Почему в СССР не было зимней резины
Наверняка многие слышали о том, что в Советском Союзе автомобилисты круглый год ездили на одной и той же резине. По сути, автомобильные покрышки были «универсальными». С зимней на летнюю резины и обратно никто не переходил.
Разве что в северных регионах страны и на бездорожье некоторые вместо зимней резины пользовались цепями, одетыми поверх летней резины. Но как же так получилось, и каково было ездить в СССР без «переобувания»?
Зимнюю резину в Советском союзе не переобували потому, что ее банально не было. Первые зимние покрышки в СССР появились только в конце 1970-х годов. Назывались они «Снежинка». Причем простым гражданам они стали доступны только в начале 1980-х годов. Ну как доступы? Они стали доступны по очень большому блату, потому что зимних покрышек было очень мало.
Вот это та самая «Снежинка»:
Нетрудно заметить, что эти покрышки разработаны таким образом, что допускают полукустарное шипование. Видите на резиновых блоках характерные точки? Это места, в которых высверливались гнезда под шипы, и затем на специальном прессе в гнезда забивались шипы. Но можно было ездить и так, без шипов. Вообще говоря, покрышки «Снежинка» были разработаны для спортсменов-раллистов и для спецмашин МВД и КГБ — удивительно, что их вообще разрешили пускать в продажу.
Но почему же было не наделать зимних покрышек побольше? Связано это было с общим дефицитом покрышек в Советском Союзе. Производство автомобильной резины год от года росло, однако покрышек постоянно не хватало. При этом надо понимать, что для зимних покрышек нужна особая резина, с повышенным содержанием силикона и так далее — для того, чтобы резина не «дубела» на холоде. А такой резиновый состав существенно дороже простого «летнего». И когда не хватало даже обычных летних колес, когда куча народу занималась нарезанием протектора на «лысой» резине или полукустарной наваркой изношенных шин — было не до жиру, не до зимних составов.
Проблема дефицита резины была связана с несколькими фундаментальными факторами.
Стремительно растущая промышленность СССР в первую очередь нуждалась в огромном количестве грузовиков. Поэтому покрышки делали в первую очередь для тех самых грузовиков. А в дальнейшем грянула война, которая уничтожила до трети достижений индустриализации. После войны в той же каучуковой промышленности приходилось работать на морально и физически устаревшем оборудовании (например, попёртом из Германии — где оно тоже было весьма неновым). Это приводило к сокращению объемов производства, снижению качества продукции и при этом увеличивало расход сырья. Палки в колеса вставляли и смежные отрасли, например, химическая промышленность, которая не поспевала за разработкой и внедрением передовых добавок в каучук.
Тем не менее, было бы ошибкой думать, что прогресса не было, а проблемы не решались. Производство тех же покрышек росло. В 1960 году в СССР выпустили 17.2 млн штук шин. В 1965 – 26.4 млн, в 1970 году – 34.3 млн шин. При этом СССР значительно отставал в данной области от тех же США, где в 1960 году произвели 123.1 млн покрышек, в 1965 – 172.5 млн, в 1970 – 218 млн покрышек. Если в 1950 году шинная промышленность СССР выпускала всего 40 типоразмеров шин, то в 1970 году уже более 140 типоразмеров. С 1950 по конец 1970-х годов в Союзе регулярно строились новые заводы по работе с каучуками.
Но шин всё равно не хватало. В том числе и потому, что, в отличие от США, СССР не имел доступа к дешевому каучуку. В 1967 году убогий бутадиен-стирольный каучук стоил в СССР около 950 рублей за тонну, а в США – 460 рублей за тонну, если пересчитывать доллары по тогдашнему курсу. А какой-нибудь более качественный дивиниловый каучук стоил в СССР 1 300 рублей за тонну, в то время как в США он обходился по 495 рублей за тонну.
Причины этого — в общей отсталости промышленной органической химии в СССР. Сделать в лаборатории для спецслужб самый лучший в мире LSD мелкими сериями — это советские химики могли запросто, а вот запустить промышленное производство хорошего синтетического каучука — извините, не осилили.
А как вы думаете, что произошло с шинами и каучуком после того, как добрый братсконародный СССР развалился? О, произошли чудесные вещи. Например, Россия стала одним из крупнейших в мире производителей каучука.
Крупнейшим производителем синтетических каучуков в России является входящий в СИБУР «Нижнекамскнефтехим» мощностью более 700 тыс. тонн продукции в год. Помимо этого, компания владеет заводом «Воронежсинтезкаучук» мощностью более 220 тыс. тонн каучуков в год. Третий крупный завод — «Тольяттикаучук» (более 200 тыс. тонн в год) принадлежит «Татнефти». И так далее. Россия производит просто чудовищные количества каучука (а также другие компоненты для проищзводства автомобильных шин).
Например, «Нижнекамскнефтехим» сохранил свои позиции мирового лидера по выпуску изопренового каучука с долей 43,9 процента на глобальном рынке, и продолжает сохранять за собой третье место в мире по поставкам бутиловых каучуков с долей 17,5 процента. На бутадиеновый каучук, производимый в Нижнекамске, приходится 5,3 процента мирового рынка. Всё это позволяет компании занимать место в топ-10 мировых производителей синтетического каучука. Так вот изопреновый каучук — это как раз самый лучший вариант для автомобильных шин (а также приводных ремней и тому подобных приложений, где нужна высокая износостойкость).
В целом Европа потребляет более 1,6 млн тонн каучуков, при этом собственное производство составляет менее половины этого объема. Знаете, откуда Европа берет остальной каучук? ИЗ РОССИИ. Да-да. Один «Нижнекамскнефтехим» делает каучука больше, чем вся Европа вместе взятая.
ЕС решил с середины 2024 года запретить импорт российского синтетического каучука. И европейцы из числа тех, кто может смотреть дальше собственного носа, уже в панике — это означает, что около подовины европейских автомобилей останутся без шин.
При этом снователь Engineering & Consulting PFA Александр Гадецкий отмечает, что у российского каучука очень хорошее качество, так что он будет востребован и на других рынках, а возить его непосредственно в Европу можно через другие рынки, например, турецкий.
Еще хуже для ЕС то, что он закупал в России не только каучук, но и готовые шины, причем в огромных количествах. Россия экспортирует примерно 24 млн штук шин в год, причем значительную часть из этого количества составляют зимние шины. Дело в том, что теперь уже ЕС превратился в пародию на СССР и не может себе позволить массово производить настоящие зимние шины. То, что в ЕС называется «зимней» резиной — это шина типа M+S «грязь и снег», то есть всесезонка. Эти шины вполне нормально себя ведут лишь до морозов до -6…-8 градусов Цельсия, а дальше начинают быстро дубеть и плохо сцепляться с дорогой. Производство настоящих зимних шин в ЕС очень невелико — основную часть таких шин Европа закупает в Росии, как ни странно. Впрочем, почему странно — просто спецсмеси для зимних шин дороги, и без российских каучуков становятся буквально «золотыми».
Да и те шины, которые лежат в наших магазинах и которые вы считаете импортными, все эти Мишлены, Нокианы и Континентали — они в массе произведены в России. Например, завод Nokian Tyres во Всеволожске – один из крупнейших в мире шинных заводов, рассчитанный на выпуск 17 миллионов шин в год, и на него приходилось примерно 82 процента производственных мощностей Nokian Tyres. Понимаете ситуацию? Без русского завода во Всеволожске Nokian Tyres — жалкая, ничтожная лавочка, на которую какой-нибудь Samyang Kumho смотрит как солдат на вошь.
А почему этот завод в России? А потому, что каучук-то российский, и шинный углерод (особый сорт сажи) тоже российский, и если их пытаться вывозить, чтобы делать шины за пределами РФ — ценник таких шин будет конский. Еврогею, правозащитнику и неполживому журнаглисту такие шины будут не по карману.
И вот так у них всё, вот так со всеми еврогейскими шинными брендами обстоят дела. Все они делают шины тут, в России. А кто не тут — те в Польше да Румынии, и один хрен в основном на русском сырье.
Всего покупателями российских шин числятся 119 стран.
Вы спросите — а что СССР мешало наладить такую работу и понаклепать шин на полмира? Ну вот что-то мешало.
Он даже хотел развестись,
Но что-то его держало:
Может быть, трое детей,
А может быть, директор школы.
Хотя чисто теоретически в Европе имеются свободные мощности по выпуску большинства видов каучуков, но рост цен на сырье приводит к снижению экономической эффективности этих заводов до полной нерентабельности. Они и раньше уже стояли из-за неспособности конкурировать с российским каучуком, а теперь, при нынешних ценах на газ и нефть — им совсем пипец.
А говорили прокакали пердолит, так вот же он во всей красе.
ВоооотЪ — терь можна каучуковую боньбу делать, таки да.
Це ХПП по изготовлению каучуковых боньб.
Шо лучче — немного но баааальших иле много, но цЪко маааленьких?
Одну большую, но обязательно управляемую. На пневматике, с пневморедукторами, сельсин-датчиками и прочими жиклёрами, что бы хакеры не взломали!))
Не, в маааленьких тож есть резон — норот забьёт на работу и будет тупить на боньбочке. Экономика развалица и вот.