НАТО на Балтике
В контексте отношений Россия-НАТО наиболее интересный (и опасный!) сюжет разворачивается на Балтике, где альянс намерен развернуть соединение из 10 кораблей якобы для охраны подводной инфраструктуры.
Вспоминая периодические обвинения в адрес российских судов в атаках на кабели между Финлянией и Прибалтикой, а также угрозы НАТО задерживать «для проверки» российские танкеры, смесь становится взрывоопасной.
Калининград, связь с которым по морю также может быть прервана под надуманным предлогом просто «потому, что могут», добавляет в этот сюжет остроты.
Здесь надо четко понимать, что политические круги Финляндии и Прибалтики, от которых зависит разогрев этой обстановки, торгуют русофобией как ходовым товаром, единственным, что имеют, и здесь их интересы совпадают и с уходящей Вашингтонской администрацией, которой выгодно взвинчивание ставок, и со значительной частью элит Евросоюза. Причем напряженность скорее всего сохранится и после прихода Трампа: каналы влияния демократов и их стремление испортить фон возможных переговоров никуда не денутся.
И здесь сгодится любой инструмент, будь то обстрелы и ракетные атаки с украинской территории или же попытки блокировать наше судоходство на Балтике.
С нашей стороны военные меры в виде повышения готовности Балтийского флота и прочих сил, способных охладить желание лезть на рожон, уже предпринимаются, а вот можно ли что-то предпринять в сфере публичной дипломатии – вопрос отдельный. Иногда складывается ощущение, что способность понимать слова с той стороны утрачена начисто.
Внимание США к Гренландии усиливается: туда уже съездила делегация сына Дональда Трампа, а Илон Маск присоединился к пожеланиям гренландцам стать частью американской нации. И все это под аккомпанемент заявлений Трампа, отказавшегося исключить военное вторжение в регионе. Все это вызывает нервозность Дании, которой остается лишь демонстративно увеличивать расходы на оборону острова и символически подчеркивать свои права на Гренландию, впервые за 500 лет меняя конфигурацию королевского герба.
Все это, разумеется, красочно показывает ценность и сущность НАТО, где «союзники» претендуют на земли друг друга, вместо их заявленной обороны. Но не только это – в США проснулся интерес к Арктике, которой долго пренебрегали. Стало понятно, что кроме военного значения, потепление климата дает острову ценность как огромной ресурсной базы и важного куска Арктики, где таяния льдов создают новые маршруты для мировой логистики. А держать их под контролем лишним быть не может, как и контроль над существующими маршрутами, типа Панамского канала. И неслучайно, что на днях в США впервые за четверть века Береговая охрана получила пусть подержанный, но дефицитный для нее ледокол Storis. Причем символично, что именно Storis в годы Второй мировой патрулировал воды Гренландии.
Станут ли США нажимать на Данию, пытаясь купить остров, отбирать его силой или попробуют усилить имеющиеся там сепаратистские настроения для достижения той же цели – покажет время. Однако вопрос принадлежности Гренландии, и формы возможного изменения этого статуса, несомненно, будут иметь важные геополитические последствия. А предложенный Трампом еще в 2020 году меморандум о защите нацинтересов США в Арктике и Антарктике обретет второе дыхание.
Даёшь «вежливых» негров из США в Гренландии!