Запад обеспокоен китайскими микросхемами
США и Европу всё больше беспокоит ускоренное развитие Китая в области производства чипов по якобы «устаревшим» техпроцессам, которые тем не менее остаются жизненно важными для мировой экономики.
Эта ситуация может привести к доминированию Китая на рынке и создать новые риски для национальной безопасности США и ЕС.
После введения США мер контроля над производством современных чипов, Китай активно инвестирует в производство так называемых «устаревших» чипов. На самом деле ничего устаревшего в них нет. Сейчас наиболее совершенными считаются чипы с технологией травления 3 нм — но это важно в основном для микросхем самой высокой степени интеграции (мощных микропроцессоров и модулей оперативной памяти).
«Старыми» же считаются те микросхемы, что изготовлены с использованием 28-нм и менее тонких технологий. Однако эти чипы, хотя и считаются устаревшими, остаются ключевыми компонентами для различных устройств, включая смартфоны, электромобили и военную технику.
Например, недавно мы обсуждали Игровой комп из Китая, собранный на процессоре Xeon E5 2670 и китайской материнской плате с чипсетом Intel Q87. Такие процессоры производились по технологии 22-28 нм, а чипсет — по еще более грубой технологии. То есть китайцам ничего не мешает массово производить микросхемы такого уровня и делать вполне годные системы.
Высокопоставленные чиновники ЕС и США опасаются стремления Пекина занять доминирующее положение на рынке. Они беспокоятся, что китайские компании могут вытеснить иностранных конкурентов. В этом случае западные компании могут оказаться в зависимости от поставок этих полупроводников из Китая. Покупка таких критически важных технологических компонентов у Китая может создать риски для национальной безопасности, особенно если кремний необходим в оборонной технике. Министр торговли США Джина Раймондо (Gina Raimondo) подчеркнула, что ситуация требует совместных усилий с союзниками.
США и Европа активно работают над созданием собственного производства чипов. Администрация действующего президента США выделила $52 млрд на реализацию «Закона о чипах и науке» (CHIPS and Science Act). Однако западные компании могут столкнуться с трудностью конкуренции с китайскими заводами, получающими значительные субсидии. Китайские компании строят новые заводы быстрее, чем где-либо в мире. По прогнозам, до 2026 года они построят 26 заводов, использующих 200- и 300-миллиметровые пластины. В Америке за то же время будет построено 16 заводов — причем это американские хотелки, в реальности ничего этого не будет, а будет только попил бабла.
Большие инвестиции позволили китайским компаниям продолжать поставки на Запад, несмотря на растущую напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Пекином. Китайский лидер по производству микросхем — компания Semiconductor Manufacturing International Corp. — около 20 % выручки в прошлом году получила от американских клиентов, включая Qualcomm, несмотря на то, что американское правительство внесло её в «чёрный список».
Рост производства «устаревших» чипов в Китае является сложным и многогранным вопросом, требующим внимания на мировом уровне. Ситуация подчёркивает важность глобального сотрудничества и стратегического планирования в области технологий, которые остаются жизненно важными для современного мира.
6П14 и пофиг, ато удумали мелкосхемами баловаться.
Так за лампами снова к китайцам.
А правильное название 6П14, конечно же, EL84.
EL84 (синонимы: 6BQ5, 6P15, 6П14П, N709) — миниатюрный низкочастотный пентод для работы в выходных каскадах усилителей мощности низкой частоты, выпускающийся с 1953 года. Однотактный усилитель на EL84 способен передать в нагрузку выходную мощность до 5 Вт, двухтактный усилитель на паре EL84 — до 11 Вт в типовом режиме и до 17 Вт при повышенном напряжении на аноде. EL84 отличается от предшествовавших аналогов высокой чувствительностью и способностью работать в ультралинейном включении во всём диапазоне допустимых напряжений на аноде.
Благодаря низкой стоимости и удачному сочетанию электрических характеристик EL84 стала стандартной выходной лампой бытовой телерадиоаппаратуры 1950-х и 1960-х годов, заменив октальную лампу довоенной разработки 6V6. Высокий уровень нелинейных искажений, в которых преобладала неблагозвучная третья гармоника, не позволил использовать EL84 в высококачественной аппаратуре, но оказался востребован британскими конструкторами гитарных усилителей. Характерный спектр искажений гитарных усилителей на EL84 стал частью звукового «почерка» The Beatles и других исполнителей эпохи «британского вторжения».
Первый прототип двухтактного гитарного усилителя на паре EL84 разработал в 1956 году британец Дик Денни. Полуглухой самоучка, работавший на военном арсенале, раньше профессиональных конструкторов осознал, что привычный способ снижения искажений — отрицательная обратная связь — в гитарном усилителе неприменим. Напротив, лампа должна «дышать свободно» и передавать в нагрузку весь спектр свойственных ей гармоник — оставаясь при этом в чистом режиме A. Серийный вариант пятнадцативаттного усилителя Денни, выпущенный в 1958 году под маркой Vox, получил имя Vox AC15; год спустя по инициативе Хэнка Марвина из группы The Shadows за ним последовал тридцативаттный Vox AC30 на четырёх EL84. Именно этот усилитель, в комплектации Top Boost, задал звуковой почерк «британского вторжения» 1960-х годов.
Благодаря постоянному спросу гитаристов производство EL84 никогда не прерывалось; к концу XX века лампу производили в Китае, России (на саратовском «Рефлекторе»), в Сербии и Словакии; завод «Светлана» в Малой Вишере поставлял на рынки США собственную разработку SV83 (6П15П-В), конструктивно близкую к EL82 и EL83. SV83 отличается от EL84 существенно большей чувствительностью и меньшим (не более 200 В) допустимым напряжением на экранирующей сетке.
В американской системе обозначений EL84 получила имя 6BQ5, в британской системе Marconi-Osram — N709. В СССР точный аналог EL84 получил обозначение 6П14П, а его вариант повышенной надёжности — 6П14П-В.
Вариант просвещения для всех великолепен, Шеф! Честно, впервые узнал про китайцку маркировку эпохальной лампы!
ГУ-50 юзай, и будет тебе щасье.
Ну зачем же — для звука ГУ-50 нехороша. Советские конструкторы в усулителях У100 ставили лампы 6Р3С — двойной лучевой тетрод, вот такой:
Он по размерам как ГУ-50 и ставится в такую же панель, только у него выводы анодов сверху. И внутри сразу два лучевых тетрода.
Классика — усилитель на 30-35 ватт всего на двух лампах:
При работе у него смешно так светится синим светом стекло баллонов от соударения с пучком разогнанных электронов. Мягкий рентген в виде бесплатного приложения.
Лaмпы выходные 6P3С 6P3С-1 Свeтлaна делала для уcилитeлeй Прибoй 50УM-204C, 75УM-104C, У-100У4, ЛOМО КинAп УО-11, УO-13, УО-15, УO-4.
В У-100 стояло три лампы, с двумя лампами он отдавал 75 ватт.
Поскольку идиоты почти не знают про эти лампы — их можно купить на Авито рублей по 300.
Так-то оно так, но У-100 на 6P3С по верхней гармонике выдавал лишь 10 кГц, что было достаточно для радиоточки, но для музыки маловато. На ГУ-50 можно собрать хороший усилитель с приятным звуком. К примеру, две гушки с сетками на анод, с драйвером на 6э5п, воткнув железные дроссели. Можно на 6ж52п в триодном включении как первой, так выходной лампы из-за высокого коэффициентом усиления и низким внутренним сопротивлением. Тогда вторая и третья сетки соединяются с анодом для снижения внутреннего сопротивления лампы. Характеристики получаются 15-50000.
Никаких проблем с частотными характеристиками у 6Р3С нет — у нее входная емкость не более 10 пикофарад, а проходная — 0.1 пикофарада. На них спокойно собираются среднечастотные передатчики.
Для сравнения — у ГУ-50 входная емкость 14 пикофарад. То есть она как бы еще менее высокочастотная, чем 6Р3С.
При этом у ГУ-50 большие проблемы с линейностью характеристики, из-за этого для усиления звука их используют в триодном включении.
Популярность ГУ-50 в СССР была обусловлена тем, что её широко применяли в военных передатчиках — и, в частности, как модуляторную лампу в радарах. Соответственно тырили из воинских частей. А 6Р3С лампа более экзотическая, специфичная для усилителей НЧ, её было стырить труднее.
Кстати насчет усилителей:
Обрати внимание, что в усилителе нет ни одного переходного конденсатора.
Частотные характеристики — невероятные.
Почему запад беспокоит я понял, как они с эти «борются» тоже более или менее. Но вот отчего нас такая ситуация совсем не волнует нет объяснения.