Жемчужины британского авиапрома

Ровно 85 лет назад, 15 июня 1936 года впервые поднялся в воздух Виккерс-271 – первый прототип английского дальнего тяжелого бомбардировщика Виккерс “Веллингтон”, названного в честь известного полководца – герцога Веллингтона, победителя Наполеона при Ватерлоо.
В начальный период Второй мировой войны эта машина составляла основу британской стратегической бомбардировочной авиации, а большинство бомб, упавших на Германию в 1940-1942 годах, было сброшено именно с “Веллингтонов”.
Всего было построено более 11600 таких машин в 22 модификациях, что делает “Веллингтон” одним из самых массовых бомбардировщиков времен ВМВ. Свой первый боевой вылет он совершил уже 4 сентября 1939 года, а последний на европейском ТВД – в марте 1944-го. На Дальнем Востоке “Веллингтоны” применялись до начала 1945 года. Всего за годы войны они совершили 47409 боевых миссий (включая разведывательные, патрульные, противолодочные, а также – в качестве самолетов ДРЛО), сбросив на врага 41803 тонны бомб. Безвозвратные боевые потери составили 1332 самолета.
“Веллингтон” имел весьма необычную конструкцию, которую его разработчик инженер Барнс Уоллес назвал “геодезической”. Силовой набор составляла ажурная клепаная сетка из длинных и тонких алюминиевых профилей, обтянутая полотном. Раньше такие конструкции применялись только при строительстве дирижаблей, а Уоллес решил перенести их в авиацию. Впервые “геодезический” каркас получил одномоторный бомбардировщик “Уэллсли”:
Опыт сочли удачным и Уоллес сделал по тому же принципу более крупную двухмоторную машину. Интересно, что кроме него по “геодезической” схеме никто самолетов не строил. Она обеспечивала легкость и позволяла освободить большие внутренние объемы крыла и фюзеляжа, но при этом отличалась повышенной сложностью и дороговизной, а полотняная обшивка была непрочной и огнеопасной, из-за чего на земле и в воздухе сгорело немало “Веллингтонов”.
Серийное производство фюзеляжей “Веллингтонов”. На снимке хорошо видна их оригинальная “геодезическая” структура:
Самолет не отличался красотой и изяществом, но англичан интересовала только функциональность. А известную фразу Туполева “некрасивые самолеты плохо летают” они не слыхали, либо не придали ей никакого значения.
Зато Уоллесу удалось разместить в фюзеляже крупный бомбовый отсек, вмещавший две тонны бомб, в том числе – сверхтяжелую фугаску массой 1800 кг, а в крыле – большие бензобаки, обеспечивающие самолету дальность полета 5000 километров без бомб и 2900 км – с полной боевой нагрузкой. Для середины 1930-х годов такие данные считались очень высокими. При этом самолет развивал скорость 380 км/ч и набирал высоту 5500 м, что тоже выглядело вполне прилично.
Однако вооружение было явно слабовато – всего два пулемета в носовой и хвостовой турелях. Но в дальнейшем его усилили, установив башенные турели со спаренными пулеметами и добавив еще два ствола в боковых окнах фюзеляжа. Из-за этого экипаж увеличился с четырех до шести человек. Однако первые же боевые вылеты показали, что и такое вооружение не позволяло успешно отбиваться от перехватчиков, поэтому уже в 1940 году “Веллингтоны” переклассифицировали из дневных в ночные бомбардировщики.
“Веллингтон”, возвратившийся с боевого задания с частично сгоревшей обшивкой фюзеляжа:
В этом качестве они совершили тысячи глубоких рейдов вглубь Германии, многократно бомбили Берлин, Гамбург, Эмден, Кёльн, Бремен, Дюссельдорф и другие города. Но в 1942 году их начали вытеснять из частей первой линии более новые и совершенные четырехмоторные бомбардировщики “Ланкастер” и “Галифакс”.
Во время войны на “Веллингтонах” летали только экипажи Британской империи и иностранные летчики, входившие в состав британских Королевских ВВС (например, чехи и поляки), но после войны несклько сотен бомбардировщиков были проданы Франции и Греции. Последние самолеты этого типа списали в 1953 году.
PS. Британцы, разумеется, больные ублюдки, и постоянно “изобретают” то, что до них уже сто раз изобретено:
1. Во флоте диагональный (геодезический) набор известен с XVII века. Как вспомогательный продольно-поперечному. Выполняли его и короткими балками, полосами и обшивкой. И уже тогда его не считали открытием, какие-то прообразы имелись.
2. Для дирижаблей ромбовидный набор впервые применили на Schuette-Lanz SL1, 1911.
3. Первый самолет с таким набором — французский тяжелый бомбардировщик Latecoere Late 6, 1924:
Удивительно, отчего у Туполева, в те времена неистово надрачивавшего на французскую конструкторскую школу, подобный набор не использован на ТБ-1 и ТБ-3. Впрочем, некие следы его там таки есть:
Сходные следы имеются и в самолетах Яковлева Як-1, Як-3 и так далее. Конструкторы Боинга, Локхида и Дугласа смотрели на это и вертели пальцем у виска.
4. В Vickers поступили точно так, как англичане делают обычно – не стали делать “как все” (то есть использовать заведомо удачные, испытанные решения), а стали решать задачу всякий раз как заново, как будто никакого предыдущего опыта вообще нету. “А давайте сделаем фюзеляж по силовой схеме, как у дирижаблей!” – “А давайте еще и крыло сделаем по такой же схеме!”. Больные ублюдки.
Иногда у них даже что-то получается удачное. Но обычный результат такого подхода – дерьмо дерьмищное, при взгляде на которое нормальные люди не понимают, какие вещества принимал разработчик ВОТ ЭТОГО.
Впрочем, в Vickrers сумели довести этот бред до массовой серии: не просто сделали удивительный Wellesley с рекордными данными, а сумели построить валовый самолет-солдат и наладить его массовое производство. Пишут, что постройка довольно трудоемка, зато прекрасно разделяется на операции, не требующие квалификации и просто контролируемые.
Кроме того, у них очень хорошие окна по бокам у некоторых (многих) модификаций. Во время полета можно поседеть в кресле с вискачом и сигарой.
Английские еропланы времён ВОВ в большинстве случаев – редкостные ублюдки. Из всего их авиапрома мне нравится только Темпест.
А… А Москито, а Спитфайр? Неужто хуже немецких были?
Москито? Полностью деревянный самолет из бальсы и фанеры?
Да уж, знатное британское безумие.
Москито разве негодный эроплан? Был как-то лютый холивар по теме Ил-2, и приводился пример, что Москито погибло куда меньше чем Илов, при сравнимом количестве выпущенных машин и вылетов.
Ну не при сравнимом – откуда бы Бриташка столько бальсы взяла. Но да – по количеству сбитых Москито на тыщу вылетов был почти рекордсмен. Другой вопрос, что и толку с них было очень мало.
Видишь ли – вся неуязвимость Москито берется от того, что на нем стояли высотные моторы с мощными нагнетателями, и он мог летать (и летал) на высоте в 11-12 километров, при этом с неплохой скоростью. Сочетание такой скорости и высоты было недостижимо для серийных немецких истребителей до появления Ме-262 и тому подобных машин.
Однако на такой высоте, простите, землю не видно. Потому что облака прилично ниже. Облачность обычно висит на 8-9 километрах. В результате Москито скидывал бомбы “по часам” в никуда, не видя цели. А при попытке снизиться ниже облачности их тут же сбивали. Поэтому они и не снижались.
Надо заметить, что у немцев был бомбардировщик Ju.86R, летавший на высоте до 14 400 м. Он был вообще недосягаем ни для чего, и бомбил Британию совершенно безнаказанно. Для противодействия им около 30 Москито были переделаны в высотные истребители, но никакими успехами не отметились.
Так вот – немцы свернули полеты Ju.86R по той же самой причине, по которой были неэффективными налеты Москито. Целей не видно из-за облаков.
В дальнейшем Ju.86R использовались в качестве высотных разведчиков – находили разрывы в облаках и снимали, что там было сквозь них видно. Эффективность тоже была не ах, ну хоть что-то.
В 1943 г. по заданию Государственного Комитета Обороны ОКБ Лавочкина приступило к работе по созданию высотного истребителя путём установки на самолет Ла-5 турбокомпрессоров ТК-3 конструкции ЦИАМ. Для получения потолка высоты порядка 14 км кроме установки ТК были увеличены площадь крыла и оперения, установлен новый винт, снято бронирование и одна пушка. Однако во время заводских испытаний самолет потерпел аварию.
В 1944 г. работы по созданию высотного истребителя были продолжены на базе серийного Ла-7. В июле 1944 года начались заводские испытания. Ввиду длительной доводки ВМГ с ТК, испытания одной из опытных машин, получившей заводской индекс «116», продолжалась до начала 1946 г., после чего были прекращены как потерявшие актуальность. Не оправдались также надежды, возлагавшиеся на Як-9ПД с нагнетателями Доллежаля, и на МиГ-11 с турбокомпрессорами. Советская авиация так и не смогла ничего противопоставить немецкому Ju-86.
Для перехвата Ju-86 в Англии был подготовлен модифицированный «Спитфайр» Mk VI с крылом увеличенного размаха. Кабина герметизирована не была, летчик использовал кислородный аппарат и костюм с электро-подогревом. В сентябре 1942 года Спитфайр Mk VI, пилотируемый Эмануэлем Голицыным, выполнил успешный перехват Ju.86R над Англией на высоте 15 км (44 тыс. футов). Ну как выполнил – добился одного попадания в крыло. Немец улетел.

Можно подумать, всякие ЛаГГ и т.д. из чего-то другого делали. И летал он хорошо. Более того, фашисты их очень боялись – он был недосягаем по высоте и скорости ни для зениток, ни для истребителей. Разве что 262-й мог их догнать на высоте – но их было мало. И еще их не было видно на радарах. Британцы даже для проформы на бомберы пулеметов не ставили. А в варианте истребителя на них ставили 8 пулеметов, или 4 авиапушки.
ЛаГГ конечно делали из другого – откуда бы в СССР бальсу взяли в количествах.
Фашисты Москито не особо боялись – иначе бы с ними быстро покончили, технически это была не слишком сложная задача. Но острой необходимости не было. Была острая необходимость заземлять Ланкастеры и Б-17, идущие плотным строем – вот над этим и работали.
>>А в варианте истребителя на них ставили 8 пулеметов, или 4 авиапушки.
И каковы успехи Москито “в варианте истребителя”? Я тебе сам отвечу – НИКАКОВЫ. Бессмысленный самолет.
Когда авиационному командованию стало понятно, что самолет фактически бесполезен, пригоден в основном лишь для фоторазведки – их попытались приспособить для сбрасывания торпед. Хоть как-то использовать. Предполагалось, что у немецких судов всяко не будет истребительного прикрытия, поэтому Москито смогут снизиться в районе цели, найти её и сбросить торпеду.
Но даже это, насколько я знаю, оказалось бесполезным. Самолетик из деревяшек и бальсы слишком легко сносился зенитными пулеметами и артиллерией.
>>И еще их не было видно на радарах.
На радарах их, разумеется, было видно – убрать металл из двигателей, моторам и гермокабины было невозможно. Но видно их было примерно с той же ЭПР, как истребитель – в результате ОДИНОЧНЫЕ Москито радары Рейха часто принимали за собственные истребители, осуществляющие свободную охоту.
11600 таких машин ..
Всего за годы войны они совершили 47409 вылета..
по 4 вылета в среднем на один пупырь и это за 5 лет.
Их после каждого вылета зашивали целый год?
Ну там норот бухтит, что около 2000 этих уродцев были в версии не бомбардировщиков – транспортные, разведчики, даже летающие РЛС.
Но хуже другое – это гогно продолжали выпускать даже после окончания войны, хотя они устарели уже к 1942 году.
Англия же.
Поседеть от ужаса?
Обоссать и плакать.
А двигателисты Климова уже лудят мотор ВК-650 – это целево на вертоли Ка-226 и аналогичные легкие двухдвигательные. Мотор на 650 кобыл, форсажная мощность 750 кобыл. Скорее всего будет и самолетный вариант, если под него найдутся самолеты.
Смысл этого мотора – он легче и компактнее, чем ВК-850. Насколько я понимаю инсайдеров – мотор технически близок к ВК-850, поэтому проблем в освоении не предвидится. 11% деталей делается 3D-печатью.
Примерно через 20 минут после приземления Байден вышел из самолёта. Его встретил президент Швейцарии.
Почему 20 минут, он в конце салона сидел? Или уснул, как Ельцин?
Ну хорошо хоть колесо не обоссал. Наверное, просто не нашел.
Видимо двери перепутал, и вышел из салона в сартир, а там вспомнил фьяазу одного человека- мочить будем в сартире, обсался.. Ну и т. д.
На это ушло какаяз минут 20.
Представляю, сколько бы он выходил, если бы самолёт сел под резиновой.
Хммм, не нашёл — чем?
Шшарада…