Да, Скифы мы
Армия России имеет в своем арсенале баллистические ракеты донного базирования «Скиф», сообщил журналиста экс-главком ВКС России, глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев.
— На сегодняшний день мы имеем в своем арсенале уникальные стратегические бомбардировщики (Ту-160), ОТРК с мощными баллистическими и крылатыми ракетами (семейство «Искандер»), ТРК «Сармат», комплексы ПВО (С-400), межконтинентальные баллистические ракеты, атомные ракетные крейсеры с мощными противокорабельными ракетами (гиперзвуковая ракета «Циркон»), ракеты донного базирования «Скиф», — цитирует сенатора ТАСС.
Баллистическая ракета донного базирования «Скиф» разработана ЦКБ «Рубин» и Государственным ракетным центром имени Макеева в 2013 году. Боеприпас способен долгое время находиться в режиме ожидания на дне морей и океанов, а после прохождения команды на запуск поражать наземные и морские цели.
Ой-ёй…
Еще при СССР прорабатывался проект подводных ракетных баз. Это такая недо-АПЛ, которая занимала позицию под водой и сидела там на якоре, получая электропитание по кабелю с берега. Естественно, система имела вспомогательные дизель-генераторы, аккумуляторы и винтовую группу с электромоторами, которые позволяли ей при необходимости самостоятельно передвигаться со скоростью примерно до 8 кмч для смены позиции в подводном положении под шнорхелем.
Места скрытного боевого дежурства заранее обустраивались железобетонными якорями и кабельным подводом электричества. Охранение боевой позиции возлагалось на надводные корабли и дизельные ПЛ.
Такая ПРБ во много раз дешевле АПЛ и имеет гораздо больший коэффициент боевого напряжения (даже ротации экипажей делаются без покидания районов дежурства), при этом она использует стандартные решения по ракетам с пусковыми шахтами от обычных РПКСН и дизеля с движителями от дизельных лодок. То есть технический риск конструкции — минимален.
А теперь вот решили пойти даже на автоматические системы донного базирования. Безэкипажные.
В основном сидят в Байкале?
Хотели, испытывались в Байкале и Ладоге в 80-х, но запретили — стрёмно. Если авария, запоганим крупнейшие собственные ресурсы пресной воды.