Этот День Победы

Одной из важнейших дат в истории нашей страны является День Победы. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война, самая страшная из войн в истории. Она затронула почти каждую семью: кто-то воевал, во многих семьях кто-то не вернулся с той войны, кто-то был под оккупацией, кто-то трудился на оборонных предприятиях.

Вся страна работала на Победу. Неудивительно, что о память о Великой Отечественной войне крепкая. Редкий музей, так или иначе посвященной военной истории, обходит Великую Отечественную войну стороной. Особенно это касается военно-технических музеев, коих у нас далеко не так мало, как это может показаться.

И особенно очевидно это становится как раз в канун Дня Победы.

То, что у нас военные парады в День Победы проводятся во многих городах, не является какой-то новостью. А вот то, что объем исторической техники на них только растет, для некоторых может стать сюрпризом. Причем происходит это отнюдь не благодаря военным структурам. Частные коллекционеры и музеи за последние лет 20 провели очень большую работу в данном направлении.

На Параде Победы в Москве такой техники нет, и на то есть веские причины. Машины старые, и никто не даст гарантии, что танк не сломается в самый ответственный момент. Поэтому и используются на главном параде 9 мая Т-34-85, прошедшие несколько модернизаций. Это уж точно не сломаются. А вот в других местах эта техника вполне участвует в парадах. Да и не только в них.


Studebaker US6, самый массовый зарубежный грузовик, поставлявшийся в Красную Армию.

Что интересно – это чисто экспортный грузовик, в армию США он не поступал.

В заголовке – реактивная система залпового огня М-13 на шасси американского грузового автомобиля Studebaker US6. В 1943 года “нормализованный” вариант М-13 стал стандартным, как и база “Студера”. В этом же году Studebaker US6 стал поставляться в СССР в по-настоящему больших объемах, это и стало причиной, почему появилась М-13Н (М-13 нормализованная). В дальнейшем именно “Студер” был типовой базой для советских систем залпового огня. Рядом стоит и базовая версия машины, в раннем варианте. Приоритетным вариантом ее применения стало использование как артиллерийского тягача.

Следующим стоит грузовой автомобиль ЗИС-5, главный “трудяга” Красной Армии. Естественно, “полуторок” было больше, но возможности ГАЗ-АА оказались ограниченными. Главную нагрузку брали на себя именно “Захары”. У них и грузоподъемность в 2 раза выше, и мотор мощнее в 1,5 раза.

На выставке показан типовой ЗИС-5 в довоенной конфигурации. Таких машин было выпущено больше всего: “временный” ЗИС-5В стали выпускать только с 1942 года, всего их, включая грузовики из Ульяновска и Миасса, сдали около 45 тысяч штук. Основная же масса “Захаров” – это были довоенные машины, а также грузовики, произведенные в 1941 году.

Это тем более забавно, что сам ЗИС-5 – это фактически слегка доработанный в СССР американский Autocar Dispatch SA, в свою очередь еще в 1920-е годы скомпонованный из агрегатов различных известных американских производителей для продажи на рынках Южной Америки (то есть это колониальный грузовик для недоразвитых стран).

При всех недостатках ЗИС-5 он оказался более правильным выбором, чем 1.5-тонный ГАЗ-АА (по сути, фермерский пикап). Сейчас уже ясно, что освоение ГАЗ-АА было ошибкой – надо было с самого начала делать ставку на расширенное производство ЗИС-5 и вариантов машин на его базе (например, трехосного ЗИС-6). Производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958 год, а с учётом глубоко модернизированной модели УралЗИС-355М (с кабиной и оперением в стиле ГАЗ-51) — до 1965 года.

С другой стороны, фордовский завод (который в СССР назывался ГАЗ) тоже не был бесполезен – он дал СССР первый действительно массовый легковой автомобиль (ГАЗ-М1), а также полноприводные военные “джипы”.

Летом 1941 года на вооружение приняли ГАЗ-64, легкую полноприводную машину, которая предполагалась как разведчик. В конце 1941 года ее выпуск приостановили, но вскоре началось производство легких бронемашин БА-64 на той же базе. Ну а далее БА-64 вытянул за собой базовую машину. Ей оказалась ГАЗ-67, очень быстро ее сменила версия с широкой колеей ГАЗ-67Б (машина получена путем установки на ГАЗ-67 мостов от грузовой полуторки – с тем, чтобы колея получившейся машины совпадала с колеёй грузовика). Эта пара и представлена на выставке – ГАЗ-67Б, уже сильно послевоенный, и БА-64Б, также с широкой колеей.

Показан на выставке и самый массовый мотоцикл Красной Армии, чье производство началось незадолго до начала войны. В 1940 году было принято довольно странное решение о запуске в серию немецкого мотоцикла BMW R 71 с коляской. Странное оно потому, что BMW R 71, тем более с коляской, никогда не был массовым мотоциклом в Вермахте и не считался основным военным мотоциклом – его производили для гражданского рынка, и с гражданского рынка он и был мобилизован в армию, вместе со всякими экзотическими моделями французских “гочкисов” и прочего. У немцев BMW R 71 считался избыточно сложным, дорогим и капризным для армии.

Советская локализация получила обозначение М-72, его выпуск освоили на нескольких заводах. После начала войны заводы, производившие М-72 эвакуировали, центральным местом его выпуска стал Ирбит.

М-72 ждала долгая история, ныне выпускающийся “Урал” – это его прямое развитие.

Вообще сама идея использовать в армии мотоциклы с коляской была ошибочной – но тогда это было неочевидным, и немцы и СССР хватались за любую возможность механизации пехотных частей, мобилизовать мотоциклы это было самое простое, что пришло в голову. Да что говорить, если тогда довольно массовыми в Вермахте были ВЕЛОСИПЕДНЫЕ части! Причем для них выпускались специальные военные модели велосипедов, и даже с железными колесами на пружинах – чтобы исключить проколы и необходимость накачивать шины.

В качестве представителей гаубичной артиллерии были выбраны два орудия-долгожителя. В 1939 году на вооружение Красной Армии была принята 122-мм гаубица М-30. Разработанная под руководством Ф.Ф. Петрова артиллерийская система оказалась одной из лучших в классе, ее боевое применение фиксируется до сих пор. А в 1943 году на ее базе создали 152-мм гаубицу Д-1, которая заменила в Красной Армии менее удачную гаубицу М-10.


152-мм гаубица Д-1

Фактически Петров наложил ствол М-10 на лафет М-30, в результате получилась довольно легкая система. Как и в случае с М-30, боевая карьера Д-1 оказалась долгой.

Вообще Фёдор Фёдорович Петров был крут – это, видимо, лучший конструктор-артиллерист в предвоенном и военном СССР. Выпускник питерского Военмеха, он затем работал в Мотовилихе. В партию вступил в 1942 году, уже будучи признанным корифеем артиллерийского конструирования.

В марте 1937 года на заседании Совета Труда и Обороны в Кремле с участием И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова и директоров и главных конструкторов ряда ведущих артиллерийских заводов Ф. Ф. Петров выступил с изложением своих конструкторских предложений по созданию новой массовой 122-мм дивизионной гаубицы. Что удивительно – выскочку не расстреляли, он получил поддержку высшего руководства, и в 1938 году был назначен начальником опытного конструкторского бюро и во главе небольшого коллектива в короткие сроки разработал гаубицу М-30 — одно из лучших орудий этого калибра, состоявшее на вооружении артсоединений прорыва Резерва Главного Верховного Командования в годы Великой Отечественной войны.

Чем вызвал лютобешеную ненависть Грабина – он ненавидел орудие М-30 и ненавидел лично Петрова, делал всё, чтобы подвести конкурента к расстрельной стенке.

Однако орудие было столь очевидно выдающимся, что руководством страны было принято решение освоить производство новой гаубицы сразу на трех заводах — на Мотовилихе, Уралмашзаводе и заводе №92. Особенно неблагополучная обстановка сложилась на Уралмашзаводе. Для исправления создавшегося положения и оказания помощи на завод прибыла комиссия ЦК ВКП(б) вместе с руководителями ГАУ и НКВ. По результатам её работы было заменено руководство завода. Для укрепления кадров (старое малочисленное артиллерийское КБ завода в связи с серией неудачных работ почти распалось) и более оперативного решения вопросов при постановке на серийное производство М-30 в 1940 году на Уралмашзавод были переведены Ф. Ф. Петров, А. Н. Булашев, Н. Г. Кострулин.

С этого времени и до 1974 года жизнь Ф. Ф. Петрова была неразрывно связана с заводом № 9 и с КБ, которое, несмотря на свою малочисленность, в годы Великой Отечественной войны разработало под его руководством восемь принятых на вооружение артиллерийских систем: 152-мм гаубицу Д-1, 85-мм, 100-мм и 122-мм орудия для самоходных пушек, 122-мм и 152-мм самоходные гаубицы, 85-мм пушку Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1 и 122-мм пушку Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3.

Нужно отметить, что Федор Федорович был одним из первых создателей боевых тактических ракет. Он был главным конструктором созданной в 1958 году управляемой тактической ракеты Д-200 (с пороховым двигателем) комплекса 3М1 «Онега». Ракета содержала много технических новинок, в частности, оригинальную систему управления, которая впервые в мире использовала цифровую технику.

В последующем наработки по данной ракете были использованы при создании метеорологической ракеты МР-12.

Самой интересной частью экспозиции является бронетанковая техника и тягачи. Она же стала и самой многочисленной. Открывает ее “Комсомолец”, самый массовый бронированный артиллерийский тягач начала войны. Это была лучшая машина в своём классе, выпускалась она на московском заводе №37. Предполагалось, что “Комсомолец” будет стандартным тягачом 45-мм пушки, во многом данная задача оказалась выполнена.

В таких объемах, как “Комсомолец”, тогда не производился ни один тягач в мире. Увы, до наших дней сохранилось совсем немного этих машин. В Музее Техники Вадима Задорожного удалось восстановить сразу несколько “Комсомольцев”, один из них и занял место в экспозиции.

Рядом находится самый массовый образец гусеничного артиллерийского артиллерийского тягача Красной Армии. Речь идет о С-65, гусеничном тракторе, производство которого началось в 1937 году. Изначально созданный для сельского хозяйства*, С-65 массово шел и в Красную Армию. Армейская версия машины оснащалась закрытой кабиной.

* На самом деле C-65 это клон американского трактора Caterpillar 60. Смысл клонирования был в переводе всего крепежа и размерных цепей на метрическую систему, чтобы при изготовлении использовать немецкие станки и инструмент (в США же дюймы). Так вот трактор Caterpillar-60 никогда не был сельскохозяйственным – это промышленный трактор, созданный для дорожных работ, буксирования тяжелой строительной техники и так далее. Применять для вспашки полей в США его стали во времена Великой Депресии, когда промышленность встала, и новенькие трактора Cat-60 стояли без дела.

Массовое применение в СССР для пахоты промышленных гусеничных тракторов является интересным историческим курьёзом. Объясняют это тем, что таким образом СССР смог относительно быстро подготовить множество механиков-водителей, легко переходивших на танки в условиях мобилизации. Американцам и немцам, сделавшим ставку на колесные трактора – в сходной ситуации пришлось выкручиваться, специально делая управление своих танков понятным для освоения водителям колесных машин.

Помимо советских образцов бронетанковой техники, на выставке нашлось место и зарубежной боевой машине. Речь идет о Light Tank M3A1, в Красной Армии их обозначали как М3Л.

В общей сложности в Красную Армию было поставлено 1232 танка семейства М3Л. Часто их критикуют, но на самом деле это вполне удачная машина, а совместно с Light Tank M5 это самый массовый массовый легкий танк в истории. Танки данного семейства дебютировали в составе Красной Армии 80 лет назад – в боях под Харьковом. М3Л воевали до самого конца Великой Отечественной войны, а в других армиях мира они служили не одно десятилетие.

Желающие покритиковать этот танк – могут сравнить его с советскими легкими Т-60 и Т-70. И зарыдать. Бронепробиваемость 37-мм пушки M6 составляла 53 мм гомогенной брони на 900 метрах дистанции при угле встречи 20 градусов, при этом лобовая броня самого М3Л сопоставима с бронёй Т-34 (44 мм лоб корпуса, 51 мм лоб башни). Борта и корма башни – 32 мм, борта и корма корпуса – 25 мм. Для СССР танк поставлялся с дизелем «Гайберсон» T-1020-4, 220 л.с. Башня с поворотной подбашенной коробкой, чтобы экипажу не надо было бегать по полу при вращении башни:

Да, танк достаточно маленький и тесный. Но не более тесный, чем Т-34, внезапно. А с Т-26, Т-60 и Т-70 тем более не сравнить. Вы может быть не знаете, но в Т-70 в башне сидит один человек – командир, он же наводчик, он же заряжающий пушки. Попытки сделать для Т-70 двухместную башню были, но провалились. А теперь прикиньте, как в таком воевать. А ведь по массовости Т-70 стал вторым в Красной Армии после Т-34.

У американцев М3Л всё-таки имеет двухместную башню, хотя и тесную.

Здесь надо признать, что товарищ Астров, конструктор советских легких танков, таки был гений – он выжал максимум из той убогой базы, что была в его распоряжении на автомобильном заводе ГАЗ. И в конечном счете на базе Т-60 и Т-70 он создал самоходку Су-76М, вот такую:

Часто ее ругают, начисто забывая, что СУ-76М – это фактически механизированный вариант 76-мм пушки ЗИС-3. Ругающие могут сами выбрать между СУ-76М и возможностью покатать ЗИС-3 по полю вручную.

Слава Астрову – это был самый массовый бронеход советской армии после Т-34. Сделанная из гогна и палок, из двух моторов от грузовика и коробки педерач от этого же грузовика, да из куска от пехотной пушки ЗИС-3 даже без нормального лафета, эта машина, внезапно, с точки зрения компоновочных решений – лучшая советская САУ военного времени. Очень дешевая, технологичная, и достаточно удобная для расчета. Если бы до тогдашних советских командиров еще дошло, что её нельзя использовать вместо танков и гнать впереди наступающей пехоты – эта машина была бы еще более полезна. Но увы, командиры не понимали, что Су-76М это не StuG-3 и даже не Хетцер, это просто полевая пушка на самоходном лафете с противопульной бронёй.

Но деды на таком воевали и победили. Слава советскому народу – народу-победителю!

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.