Китайский фактор в новой американской политике

Я удивляюсь российским (да и американским) политологам, аналитика, экспертам. Обсуждая будущую политику Трампа, в том числе – его потенциальные отношения с Россией, произносится куча слов – и никакого анализа. Между тем, есть критические вопросы, которые должны быть положены в основу любого анализа такого рода:
1. Почему инициатива “плохих отношений” первоначально исходила от США, и с чем связана надежда на то, что США уйдут от противостояния?
2. Почему европейские политики не только встроились полностью в американский фарватер, но при минимальном подозрении, что США могут сменить курс – впали в панику? Ведь, казалось бы, какая им разница, ну сменили США курс – почему бы европейцам не обрадоваться переменам и не взять под козырек?
Между тем, ответы даже на эти вопросы, не говоря о картине будущего в целом, невозможно дать без учета двух геополитических обстоятельств: стремительного роста Китая и начатого им маневра на переключении материальных потоков с экспорта на внутреннее потребление, и не менее стремительной радикализации ислама при исламизации прежде всего Африки.
Но первое место, конечно, занимает Китай. Именно стремительный экономический рост Китая, обладающего к тому же огромным человеческим резервом, представляет собой для США критический вызов. Сегодня США тратят на оборону 600 миллиардов долларов в год, Китай – “всего” 215 миллиардов. Но надо знать, что при этом американские 600 миллиардов составляют 3.3% ВВП страны, а 251 китайский миллиард – всего 1.9%. Иными словами, пока Китай тратит на оборону значительно меньшую часть своего ВВП, чем США. А это значит, что Китай может относительно легко увеличить военный бюджет до американского уровня и выше. И в этом отношении относительная бедность китайского населения делает такое увеличение значительно более безопасным, чем попытка США ответить тем же: избалованные американцы в части “затягивания поясов” явно неконкурентноспособны по сравнению и с россиянами, и с китайцами.
Плюс к этому, Китай достиг гигантского прогресса и в части образования, и в самой передовой науке.
Трамп прекрасно понимает растущую геополитическую угрозу Китая. И реальная проблема США – применительно к России, – состоит в том, что США, по-видимому, НЕ УСПЕВАЮТ СЛОМАТЬ РОССИЮ ДО МОМЕНТА, КОГДА КИТАЙ СМОЖЕТ БРОСИТЬ США РЕАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ ВЫЗОВ. По моей оценке еще 1996 года – это 2025, самое позднее – 2030 год.
Очевидный интерес к развалу России (рано как к поддержке исламского терроризма) со стороны США (и причина грубых наездов на Россию последних лет) связан, как мне кажется, с моим предположением середины 90-х, что США готовят инкапсуляцию Китая и даже некоторый подарок ему в виде Сибири. Собственно, моя логика тогда состояла в том, что ради отвлечения Китая от главных источников западных ресурсов: нефти ближнего востока и металлов Африки, Запад будет готов, после развала России, сдать Китаю Сибирь и, теми самым, обезопасить себя от Китая на ближайшие 100-200 лет, в течение которых Китай будет переваривать не самые гостеприимные сибирские просторы. Превращение же России, как я тогда писал, “в геополитическую брекчию” обрекает ее осколки на то, чтобы стать прифронтовыми государствами, работающими на стороне Запада. Ну а после создания балтийско-чероморского оборонительно пояса, извечная “военно-транспортная магистраль” отмонголов Китая до Европы, оказывается замечательно защищенной аж в три слоя: предуральское исламское окопное предполье, российский засадный полк и украинско-польско прибалтийский заграотряд… Южнее, пояс будет замыкаться “Муслимией” – оказывающей давление на Китай через Синдзян с уйгурами с одной стороны и на “российскую брекчию” с юга. Затем враждебная Китаю Индия, Индонезия с контролируемым ею Малаккским проливом, через который идут, в частности, поставки Китаю нефти с Ближнего Востока, отчаянно враждебный Вьетнам, и Австралия с ее длинными руками, шарящими в регионе, затем, естественно, Формоза, Япония, Корея и “Русско-американская Дальневостоная республика”, замыкающая кольцо окружения вокруг Китая.
Проблема в том, что, что вопреки ожиданиям многих американских аналитиков, Россия не успевает развалиться к сроку – к 2025 году. И это для Запада, и прежде всего для ЕВРОПЫ – может обернуться катастрофой.
Сегодня в треугольнике США – Китай – Россия, эта самая Россия занимает классическую геополитическую роль довеска, балансирующего вместе со вторым по могуществу субъектом избыточное могущество “гегемона”. Так и выстраивается реальный баланс сил, который в дуальной системе может сложиться только случайно и на короткое время.
Причем тут Европа? А при том, что если Россия и Китай образуют единый военный союз, то совершенно не факт, что США, в случае чего, впишутся за Европу, а не отдадут ее на волю гарантированно побеждающей “орды”. НЕ ФАКТ. И Европейские политики это знают – и потому так стараются Россию дестабилизировать.
Но тут вступает в действие динамика Китая. Если политики США наконец сообразили, что Китай может их догнать и выйти на первое место по могуществу раньше, чем Россия развалится – то ситуация кардинально меняется. Прежде всего потому, что купить 200 лет покоя, продав Китаю Сибирь, у США уже не получится. США при этом становятся второй по могуществу страной, и, следовательно, при этом именно Россия – не раздробленная, а целая, – становится для США реальным и желанным союзником, находящимся на линии соприкосновении с Китаем.
Такое сближение с США и для России будет в данном случае тоже естественно. Причем не только с точки зрения исключительно баланса сил, но и потому, что согласно всё той же реалполитик, всегда безопаснее воевать с ближними, а дружить – с дальними.
Европе такая перспектива тоже не улыбается. Потому что у России возникает сильная торговая позиция: он может оставаться союзником Китая, то есть становиться частью Орды – со всеми вытекающими для США последствиями, либо принять на себя ту самою знамению роль “щита меж двух враждебных рас: Монголов и Европы”, причем принудить Россию силой выступить на стороне Запада невозможно. Это хорошая переговорная позиция. Чем могут США в такой ситуации “приманить Россию”? – Исключительно торговлей ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ! – А это – “Ялта-2”. И тут на первой полке в политическом супермаркете оказываются, естественно, территории бывшего СССР. В первом эшелоне – Украина, Молдавия, Белоруссия, Прибалтика. А во втором… Да много чего – до самых Балкан. Всё будет зависеть от масштаба китайской проблемы.
Россия – при достижении альянса с США, – в любом случае в состоянии прикрыть только “проспект Великой степи”, но не более. Южнее Западу понадобятся всё равно еще союзники. Но если Индия достаточно велика и мощна, чтобы выступать (вместе с Гималаями) противовесом Китаю, брешь между нею и Россией может быть прикрыта только Муслимией.
И тут для США и Запада другая проблема: во-первых, Китай имеет неплохие отнощения с Пакистаном (там есть локальная “троица”). Во-вторых, Китай активно работает с бывшими советскими республиками, которые, благодаря СССР и Советской Власти, на порядок более цивилизованы, чем “стандартная Муслимия”. В-третьих, взрыв Ближнего востока не столько отвадил Китай, сколько ошметки взрыва стали долетать до Европы…
Какие выводы? – Полагаю, что поведение Трампа (США) в отношение России будет напрямую определяться успехами Китая: чем быстрее будет развиваться Китай, тем более вероятны попытки США перетащить Россию на свою сторону. Если же Китай провалится, то Россию будут валить “вдолгую”. Без особых оснований – чрезмерно крупная страна само по себе опасна для внешних субъектов, и поэтому, если будет возможность завалить и не будет возможности использовать – завалят наверняка.
Что касается Европы, для нее ситуация складывается, по-видимому, достаточно поганая. Смена руководства США и выход Англии из ЕС показывают простую вещь: островитяне начали подготовку к крупным событиям и ясно дают понять, что вписываться за материковую Европу они, похоже, не собираются.
Бредни доморосченава аналитега.