынке. Дефицит есть с титановыми сплавами высокого качества — но это совсем не то, что добывают вна украине.
Зеленский видит Запад как единую структуру, а мы видим по меньше мере три различные структуры, а на самом деле их больше. Это США, Великобритания и Европа, которая тоже не едина. Например, Венгрия и Австрия считают, что они могут получить эти ресурсы надежней и дешевле, чем через Украину.
У нас есть раскол Запада на несколько структур, да и в США глубокий внутренний раскол. В такой ситуации США выгодно втянуть Европу в длительный конфликт — и в «победе Украины» в этом конфликте США заинтересованы гораздо меньше. Потому что США ведь ничем не рискуют. Именно поэтому они возражают против ударов своим оружием вглубь территории России. США в данный момент времени совсем не заинтересованы в победе Украины.
Заявление Генсека НАТО, что Украина все равно в недалеком будущем станет 33-м или 34-м членом НАТО — больше напоминает гадание на кофейной гуще. При этом мы должны понимать, что ситуация с НАТО в войне на Украине совершенно иная.
Европа сейчас находится в ситуации выбора. От кого ей проще получить необходимые ей ресурсы — от России или от Украины.
А вот НАТО полностью втянулось в эту войну. Оно втянулось своими военными ресурсами, штабными офицерами — и они понимают, что поражение Украины станет поражением НАТО если не на самом деле, то в глазах всего мирового сообщества. Именно поэтому НАТО готово вести войну “до последнего украинца”. В последнее время в НАТО поняли, что им придется выделять силы, чтобы разделить участь побежденных, а этого они сделать не в состоянии. Поэтому они говорят ничего не обязывающие фразы, что когда-то Украина станет членом НАТО.
США совершенно не хотят войти в эту войну, Европа также не хочет, но допускает это, а вот НАТО уже влезло в эту войну — и это означает, что возможности эскалации конфликта для них практически исчерпаны. Руководство НАТО прекрасно осознает, что их войска не имеют боевого опыта и поэтому они не являются существенной боевой силой. НАТО понимает, что после этой войны они должны сделать работу над ошибками.
Сейчас Зеленский требует от НАТО присоединиться к поражению, чего они не очень хотят.
Аргумент Зеленского по поводу полезных ископаемых интересен, но он рассчитан на единство Запада, которого нет. Зеленский почему-то исключает, что эти ресурсы возможно получить от России, а еще проще от Китая, который фактически монополизировал рынок редкоземов, кроме урана.
Вмешательство НАТО в войну как основной части, ведущей боевые действия на Украине — крайне маловероятно, т.к. не соответствует интересам ни Европы, ни НАТО, и это даже Зеленский понимает.
Что же остается от “плана победы” Зеленского — точечные удары по России дронами и атаки сухопутными силами по типу атаки Курской области. Уже понятно, что ни то, ни другое уже не работает. Встает вопрос, а что еще делать Зеленскому, поставив всё на победу, которой нет.
Он вынужден придумывать “план победы”, хотя и сам понимает его нереалистичность.
Это всё ускоряет окончание войны. В свое время, когда МИД Временного правительства Милюков попросил Антанту подтвердить свои обязательства перед Россией, и Запад промолчал — Милюкову пришлось уйти в отставку. А сейчас Запад не молчит и прямо говорит, что план Зеленского нереален, хотя есть и такие на Западе, которые предпочитают промолчать. После такой реакции Зеленскому надо бы уйти в отставку, но думаю, он этого делать не будет.
Все понимают, что и до этого он стал нелегитимным, отменив выборы, а теперь он стал нелегитимным вдвойне, обратившись к союзникам с предложением, которое отвергнуто или проигнорировано. Это приближает окончание войны.
У меня есть ощущение, что Зеленского пока не убрали, т.к. он устраивает прежде всего Москву. Он устраивает Россию как предельно нелегитимный, очень энергичный, совсем одиозный и потому не очень опасный лидер. Вариант, что его уберут, или он сам уйдет, получив от Запада недвусмысленные намеки — тоже возможен. Это будет означать, что переговоры фактически начаты.
Хочу подчеркнуть, что России сейчас выгодно оставлять Зеленского до получения всё лучших и лучших позиций на переговорах по мере продвижения на Донбассе и завершения Курской операции, но вести переговоры с ним Россия не будет. Россия будет договариваться с Западом о том, какая фигура будет вести переговоры от имени Украины. Это может быть, например, Залужный, который сейчас занимает выгодную позицию посла в Лондоне и пользуется уважением с обеих сторон. Будем ждать, кто станет такой фигурой.
Украина войну проиграла, Запад за нее воевать не будет. Но пойти на мирные переговоры Украина не может, поэтому выдвинут “план победы”. Разговоры о ядерном оружии Украины не имеют под собой реальной основы. Экономика Украины на это неспособна.
Украина меня удивила в этой войне. Обычно Россия запаздывает с необходимыми решениями, но сейчас Украина переплюнула Россию. О таком плане Украине надо было говорить весной 2023 года, перед началом большого наступления. Тогда у Украины были шансы, а Запад считал, что эти шансы абсолютны. В такой ситуации картинка была бы совсем другой. Украина опоздала на полтора года.
Интересно, почему этот план не был озвучен весной 2023 года. Война в таком случае была бы поставлена на очень тонкую грань. В тот момент Россия не была уверена, что она отобьет наступление, Украина и Запад были уверены в абсолютном успехе. Сейчас этот ход совершенно запоздал.
Украина уже полгода ищет способ как завершить эту войну. Это видно по высказываниям лидеров общественного мнения на Украине, высказываниям самого Зеленского. Но у меня есть уверенность, что на самоубийство Украина не пойдет. Здесь не идет речь о потере территорий, а о том, чтобы выйти из войны без особой потери существующего образа жизни оставшегося населения.
Быстро выйти из войны получилось у грузиньев. Они сразу поняле, шо лучше пить вино на веранде, чем воевать с огромной державой за какого-то придурка.