Борьба за экологию и оборотная тара
В 1980-х годах в СССР оборотная тара в общих объемах потребления составляла 85%. Это касается и стекла — которое в основном использовалось в своем первоначальном виде без разрушения. Этому способствовала унифицированная форма бутылок.
Стекло не выкидывали, а сдавали для повторного использования по достаточно высоким тарифам. Стеклотара подвергалась многоэтапной мойке специальными растворами и снова наполнялось продуктом.
Многие до сих пор думают, что это делалось из соображений экологии, или для экономии. Особенно альтернативно-одаренные даже предлагают возродить эту практику. Однако правда состоит в том, что советская «возвратная тара» — это один из способов грабежа населения. Никакого другого смысла в ней никогда не было, а сказки про выгодность многократного использования бутылок — они и есть сказки.
Так, залоговая стоимость пол-литровой бутылки из-под минеральной воды в 20 коп. (1977 год) была вдвое дороже содержимого самой бутылки, а залоговая стоимость молочной бутылки (15 коп.) была сопоставима со стоимостью содержавшегося в ней пол-литра молока или кефира.
Понимаете схему? Вы сразу платили в магазине за товар вдвое или втрое дороже, чем он стоил. А затем «возвращали» эту переплату через некоторое время — всё это время производитель (советское государство) крутил ваши денежки в обороте.
При этом «экологичность» процедуры крайне сомнительна — многоэтапная мойка порождает столько ядовитых отходов, что это совершенно не сравнится с выбросами от утилизации бумажного молочного пакета.
Сейчас стеклянная тара сразу идет в переплавку — это оказалось дешевле и экологичнее, чем ее мыть. Но экологичнее всего — бумажные пакеты. Они сжигаются в турбопечах, производя тепло.
Советские треугольные пакеты максимально экономичны с точки зрения расхода упаковочного материала — но их очень неудобно транспортировать. Поэтому сейчас их никто не использует, а если надо экономить — применяется простой плоский пакет из такой же многослойной бумаги или двухслойной антисептической полиэтиленовой пленки:
Если кого-то очень беспокоит изъятие этих пакетов из потока бытового мусора — эта проблема решается элементарно: установите на пакет залоговую цену в 1 рубль, и вам сами граждане их сдадут. А что не сдадут граждане — сдадут бомжи, старательно разобрав мусор.
И не надо бренчать ящиками с бутылками, перевозя тонны стекла взад-вперед вместе с молоком. Внезапно для некоторых, советская молочная бутылка 0.5 литра весила 335 грамм сама по себе. То есть в СССР вместе с тонной молока везли 670 кг стекла сначала в магазин — а потом обратно из магазина. То есть на каждый тонно-километр перевозки молока в бутылках тратилось примерно 1.3 тонно-километра перевозки стеклотары. Вот это и называется «эффективная плановая экономика». О логистике вообще никто не думал.
Но и сейчас любители «эффективного плана СССР» об этом не думают. Вы будете смеяться — но вы в Интернете хрен найдете вот эту самую цифру массы советской молочной бутылки. Дохрена статей про то, как отлично в СССР придумали оборотные бутылки — а главной цифры нет. Ее нет даже в статье википедии, специально посвященной оборотным молочным бутылкам (их применяли не только в СССР, но и в США и в Англии). Чтобы узнать цифру — пришлось лезть в советский ГОСТ «Бутылка стеклянная Молочная 500 мл». Понимаете — любителям эффективности вообще неинтересно, сколько весила эта тара, и сколько стекла гоняли взад-вперед ради обеспечения этой самой оборачиваемости.
Себестоимость производства такой молочной бутылки сейчас — около 10 рублей. То есть упаковка для 1 литра молока в виде молочных бутылок стоит 20 рублей. Насколько я помню, простой литровый Тетрапак без горлышка стоит 3 рубля, и весит ничтожно мало по сравнению с массой содержащейся в нем жидкости — так что расходами на его перевозку можно пренебречь. Он удобен производителям, удобен торговле, удобен покупателям. Даже если сдавать тетрапаки на переработку — это совсем не то же самое, что таскать тяжеленные молочные бутылки.
Никаких технических проблем в переработке тетрапаков не существует — их можно сжигать, можно шредировать в так называемый алюминированный картон, который затем используется для производства стройматериалов. Проблема ровно одна — отсутствие залоговой цены за пакет. Без залоговой цены этот материал слишком дешев, чтобы с ним стали возиться (в отличие, например, от пластиковых бутылок — их сбор и переработка выгодны прямо сейчас).
Но введение залоговой цены — путь к злоупотреблениям всяких жуликов.
По факту, уже сейчас производители бумажных пакетов платят за них государству экологический сбор как за картон. Затем этот сбор входит в стоимость пакета — и вы его оплачиваете при покупке товара. И государство, по идее, должно за эти денежки организовать сбор пакетов и их переработку тем или иным способом. Оно и организует — постепенно отжимая из этого бизнеса «мусорных магнатов», просто вываливавших кучи мусора на «мусорные полигоны».
По телику как то показывали каких то колхозников которые сварганили из подручных материалов биореактор для переработки навоза в метан, показали его тогда ещё президенту Медведеву, он их похвалил, а местные чиновники после отъезда президента, все выспрашивали у колхозников где труба от газопровода зарыта.
еще стальной ящик для этих бутылок немало весил