Неужели Avito закончился
Главный акционер Avito – южноафриканская компания Prosus – уходит из России. В связи с этим они ищут покупателей на этот интернет-сервис. «25 марта мы объявили об отделении российского сайта объявлений «Авито» от нашей группы OLX. После завершения этого операционного разделения Prosus приняла решение о выходе из российского бизнеса. Мы начали поиск подходящего покупателя для наших акций «Авито», — говорится в сообщении.
Юридическое лицо «Авито» ООО «КЕХ еКоммерц», по данным СПАРК, на 100% принадлежит OLX Global B.V., которая, в свою очередь, принадлежит группе Prosus, подразделению южноафриканского холдинга Naspers.
Количество активных объявлений платформы превышает 90 млн человек, а ежедневная аудитория составляет 22 млн клиентов. Naspers, владеющий основной долей в Prosus, консолидировал Avito в 2019 году.
В Avito отметили, что юридическая процедура может занять несколько месяцев. Компанию продолжит возглавлять Владимир Правдивый с действующей командой топ-менеджеров. По словам представителя «Авито», решение Prosus не повлияет на планы и возможности развития компании в России, а также на реализацию намеченной стратегии.
По словам собеседника РБК, близкого к компании, в пятницу, 20 мая, топ-менеджмент сообщил сотрудникам, что пока покупателя для компании нет. Еще один источник РБК на ИТ-рынке говорит, что еще до начала спецоперации на Украине «Авито» рассматривала возможность в стратегической перспективе провести IPO. Представитель компании отказался комментировать эту тему.
Управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко считает IPO «Авито» маловероятным в ближайший год «из-за слабости российского публичного рынка и ограничений на размещение на международных площадках». «Авито» входит в пятерку крупнейших технологических компаний России и является лидером в своем сегменте, напомнил он. С учетом того, что «компания растет примерно на 50% в год (в 2021-м темп составлял 53,5%. — РБК) и имеет маржинальность по чистой прибыли в районе 30%, в хорошие времена ее оценка могла составлять 5–7 выручек, или 200–300 млрд руб.», полагает Колесниченко.
«Этот актив мог бы стать базой для любого технологического холдинга или корпорации, которая хотела бы выйти на подобный рынок, — рассуждает управляющий партнер Skolkovo Ventures. — Сейчас ключевые покупатели, которые могли бы проглотить такого игрока, например «Яндекс» или «Тинькофф», сами находятся в ситуации пересмотра M&A-стратегий и подходов к развитию экосистем, так что покупатель на данный актив не будет из очевидного списка и, скорее всего, будет использовать заемное банковское финансирование для проведения сделки».
На самом деле, если пакеты санкций от ЕС будут затрагивать и этот сектор, тогда голландские собственники могут перерегистрировать бизнес на российский топ-менеджмент с дальнейшей перепродажей себе самим через третью компанию или для вывода актива в другую страну. А все эти шуршания с продажей – просто прикрытие.
Издох максим, и хрен с ним.