ПВО для Украины

Некоторое время назад в западной прессе начали появляться сообщения о том, что американские инженеры ведут активную работу по переделке советских зенитно-ракетных комплексов «Оса» и «Бук» с целью их адаптации к западным авиационным ракетам AIM-120 AMRAAM и «Сайдвиндер».
Сам проект, как заявлялось, носит название FrankenSAM («Франкенштейн-ПВО»). История это крайне любопытная, я бы сказал – но отнюдь не с точки зрения описываемых там технических решений. Решения-то технически тривиальные, куда важнее то, чем они вызваны.
Начнем по порядку. На момент начала полномасштабного конфликта Украина имела 53 зенитно-ракетных дивизиона – в 2 раза больше, чем было в 1991 году у Ирака, – оснащенных пусть не самыми современными, но все еще крайне опасными и эффективными образцами вооружений.
Да, с 80-ых годов прошлого века – периода, в который были произведены большинство зенитно-ракетных комплексов, имевшихся в распоряжении Киева, – ПВО фактически не развивалось. Основные изменения касались перевода новых моделей на цифровые ЭВМ. Но всё же “советское наследство” в виде баз хранения позволило ВВСУ организовать за 7 лет 5 бригад и 11 полков ПВО (в эту цифру включены 4 ПВО полка Сухопутных войск).
Словом, численность и техническое оснащение не были для Украины серьезной проблемой – слабое место украинского ПВО заключалось в возрасте самих зенитно-ракетных комплексов.
Еще в ходе процесса восстановления возможностей ПВО страны в период с 2015 по 2019 год украинское военное руководство неоднократно делало акцент на том, что ЗРК, введенные в строй с хранения – это лишь временная мера; деградация парка наземного ПВО была вопросом 2024 года – к этому моменту времени свыше 80% зенитных систем должны были полностью исчерпать свой рабочий ресурс (причем, как предполагалось, в такие сроки это произойдет в мирное время, т.е. в условиях минимальной эксплуатации ЗРС – в боевом режиме всё посыпалось гораздо раньше).
Удивляться здесь нечему – уже к 2020 году среднестатический украинский зенитно-ракетный комплекс имел возраст в 40 лет; при этом немалый срок своего жизненного цикла он провел в неблагоприятных условиях технического отстойника под открытым небом. Особенно большой проблемой была радиоэлектроника – средств на ее обновление у Киева не было, поэтому ЗРК проходили восстановление и капитальные ремонты с сохранением старой элементной базы.
Боевые действия, само собой, ускорили общий процесс износа и деградации ЗРС – столь интенсивная эксплуатация негативно сказывается даже на свежевыпущенных системах вооружений, и остается только догадываться, как она повлияла на повидавшие еще генсека Андропова зенитно-ракетные комплексы, в целом являющиеся крайне «нежной» техникой (это танк может 60 лет простоять в отстойнике без существенных последствий для своих основных систем, но не радиолокатор и не зенитная ракета).
Итак, вернемся к началу – к проекту FrankenSAM. Возможна ли теоретически адаптация американских авиационных ракет к советским ЗРК? Вполне вероятно, да. Но вопрос заключается в том, что адаптировать ракеты просто-напросто не к чему – советские системы ПВО в распоряжении ВВСУ с большей вероятностью представляют собой полностью изношенную и более неработоспособную технику.
Поэтому сам по себе проект FrankenSAM является, вероятно, не более чем пропагандисткой историей, какой в свое время стал «неуловимый» БПЛА Phoenix Ghost (якобы тысячами предоставляемый ВСУ, но в действительности не существующий). Необходимо это именно для сокрытия кризиса, в который вошло украинское ПВО еще в прошлом году – впрочем, исключительно пропагандой все не ограничивается; Украина все-таки получает и военно-техническое обеспечение для поддержания своих возможностей.
В рамках проекта FrankenSAM фигурирует восстановление и модернизация американских ЗРК MIM-23 Hawk – комплекса периода Холодной войны, снятого с вооружения в США, но находящегося на хранении; «Хоук» является приблизительным аналогом советского ЗРК С-125, т.е. системой ПВО средней дальности (по старым стандартам), ориентированной на поражение преимущественно низколетящих целей.
Существующая техническая часть проекта с большой степенью вероятности концентрируется как раз именно вокруг MIM-23 – помимо наличия на базах хранения в США как определенного резерва самих комплексов, так и зенитных ракет к ним (в прошлом, еще до конфликта, мне встречалась информация о том, что к «Хоукам» на американских складах имеется ~7 тысяч зенитных ракет – насколько она достоверна, я судить не могу, но нужно понимать, что это не резерв первой линии – ракеты нуждаются в полном цикле технического обслуживания, ремонта и, вероятно, модернизации), данные зенитно-ракетные системы имеют существующие и даже воплощенные в металле проекты по переводу их на цифровую элементную базу, что многократно повышает возможности ЗРК, его надёжность и облегчает эксплуатацию и обслуживание.
Более того, MIM-23 Hawk уже неоднократно поставлялись вна Украину (пусть и в разных модификациях от разных стран) – соответственно, у ВСУ было время на освоение комплекса в эксплуатации, выработку тактики его применения и подготовку дополнительного военного персонала.
Объем и темп поставок ЗРК «Хоук» вряд ли будет достаточно интенсивным – как было сказано выше, комплекс нуждается в капремонтах и обновлении, и США вряд ли смогут предоставлять больше 3 батарей данной ЗРС в год.
С другой стороны, даже общее плачевное состояние украинской ПВО никак не влияет на стратегическую обстановку – российские ВВС давно переориентированы исключительно на выполнение задач тактического уровня, и основную опасность для Киева представляют самолеты-снаряды и крылатые ракеты, интенсивность ударов которыми также существенно снизилась (крылатые ракеты по результатам бомбардировочной компании 2022 года применяются и вовсе в крайне ограниченных масштабах, но об этом стоит поговорить отдельно). Для купирования подобных угроз не требуются массовые современные зенитно-ракетные системы, поэтому в качестве мер усиления ПВО Украина получает или ЗРК времён Холодной войны, или различные зенитные орудия.
Некой интенсификации боевых действий в ближайшее время ожидать не приходится, и в условиях позиционного тупика подобная степень оснащения вполне позволяет закрыть большую часть потребностей в противовоздушной обороне.
PS. А вот у США заканчиваются системы ПВО на фоне обострения напряженности на Ближнем Востоке. Еще шесть батарей ЗРС MIM-104 Patriot были переброшены на Ближний Восток после серии ракетных ударов по американским базам в Сирии и Ираке, сообщили американские СМИ. Новые батареи отправлены в Бахрейн, Кувейт и Саудовскую Аравию.
Однако передислокация настолько истощила запасы Вашингтона, что Пентагон решил исключить эту систему из авиасалона в Дубае, который начался в понедельник. Пентагон планировал продемонстрировать все три элемента ЗРС – но пришлось буквально снять установки с выставочного стенда, свернуть и отправить заказчику.
Другими словами – резервы ПВО у США полностью исчерпаны. Что они в таких раскладах смогут давать укропам – я, честно говоря, не берусь предугадать. Но думаю, что даже MIM-23 Hawk им не светит.
Надеюсь, что применение баллистических ракет в ядерном оснащении быстро изменит и ситуацию тупика, и саму концепцию войны. И вновь покажет, что советские генштабисты были правы.
У них и по круче есть…
Кубинцы,сцк,хозяйственные –
вРиоДЕ дЖэнеро писали +58 температура на днях была..
Дык хуле,все ходют в белых штанах,солнце отражается,тем более у них сейчас там почти лето,чо они хотели,идиотеры корнавальные?
Ты главную избушку не показал. Вот где круть и хтонь – бегите, пиндосы:
Q-бинцы умеют в WAAGH!
Но особенно впечатлило вот это:
120-мм миномет на бардаке.
Что вполне разумно,учитывая полезность миномёта и дурость бардака.
О чем я и говорю.
Там у них унутре даже поворотный круг сделан для миномета, а из-под днища опускаются опорные плиты. Причем для опускания плит используется механизм, который на бардаке опускает дополнительные колеса под брюхом. Колеса эти выкинуты нахрен, вместо них справа и слева – длинная опорная плита.
Q-бинцы умные и рукодельные.
А вот еще чудесне:
Как ты понял, на шасси танков Т-55 Q-бинцы приделали ЗРК С-75 и С-125. Башни сняли. Но башни же полезные! Нуивот – они их приделали на БТР-60ПБ. Для облегчения 3/4 башни срезаны, и на место её толстой брони приварена более тонкая, зато с огромной кормовой нишей, в которую сложены снаряды. Получилась колесная САУ. Для стрельбы с закрытых позиций вполне ОК.
Также очень впечатляет Т-34, на который поставлена 130-мм пушка высокой баллистики М-46.
Чрезвычайно изобретательно сделано. Пушка поставлена задом наперед, да еще сдвинута вбок.
Между прочим, М-46 отличное орудие, ОФС с газогенератором кидает на 37 километров (иранцы такие снаряды любят и производят, у них этих пушек много), обычный ОФС – на 27.5 километров. По сути это корабельная пушка от крейсера, адаптированная для работы на суше. Она еще и довольно скорострельная благодаря клиновому затвору и полуавтоматике. Снаряд весит 33 кг, гильза с зарядом – еще около 25 кг.
В 1950-х годах М-46 являлась наиболее дальнобойным орудием Советской армии, за исключением орудий большой и особой мощности и десятилетиями оставалась на вооружении, перейдя к ВС России.
А вот Q-бинский противотанковый Насхорн, сделанный из 100-мм пушки МТ-12 Рапира и БМП-1:
Это даже элегантно придумано.
М-46 у нас немае,кроме остальных индиев-ирако-корейцев… А вот бы да!
Россия — 650 орудий М46 на хранении, по состоянию на 2016 год.
И я сомневаюсь, что с того момента их утилизировали.
Думаю, и боеприпасы на них есть.
Это вот такое чудовище. Весит 7.7 тонны – это даже полегче, чем Мста-Б. Производство их продолжалось по меньшей мере до 1971 года, так что они не такие уж и старые.
Конечно, гаубица Д-20 легче этого монстрика аж на две тонны. Но у нее дальность совсем не такая.
Кстати, у товарища Петрова был спроектирован дуплекс – 130-мм М-46 и 152-мм М-47, обе близкие по устройству и на одинаковых лафетах. Оба орудия успешно прошли испытания и оба приняты на вооружение. Вот это – гаубичка М-47 в ННА ГДР:
А еще товарищ Петров спроектировал пушку Д-74 более привычным калибром 122 мм, под снаряды от пушки А19:
К серии пушка пришла с повышенной баллистикой и боеприпасом от танкового орудия М-62 — использовалась гильза, аналогичная 130-миллиметровой.
Собственно, гаубица Д-20 – это гаубичный ствол 152-мм, наложенный на лафет от 122-мм пушки Д-74. Тоже типа дуплекс.