Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов

Арт-директор петербургской студии Nimax Инесса Шилло, написала колонку о том, почему даже в крупных городах сложно найти дизайнера, и по каким критериям можно определить хорошего специалиста.

С задачей отыскать дизайнера я сталкиваюсь регулярно. Раз в пару недель друзья или бывшие коллеги интересуются, не готова ли я взять фриланс-проект, или просят посоветовать знакомого дизайнера хорошего уровня. Но советовать некого — те, в ком я уверена, уже работают в отличных компаниях и фриланс не берут. Хуже, когда разыскивать приходится мне: найти специалиста под проект или на постоянную работу в офис очень сложно.

Это не значит, что кандидатов совсем нет. На вакансию среднего дизайнера в Nimax мы получаем около 50 резюме. Только 20 переживают HR-отсев и доходят до меня. На позицию старшего дизайнера в начале лета мы получили 28 заявок, лишь семь из которых оказались релевантными. Мы выбрали одного кандидата, остальные попали в базу потенциальных сотрудников/фрилансеров. Но часто качество откликов настолько низкое, что даже туда добавить некого. Мы в любом случае отвечаем, советуем школы и книги в надежде, что человек профессионально вырастет и вернется.

Можно подумать, что проблема в нас — в нашей неизвестности, в плохом продвижении вакансий или высоких требованиях. Но эту проблему разделяют все агентства Петербурга.

Ситуация на рынке Санкт-Петербурга: почему существует проблема

1. Нет сильных и современных школ дизайна.

Курсы в школе Epic Skills подходят для беглого знакомства с профессией. С курсов не отчисляют, поэтому некоторые студенты ленятся, но получают те же дипломы, что и толковые ребята. Также нет комплексной обучающей программы, которая дает полное представление о профессии: скорее это краткие курсы и интенсивы. Но ребята в Epic Skills осознают проблемы и работают над ними, поэтому за их развитием я рекомендую последить.

Основной курс школы «Икра» знакомит студентов с индустрией и позволяет попробовать себя в разных ролях на всех стадиях проекта, но в дизайн не погружает.

«Школа Сергея Рассказова» готовит крутых, но узких шрифтовых дизайнеров — для решения повседневных задач по веб-дизайну этого мало.

2. Некачественное высшее образование

Вузы, в которых номинально есть факультет веб-дизайна, бесконечно отстают от индустрии.

3. Утечка профессионалов

Крутые дизайнеры уезжают в Москву или за границу на большие зарплаты и проекты.

4. Ненасыщенность рынка

Сильных агентств и продуктовых компаний мало, поэтому нет миграции внутри рынка. Когда в городе меньше десятка компаний, у которых налажены партнерские отношения, переманивать друг у друга сотрудников просто неприлично.

5. Отсутствие сообщества

Мало интересных мероприятий по дизайну, профессиональная тусовка не сформирована, знания между дизайнерами не передаются. Такие тусовки образуются вокруг сильных спецов, но те рано или поздно действуют в соответствии с третьим пунктом.

Итак, большая часть дизайнеров в Петербурге начинающие. Ребят много, но в их портфолио нет известных брендов и показать себя они, как правило, не умеют.

Где найти дизайнера интерфейсов

На Head Hunter вряд ли удастся наткнуться на арт-директора или звездного дизайнера. Им достаточно кинуть клич в Facebook, чтобы найти новую работу. Но вполне можно рассчитывать на отклики дизайнеров среднего уровня.

Помимо звезд на Facebook водятся разные другие дизайнеры. Они могут быть начинающими или средними, но вполне сообразительными и вообще в теме. Напишите в группу Design Team Spb или пройдитесь по участникам. На самых заметных советую подписываться и не терять из виду.

На Dribbble попадают избранные, и только по приглашению, поэтому уровень работ высокий. Отфильтруйте дизайнеров по городу и выбирайте! Но чтобы им написать, придется купить PRO-аккаунт.

Behance — более популярная открытая площадка. Есть фильтрация по городу и типу проекта, но придется покопаться, чтобы найти золото.

У сообщества Creative Russia в Slack есть отдельный канал с вакансиями. Доступ к сообществу платный.

Обратитесь в рекрутинговое агентство Staya — они специализируются на поиске IT и дизайн-специалистов.

Спросите рекомендацию у знакомых. Спрашивать можно не только дизайнеров, но и коллег, и компании, чьи продукты вам нравятся.

Как оценить портфолио дизайнера интерфейсов

Хорошо, вы нашли несколько кандидатов. А что дальше, как выбрать того самого? Мы в Nimax выделили шесть критериев, по которым отбираем только 20% резюме.

1. Сопроводительное письмо

Вместе с портфолио, которое для дизайнера обязательно, хорошо бы получить сопроводительное письмо. Его задача — представить человека, чтобы на собеседовании можно было опустить часть вопросов. Из этого письма должно быть понятно, что человек обратился к вам персонально, а не разослал шаблонное письмо в десяток мест. Такой кандидат более мотивирован и лоялен.

Если вам уже по письму кажется, что сработаться с человеком не удастся — доверяйте своему чутью.

2. Опыт работы

Посчитайте, сколько лет человек работает в профессии. Средний дизайнер – это 3-4 года, не меньше.

Оговорка: считается только релевантный опыт работы в нужном вам направлении. Шесть лет работы в полиграфии и год в мобайле не тянет на позицию старшего дизайнера по разработке приложений. Эта мысль может показаться спорной, ведь дизайнеры используют схожие инструменты и приемы, однако все так или иначе подвержены профессиональной деформации, о чем я расскажу ниже

3. Направления работ

Дизайнеры могут и будут пробовать себя в разных сферах дизайна. Но если вы видите сильный разброс работ в портфолио: и сайты, и приложения, и календари с визитками — задумайтесь. Чувствует ли человек себя уверенно хотя бы в одном из них? В портфолио сильных дизайнеров встречается широкий набор сфер и направлений, но для начинающего специалиста лучше, когда он сосредоточен на чем-то одном, что ясно читается в общей массе его работ.

4. Количество работ

Посчитайте, сколько работ в интересующем вас направлении представлено в портфолио. Средний дизайнер – это 6 проектов минимум.

Количество не всегда равно качеству. Но если посмотреть несколько работ подряд, можно спрогнозировать уровень, который покажет дизайнер. Если один проект прорывной, а остальные посредственные, не ждите чуда — успех мог быть связан с совпадением, опытным арт-директором или психостимуляторами. Зато если от проекта к проекту уровень растет, значит и в вашем случае он будет не ниже последней заявленной работы.

5. Описание проектов

Трудно понять, насколько хороша работа, которую вы видите перед собой. Руководствуйтесь своим чувством прекрасного, но почитайте, как дизайнер подает свой проект. Описал ли задачу, рассказал ли о том, как пришел к решению, достаточно ли показал экранов и деталей. Чем подробнее описан процесс, тем, очевидно, проект лучше проработан. Если вам непонятно, как дизайнер думал и действовал, возможно, он сильно-то и не думал.

6. Соцсети

Почитайте, что дизайнер пишет в соцсетях. В конце концов, вам явно будет приятно работать в команде с единомышленниками. Критерий тут — собственные жизненные убеждения.

Где еще найти дизайнера интерфейсов

Некоторые привлекают специалистов из смежных областей дизайна к непривычной работе. Например, человек делает брендинг. У него крутые проекты, он уже собаку съел на принципах композиции и, наверное, легко соберет вам сайт. Такой специалист сам понимает: подобного опыта у него не много и потенциально ему интересно его наработать, поэтому за проект он попросит меньше, чем дизайнер, сделавший имя на дизайне интерфейсов.

Принимая такое решение, осознавайте, что сайт может оказаться похожим на нечто привычное для конкретного дизайнера. Например, на верстку буклета или на презентацию.У профессиональной деформации есть свои виды:

Дизайнеры из брендинга

В большинстве случаев они думают в первую очередь о сильной концептуальной составляющей, а не о пользовательском взаимодействии. Редко рисуют прототипы. Есть вероятность, что их сайт будет сложно сверстать, или что он напомнит структуру презентации.

Получается красиво, иногда даже очень. Если у вас несложный проект с простой навигацией к которому хочется придумать необычный концепт, смело отдавайте такому дизайнеру — справится. Но если что-то посложнее (например, интернет-магазин), будьте осмотрительнее.

Если дизайнер из брендинга берется не за разовый заказ, а хочет поменять специализацию, ему придется пройти курсы верстки — например в HTML Academy. Затем научиться понимать поведение людей в цифровой среде, читать аналитику, рисовать прототипы, понимать технологию проведения исследований, изучить компонентный подход, учесть SEO-требования и так далее. Начать можно с курса на Coursera, если позволяет английский.

Дизайнеры из полиграфии

Я сама начинала со стажировки в типографии: это бешеный ритм и заказчики с невысокими эстетическими предпочтениями, которые входят с улицы и наносят дизайнерам большую травму. Оттуда можно выбраться, но придется поработать. А лучше всего немедленно уйти из полиграфии.

Дальше считайте, что вы учитесь с нуля, хотя умение работать быстро, спокойно относиться к правкам и знать все горячие клавиши программ вам пригодится где угодно. Не стоит мучить таких дизайнеров сайтами: вы получите результат, сделанный на первой космической скорости, но, скорее всего, крайне слабый, из-за отсутствия опыта и времени на погружение.

Frontend-разработчики

Многие верстальщики становятся дизайнерами из-за смежности областей, а клиентам выгодно нанять одного специалиста сразу на два фронта работ. Тренд, диктующий дизайнеру самостоятельную верстку, прошел: стало понятно, что в одном человеке это на высоком уровне не совмещается. Подобные переходные дизайнеры могут пригодиться на маленьком непритязательном проекте, который нужно запустить побыстрее, но для комплексных, сложных или необычных интерфейсов поищите двух человек.

Frontend-разработчики только думают, что представляют работу дизайнера и сами могут не хуже. Им придется начать с основ композиции и цветовосприятия, принципов эстетики, изучения типографики и практик генерации идей. А также задуматься о поведении пользователя, SEO и прототипировании. Их проблема в излишней шаблонизированности и упорядоченности мышления, которое не дает им выйти за рамки скучного. Зато получается чистенько. Примеров много в магазинах шаблонов для вордпресса.

Иллюстраторы

Если только вам не нужен сайт, состоящий из одних иллюстраций, будет трудно. Иллюстраторы не спроектируют сложный сервис, который потом легко поддерживать. Им придется учить все то же, что и дизайнеру из брендинга, плюс часть про сам брендинг. Особенное испытание для них — создавать нечто, где нет иконок и картинок.

Убежденный фрилансер

Есть такой тип дизайнеров с сайтов наподобие Freelance.ru, которые могут сделать все что угодно, быстро и дешево. Не стоит рассчитывать, что фрилансер погрузится в проект: ваш заказ — это просто фрагмент потока. Дело в системе площадок: чтобы стать успешным, надо выкладывать как можно больше работ и брать уйму заказов — в качестве и развитии для адептов этой системы интереса нет.

Если цель — запустить вчера что угодно на вашем домене за небольшие деньги, только тогда это вариант. Такие дизайнеры редко просятся на работу в офис или на постоянный фриланс, но и перейти в высшую лигу им сложнее чем новичку. Чтения книжек не достаточно. Нужно устроиться на стажировку в агентство с хорошим арт-директором, а также параллельно слушать курсы Coursera и записи школы дизайна Яндекса — главное научиться думать, исследовать, не шаблонно подходить к задачам и не торопиться.

Найти дизайнера в Петербурге непросто. Много начинающих и средних специалистов, среди которых надо скрупулезно выбирать. Звездных дизайнеров мало, сманить их трудно, конкурировать с Москвой и западом почти невозможно. В итоге остается одно: хватать смышленого и развивать, вручать ему литературу и отправлять на курсы. В общем, растить самим.

PS. Пара слов от себя. С дизайн-конторами в России вообще интересная тема – студии с именем, с офисом в лофте с белыми стенам и велопарковой предпочтают приличную часть зарплаты платить именем, лофтом и велопарковкой, а в кошелек вам падает меньше, чем у ребят, сидящих в дерьмоофисе. Поэтому, ребята, не будьте хипстерами, это гораздо выгоднее.

А так хороший текст, всё так, всё схвачено верно. Мимо только заключение: “В итоге остается одно: хватать смышленого и развивать, вручать ему литературу и отправлять на курсы. В общем, растить самим.

Растить самим = растить для дяди. Который предложит больше денег. Лояльности у дизайнеров нет и не будет, как только они подрастут и сделают хорошие проекты – они сразу уйдут на бОльшие деньги. Да Инесса сама это знает. А если вы как работодатель готовы платить нормально по рынку – то “растить самим” вообще лишний этап. Зря тратится время, ресурсы и деньги. Это многие поняли – поэтому и предпочитают переманивать толковых специалистов, вместо их выращивания. Именно поэтому такой дефицит хороших специалистов – их фактически НИКТО не хочет растить, ибо это не окупается.

К тому же автор почему-то не хочет артикулировать, что в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов только на 60 тыр, а на 150 тыр его найти совсем не сложно. Так что вопрос, по большому счёту, в деньгах.

Но если в Питере платить дизайнеру 150 тыр – то и себестоимость проектов станет как в Москве, и соответственно зачем тогда вообще нужны питерские студии, если у них не дешевле? Я не говорю, что это правильно – но заказчики-то думают вот так, и с этим ничего не поделать. Вот и крутится Инесса, ищет космонавта за 60 тыр. Растит – а он потом сваливает в Москву или еще куда подальше.

Я для себя сделал вывод, что надо опускать планку качества креатива и работать с тем персоналом, что есть на рынке. Применительно к разработке сайтов те ребята, которых Инесса называет “Frontend-разработчики”, дают максимальный выход годноты на единицу затрат. Это не исключает того, что им надо иметь знание основ композиции и цветовосприятия, принципов эстетики, изучать типографику и так далее. Но и сидеть сутками медитировать на композицию, чтобы выродить какую-то креативную мазню, которая интуитивно непонятна никому, кроме обдолбанных ЛСД выпускников Гнесинки – это тоже лишнее. Сайты делаются для людей, а люди мыслят шаблонами – поэтому слишком далеко убегать в поиске не только затратно, но и вредно для результата.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postman на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

9 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
ZloyPrepod
ZloyPrepod
7 лет назад

Непонятно, зачем ЭТО здесь. Или это хныч стадалицы?

Xenophob
Xenophob
для  ZloyPrepod
7 лет назад

Чиво тут неясного – судя по всему, тема нашему Глагнэ близка)) Оно и понятно, кто-то же должен пилить интерфейсы сайтов, на которых мы все тусуемся? = )

Proper
Proper
Администратор
для  Xenophob
7 лет назад

Вообще-то Питер достаточно небольшой город в смысле контактов внутри IT коммьюнити, и здесь практически все друг друга знают. Студия Нимакс на слуху, расценки у нее на проекты практически московские (а вот зарплаты далеко не московские) – отсюда и кадровые проблемы. Ну то есть с кадрами, как обычно, у всех проблемы (ибо кадры решают почти всё) – но у Нимакса ситуация особая.

Вы можете зайти на сайт nimax.ru и охудеть на всю оставшуюся жизнь от креативности инессиных мегаспециалистов. На файрфоксе вёрстка расползается, часть надпезей (простите, это ядовито-зеленое гугно иначе не назвать) уходит за рамку экрана, динамическая заливка, выделяющая активные ссылки – не согласована с размером шрифта. Причем понятно, отчего не согласована – шрифт ставится Roboto, Helvetica, Arial, sans-serif – то есть первый шрифт, который они пробуют, это Roboto – который появился в стандарте только в Android 4.0 «Ice Cream Sandwich», соответственно в не-Chrome браузерах вне Андроида его нету, вместо него подставляется Гельветика или простой Ариал – а у них несколько другая высота, вот и поехало всё. Это означает, что “мегадизайнеры” Инессы не тестировали сайт студии ни на чем, кроме Гугл Хрома, а главное – они хреново понимают работу с Веб-шрифтами в принципе, ибо на кой хрен им Робото, если можно сразу поставить Гельветику или даже Ариал, который кириллический есть везде. Но, мл@ть, креатифф же. Им кажется, что буковка А в робото лучше нарисована, бггг.

У нас это ставится вот так – font-family: Arial,Helvetica,Lato,sans-serif;

Ощущаете логику? Мы сразу предъявляем максимально одинаковый у всех шрифт. И только если его всё-таки нету – начинаем предлагать заменители в порядке нарастания гемороев, и заканчиваем любым ширифтом sans-serif, если уж ничего похожего не нашлось. Заметьте – Робото мы вообще не предлагаем как раз из-за того, что он метрически не совпадает с ариалом. А вот опенсорсный Лато – совпадает не только с ариалом, но и с Calibri, который является шрифтом по умолчанию в MS Office 2007.

Но, разумеется, Инесса обожает всех поучать. Рассуждать о “поведении пользователя” и “прототипировании”. Да вы просто зайдите к ним на сайт и попытайтесь там походить туда-сюда, подергать за все эти дурацкие кислотные веревочки – и сразу ощутите весь градус неадеквата этих “креативщиков”. Мля, ну как этим пользоваться??? И кто вообще может таким пользоваться?

В ответ вы услышите рассуждения о шаблонизированности и упорядоченности мышления, которое не дает нам выйти за рамки скучного. “Зато получается чистенько” – это вот так Инесса признаёт, что у неё царит малопонятная среднему пользователю муть под видом “оригинальности”. Да-да – у нас чистенько и простенько.

Xenophob
Xenophob
для  Proper
7 лет назад

>Вы можете зайти на сайт nimax.ru

Сходил. С файрфокса. Стилистические решения чем-то напомнили WEB 1.0 – цветами и (немеряными) размерами шрифтов, вырвилазной заливкой, аляповатыми картинками, никак не сочетающимися с размером экрана. Ссыль “Мобильные приложения” не работает. Ткнул “Меню” – хорошо нервы крепкие, кто более нервный и описаться за компом мог бы – по нажатии кнопки вылезло таки меню, ажно из 5 (ПЯТИ) строчек, токо размер этого меню был в пол экрана компа.

Сходил также, за веревочки подергал. В пункте “Веб-разработка”, как я понимаю, сведения работах. Название (одна строчка) и информация шо это – строчки четыре-пять. Всё это на весь экран.с фоновой невнятной картинкой.

Жесть, в общем. Все мои знакомые в Питере, кто с вебом/программингом упражнялся, отошли от веб-разработок исчо в середине нулевых, так что я щас не в теме, шо там в этой части творится и даж эту жесть и обсудить-то там не с кем…

Гы.

Proper
Proper
Администратор
для  Xenophob
7 лет назад

Я подозреваю, что это гугнище более-менее слитно смотрится на экране Ретина какого-нибудь макбука или ойпада про. Но и на нем этот вырвиглаз, беспорядочность навигации и бессмысленность общего содержания никуда не денутся.

Xenophob
Xenophob
для  Proper
7 лет назад

Да там все лютый писец. Не думаю, что на маке пропорции дезигна будут другими. Такую хрень они, как я понимаю, слепили бо сказать нечего, а место на экране занять чем-то надо.

Proper
Proper
Администратор
для  Xenophob
7 лет назад

Это дизайн-студия, причем из довольно дорогих и много о себе мнящих.

И эти люди критикуют шаблоны вордпресса!

ZloyPrepod
ZloyPrepod
для  Proper
7 лет назад

Да уж… Дезигн – не иначе как каменного века… Непонятные глыбы навевают… Ну и вообще – модное ныне отсутствие видимых границ как-то раздражающе создает ощущение пустоты. Уровень визуального дезигна – студент-троешник второго-третьего курса “на подработке”, не более. Как метко определяли такую работу “падонки” – “спасибо, поблевал”…..

ZloyPrepod
ZloyPrepod
7 лет назад

А вообще – система проста. Если хочешь форель, а денег есть только на минтай – либо мечтай о форели на голодный желудок, либо питайся минтаем. При этом ничто не мешает представить себе, что этот минтай “элитный”, с особыми вкусовыми качествами, ну “почти форель”….

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.