У Илона Маска кончились деньги
Настали трудные времена для «зеленого гуру» Илона Маска.
Во-первых, президент Трамп, к которому Маск был в оппозиции во время избирательной кампании, назначил его в свой Форум стратегии и политики и в совет по производству. Затем Маск порвал с экологическим сообществом и поддержал Рекса Тиллерсона, бывшего CEO Exxon Mobil, на должность Государcтвенного секретаря США. Прогрессисты восприняли это как предательство и пришли в ярость. «Что они обещали тебе в золотой комнате?» — один твитнул Маску.
Во-вторых, Маск стал защищать спорный запрет Трампа на въезд мусульман, сделав ретвит твита, говорящего: «После прочтения, указ смотрится гораздо лучше, чем его описывают левые». Это вызвало еще более громкий ответ прогрессистов. Одна группа, Americablog, дошла до того, что создала онлайн-петицию, требующую от Маска порвать с Трампом. «Достаточно!» — объявила группа. «Скажите Маску, чтобы он прекратил защищать расизм Трампа, пришло время выбросить Трампа (непереводимая игра слов, в оригинале „to dump Trump“)».
Большую часть своей карьеры Маск скрупулезно создавал образ бескомпромиссного защитника окружающей среды, что делало его симпатичным для левых. Почему же тогда он рискует этой репутацией, своим самым ценным активом, защищая Трампа? Ответ прост. У него нет выбора. Его предприятия зависят от федерального правительства, и все еще не приносят прибыли.
После того, как SpaceX была спасена от банкротства в 2008 году первым государственным контрактом, космическая компания Маска продолжала функционировать только потому, что она получила $6,5 миллиардов от контрактов с NASA и американскими военными. После того, как SolarCity, компания по установке солнечных панелей на крышу, стала публичной, у нее не было ни одного прибыльного квартала, несмотря на получение налоговых льгот, которые должны были помочь снизить цену панелей. В ноябре 2016 SolarCity настолько приблизилась к банкротству, что Маск был вынужден спасти ее через покупку компанией Tesla за $2,6 миллиарда.
Но Tesla, компания Маска, выпускающая электромобили, сама постоянно имела и имеет серьезные финансовые проблемы, несмотря на то, что правительство и тут предоставило налоговые льготы для снижения цены машин. С 2010 года, когда компания стала публичной, и до третьего квартала 2016 года Tesla показала прибыль только в двух кварталах. Показатели четвертого квартала, которые нужно опубликовать к 15 февраля, не выглядят сильно лучше. Аналитики ожидают еще один убыточный квартал. Что еще хуже, возникает вопрос ликвидности. Tesla заявляет, что имела $3,2 миллиарда кассовой наличности в начале четвертого квартала, но до половины ее могло быть потрачено на расчеты с поставщиками и кредиторами и необеспеченные денежные активы, такие как задатки за машины и соглашения по выкупу.
Есть и другие проблемы. Кроме своей хронической неприбыльности, Tesla теперь должна принять на себя обязательства SolarCity, не только $3 миллиарда долгов на момент поглощения, но и отрицательный баланс. Столкнувшись с риском того, что деньги закончатся, Маск сделал то, что, как он объявлял раньше, он делать не будет. В третьем квартале Маск в обращении к инвесторам сказал, что четвертый квартал будет настолько хорош, что он не будет нуждаться в привлечении дополнительных средств. Однако в декабре, используя две кредитные линии в Deutsche Bank, Маск набрал еще $500 миллионов долгов. А в январе 2017 SolarCity объявил о планах собрать $145 миллионов через выпуск облигаций.
Ситуацию ухудшило то, что в четвертом квартале выяснилось, что Tesla не достигла объявленных плановых показателей производства. 83 922 выпущенных машины на 3 300 не дотягивали до плана. Из-за этого Bank of America/Merrill Lynch опубликовал резкий обвинительный акт: «Модель S производится уже четыре года, и объяснения о производственных проблемах становятся все менее убедительными. Производство Модели S просто падает. Далее, рекламные заявления о наращивании объемов производства на 64% до 83 922 в 2016 году маскируют тот факт, что общие объемы производства Tesla меньше одной трети от объемов производства обычного автозавода… Мы считаем, что в ближайшее время объему производства необходимо будет достигнуть высококачественной критической массы, для того, чтобы создавать постоянную реальную прибыль и оборот, которые смогут финансировать будущие планы компании».
Шаткое состояние бизнес-империи Маска хорошо объясняет, почему он запрыгнул в поезд Трампа. Маск может хотеть краткосрочных привилегий от правительства вроде налоговых льгот на солнечную энергию. Но если компании Маска останутся убыточными, а по всем признакам, так и будет, и он больше не сможет сохранять капиталы, Маску, возможно, придется обратиться к Трампу и правительству за более серьезной поддержкой. Поэтому в ближайшее время не стоит ожидать разрыва Маска с Трампом. К несчастью для Маска, это может испортить его отношения с прогрессистами, которые до недавнего времени были его самыми верными сторонниками.