Цифровая мировая война: вторая холодная

Пожалуй, пора уже в рамках нашего «цифрового» цикла статей повторить выводы из общеполитических обзоров: После официального восстановления 1 марта 2018 года стратегического ракетно-ядерного паритета трагифарсовое повторение Холодной войны (так называемая Вторая Холодная Война – ВХВ) переходит в такую же информационно-психологическую фазу, как и ХВ в конце 1960-х. Как мы помним, ядреный паритет вкупе с развитием торгового, культурного и даже отчасти космического сотрудничества России и Запада не уберег СССР от полного проигрыша именно на информационном поле, и прежде всего – в сфере развития информационных технологий.

В определенном смысле бурное развитие ИТ-сферы было несовместимо с жизнью системы милитаристской автаркической бюрократии, хотя какой-то шанс в самом конце 1960-х на дальнейшее развитие оригинальной и весьма продвинутой советской школы информатики, а также собственных технологических стандартов был. После этого, по всей видимости, в результате серии закулисных разменов, советская информационно-технологическая зона была уничтожена самими советским руководством с принудительным переходом на западные стандарты «единой серии ЭВМ», то бишь IBM.

Вот и сегодня главной угрозой на новом этапе Второй Холодной войны является отставание и технологическая зависимость от Запада в информационных технологиях – как в сфере психологического воздействия масс-медиа, так и в сфере собственно компьютерных технологий как основы для массовой коммуникации. Существующая догоняющая траектория развития все больше напоминает апорию об Ахилле и черепахе. Даже с учетом общей вялости западной «черепахи» и показной бодрости путинской России. Пока мы тут с вами освоили проектирование собственных универсальных процессоров и относительно надежных микросхем, западные партнеры не скрывают желания сделать существующее некритическое пока отставание необратимым.

Именно сейчас, на рубеже двух этапов ВХВ на западном информационном фронте обозначились новые угрозы, хотя и в виде довольно невинных инноваций. Во-первых, корпорация Микрософт объявила о качественном развороте тренда развития – от дальнейшего совершенствования универсальной ОС к развитию облачных сервисов. Во-вторых, Эпплу, наконец, разрешили заменить универсальные процессоры внутри ай-гаджетов своим собственным процессором, то есть сильно упрощенным и специализированным на визуальном отображении и коммуникации с облачными серверами. Я уже ранее отмечал, что идея Джобса об упрощенных мобильных терминалах не была дозволена в полном объеме. Но даже в усеченном виде информационно-психологические технологии Эппл неплохо поработали на поддержание рынка универсальных процессоров. Однако, сегодня настает новый этап, где идея Джобса о полностью, не только внешне упрощенном мобильном терминале «облачных» сервисов начнет работать в полную силу.

Что это может означать для российского рынка ИТ-услуг и для российского информационного суверенитета? Во-первых, недоступность для скачивания, даже хакерского, а значит – для анализа и повторения, новых, более сложных программных продуктов. Вся сложная обработка системами уровня «искусственного интеллекта» будет производится на удаленных и защищенных дата-центрах. Причем западный запрет размещения за рубежом, включая Россию, новых программ и специализированных процессоров удаленной обработки больших данных – вполне предсказуем. Можно будет настаивать на размещении дата-центров западных компаний в России, но тогда обработка российских данных будет вестись заведомо устаревшими, а то и нарочно замедленными способами.

Заодно в таком случае наша экономика в очередной раз послужит отстойником для продажи подержанной техники, за счет чего будет развиваться более современная на Западе. В конечном итоге, для поддержания таких стратегических отраслей, как авиационное или архитектурное проектирование, запреты на обработку данных новыми программами будут обходиться, подобно тому как запреты КОКОМ на поставку компьютерных технологий IBM обходились стараниями закулисно сотрудничающих спецслужб, зарабатывавших на втридорога завышенных оптовых ценах. К сожалению, с учетом качеств нашей элиты и нашей бюрократии, а также неизбывных привычек наших спецслужб – этот сценарий кризисного развития, а вернее – деградации российской ИТ-сферы, имеет далеко не нулевую вероятность.

Можно также заметить, что не только для национальных элит и самих наций России или Китая такое развитие несет весомую угрозу. Даже в самих США вопрос о политическом влиянии глобалистских сетей с опорой на ИТ-корпорации вроде Амазона, Гугля или ФБ Цукерберга – поставлен на повестку дня. Сенаторы и конгрессмены точно так же опасаются применения на выборах в своих округах новых технологий влияния на избирателей по образцу скандальной Кембридж Аналитикс. Хотя в своей политической риторике все они дежурно говорят о «русской угрозе», но реально противостояние идет между глобалистами и националистами.

Однако даже в случае приведения ИТ-монстров к полному повиновению американским национальным институтам, то есть полной победы в самих США национал-глобалистов, угрозы национальным элитам других стран от этого не уменьшатся. Хотя на данном начальном этапе «облачной угрозы» национал-глобалисты США являются весьма условным союзником для национал-глобалистов России или Китая в борьбе с глобалистами, в том числе в мировом информпростарнстве.

Некоторый оптимизм внушает позиция высшего политического руководства России, отраженная в том же послании 1 марта. Отставание в технологиях уровня «искусственного интеллекта» прямо названо главной угрозой на данном этапе развития страны. Именно этими стратегическими опасениями, а вовсе не желанием следить за каждым шагом сограждан, определяются все законодательные инициативы, стимулирующие развитие отечественных дата-центров – будь то «закон Яровой» или запрет на хранение и обработку персональных данных в зарубежных дата-центрах. Иначе в обработку «больших данных» на западных дата-центрах попадут не только данные Фейсбука и других соцсетей о потребительских и политических предпочтениях наших сограждан, но и более чувствительные экономические и технологические данные предприятий и организаций.

Актуальный скандал с блокированием иностранного сервиса «Телеграм» тоже связан со стартом второго, информационно-технологического этапа ВХВ. Проведенные Роскомнадзором своего рода «учения» для отечественных ИТ-сервисов выявили факт массового игнорирования требований закона о переходе на российские дата-центры. Искусственно созданная ситуация смоделировала возможности для угроз и санкций против российской экономики в случае, если тенденция отставания в развитии своих облачных сервисов и дата-центров вошла бы в полную силу. Пришлось бы только дождаться условий для провоцирования политического кризиса, например, в период конкурентных президентских выборов 2024 года.

Что касается конкретной ситуации с «Телеграм», само поведение номинального владельца информресурса с большой вероятностью говорит о его подконтрольности британским спецслужбам. Публично дерзить руководству ФСБ, находясь в Лондоне в разгар «дела Скрипалей» и вероятной дальнейшей возгонки русофобии – означает, что субъект добровольно или принудительно, но кладет свою жизнь на алтарь интересов местных спецслужбистов. Теперь они в любой момент могут ликвидировать агента, списав на происки мстительных и коварных русских чекистов. Не реагировать на такой демарш (демарш не марионетки, а кукловодов) – российское государство не может без потери лица в глазах других мировых держав. Так что ситуация полностью спровоцирована внешними силами.

Другой вопрос, что есть еще версия закулисной согласованности таких конфронтационных по видимости действий, как и в случае с «договорным матчем» заранее и почти открыто согласованных рамок «ракетных учений» в Сирии. На эту версию наталкивает, во-первых, предшествовавший ИТ-учениям в России наезд Трампа на Амазон. Во-вторых, сугубо параллельная показательная порка Цукерберга. И в-третьих, слишком быстрая реакция Гугля, запретившего использовать свои облачные сервисы для обхода национальных блокировок.

Насколько эта версия закулисной координации национал-глобалистов и их спецслужб верна, увидим по дальнейшему развитию. Если «Телеграм» в итоге пойдет на какие-то «компромиссы» специально для Рунета, то стопроцентно имеет место раскрутка контролируемого коалицией спецслужб информресурса, как будто специально созданного для переписки террористов, наркоторговцев и прочих криминальных сетей. Но даже если и не пойдет на уступки, все равно такой контроль со стороны наглосаксов есть.

Возвращаясь к стратегическим задачам развития отечественной ИТ-сферы, назовем существующие предпосылки, плюсы и минусы:

Самое главное, что сами западные ИТ-компании еще не нарастили в должной мере количество (мощность), а главное – качество своих облачных сервисов. Разница между стратегиями технологического развития России как центра Восточной Европы и Запада, особенно США и Британии – всегда вытекала из разницы доминирующего психологического типа. С одной стороны – экстенсивный метод проб и ошибок, как у Эдисона, за счет вовлекаемых в технологический пузырь средств спекулянтов и лохов-энтузиастов. С другой стороны – интуитивные прозрения, как у Теслы, совершенные математические модели, позволяющие делать расчеты без огромных затрат вычислительной мощности.

Однако, чтобы это традиционное преимущество продуманного качества матмоделей могло быть реализовано на практике, необходима автономия от западных стандартов, по крайне мере, части гражданского ИТ-сектора, такая же, как полная автономия оборонного ИТ-сектора, доказавшего свое качество во время «ракетных учений» в Сирии. Нужна, выражаясь языком самих айтишников, масштабная гражданская «песочница» или языком военных – «полигон» для испытаний и опытной эксплуатации. Пока что такой гражданской «песочницы» в наших краях не просматривается, а военная «песочница» со всеми ее «научными ротами» и центрами разработок – не про это.

Тем не менее, поскольку стратегическая задача в программном послании 1 марта поставлена, какие-то меры по внедрению автономных стандартов хотя бы в госсекторе и госкорпорациях будут предприняты. Вопрос только, насколько они будут продуманные и насколько опошленные доминирующей бюрократией, пока еще вполне компрадорской по духу. Так что к 2024 году, скорее всего, сложится противоречивая и компромиссная ситуация с развитием ИТ-сферы. Западные партнеры, в том числе из-за собственного социально-политического кризиса, а также устаревших корпоративных стандартов ИТ-сферы будут еще не готовы к тотальному доминированию. Однако и в России ИТ-сектор будет не готов к автономному развитию, без взаимодействия с западными сервисами. Неизбежный компромисс будет трактоваться западной пропагандой, как и частью российского общества, как отступление от принципов суверенитета и новый подъем глобализма. В итоге неизбежный кризис и выяснение отношений созреют примерно к 2030 году.

Однако, как и в случае с компромиссами 90-х годов в оборонной сфере, это будет неизбежной ошибкой и преувеличенным желаемым, выдаваемым за действительное. Однако поскольку риск реванша глобалистов, как и в 90-х, будет очень велик, то именно это может стать стимулом для привлечения инвестиций и межгосударственного заказа со стороны других развивающихся стран – того же Китая или Индии. Так же как заказы этих стран помогли выжить и выйти на новый уровень российскому ВПК. Для сотрудничества с незападными странами в сфере обработки больших данных ключевым будет фактор энергоэффективности. Строить крупные дата-центры в жарких странах, где сложно найти ресурс даже для охлаждения необходимых АЭС, кроме самих ДЦ, вдвойне накладно. А на востоке России мало того, что холодно, еще и стратегический резерв потенциала будущих ГЭС далеко не израсходован. Обмен данных по оптоволкну намного менее затратен, чем строительство мощных ЛЭП. Так что вопрос упирается только в гарантии полного контроля зарубежных партнеров над работой таких экстерриториальных дата-центров.

Так что в итоге неизбежно кризисного развития все будет хорошо, и Россия снова внесет свой решающий вклад в создание более гармоничного многополярного мира.

ЗЫ. Любопытно, о какой именно современной технике идет речь? Если дело идет к разрешению экономического кризиса войной или ее какой-то менее кровавой альтернативой, то о развитии более современной вычтехники на Светлом Западе тоже можно будет чуток позабыть – не до этого им будет.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Базилевс
Базилевс
5 лет назад

Чито такое Ви говорите? Как может рухнуть чудный дивный мир светлых эльфов?

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.