Зомби-корпорации и имитационный хайтек
Коллега Иван Данилов использует термин «зомби-корпорации». Он применяет данное красочное (и весьма точное) определение к тем корпорациям, которые не производят прибыли, а существуют за счёт получения всё новых и новых кредитов. Причём под это определение с каждым годом подпадает всё больше и больше различных компаний. Если изначально, когда данное явление начали детектировать, под определение «зомби-компаний» подпадали в основном различные «венчурные стартапы» типа «Uber», никак не связанные с производством, то постепенно ситуация ухудшалась.
Сначала в «убыточные, но успешные» попало большинство компаний Илона Маска. Именно тогда Руслан Карманов придумал термин «имитационный хайтек». Когда вместо реальных высоких технологий людям (инвесторам в том числе) впаривают и втюхивают различные закруглённые уголки, водолазки, смузи и вау-эффекты.
Первой на этом погорела «Илон Маск в юбке» Элизабет Холмс. Её «медицинская» компания, как оказалось, никаких новых технологий не изобретала, а использовала оборудование сторонних компаний. И пузырь в несколько миллиардов мгновенно сдулся.
Если пару лет назад «зомби-компаниями» были всё же в основном различные аферистичные направления деятельности, то чем дальше, тем больше «зомби» (не дающих достаточной прибыли и выживающих исключительно за счёт кредитов) появляется и среди традиционных производительных компаний. В их список можно уже смело вносить «Форд», «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрикс», «Катерпиллар», «Вестингауз» (отдельные подразделения которой уже признаны банкротами), «nVidia» и многие другие. А ведь это — системообразующие компании Америки!
Общая задолженность «зомби-компаний» оценивается МВФ на сегодняшний день в 19 триллионов долларов (их рыночная капитализация при этом в 5-6 раз меньше, а реальная остаточная стоимость ещё ниже). И эта сумма постоянно растёт.
Происходит ровно то, что предсказывал Карл Маркс – норма прибыли постоянно падает. И переход к нулевым (и даже отрицательным) ставкам кредитования ситуацию не спасает. Капитализм умирает. Монетаризм умирает. Экономика ссудного процента умирает. И свежая аналитика от «JP Morgan» и «Голдман Сакс» показывает, что попытки ФРС (и ЕЦБ в Европе) залить проблемы спешно печатаемыми деньгами безуспешны. Впрочем, как и предсказывалось.
Как мы помним, первая волна суперкризиса в 2008 началась фактически с неплатежеспособности финансовой и банковской системы США. Чтобы залить это печатный станок начал скупку и монетизацию неликвидного мусора (MBS и ГКО США). Это позволило замазать прорехи в заборе, но крепости ему не прибавило — ведь те же спасенные банки, купаясь в напечатанных баксах, кинулись в новые пузыри и аферы, что, конечно же, делает их еще более уязвимыми при нормализации ставок или новом кризисе. Передаю слово McKinsey, сообщающем в последнем отчете следующие наблюдения о состоянии мировой банковской системы:
— уже сейчас, до наступления нового финансового кризиса, более половины банков планеты имеют весьма слабые балансы, они плохо подготовлены к новому кризису;
— большинство банков экономически не жизнеспособны, возврат на их акции не соответствует котировкам этих акций;
— акции банков уже валятся — в среднем их котировки обвалились на 15-20% с начала года, причем настоящего кризиса пока еще нет.
Ничуть не сомневаюсь, что так и будет. Все слабые звенья будут выметены безжалостно и беспощадно. Ликвидность крупнейших центробанков мира представляет собой своего рода сообщающиеся сосуды, и, по мнению JP Morgan, без вмешательства ФРС баланс глобального центрального банка снова начнет сокращаться, а это в итоге может привести к краху рынка.
Сегодняшние заоблачные фондовые индексы держатся в значительной степени за счет обратного выкупа акций компаний самими компаниями. На этот обратный выкуп и шла большая часть вливания ликвидности. И если этот процесс пошел вспять — жди скорого обвала.
А он пошел вспять. За первую половину года на выкуп акций было направлено на 17% меньше средств, чем в прошлом году. Всего же по итогам года Goldman Sachs ожидает общий объем байбеков на уровне $710 млрд — на 15% меньше, чем годом ранее.