Пятница 13-го и затаившийся Трамп
Вот, казалось бы, весь месяц после выборов лента новостей полна наглосаксонской чернухи, непрухи и политической порнухи, а также вскриков, всхлипов и взвизгов самых разных комментаторов – и слева, и справа, и откуда-то снизу. Но даже сотня «томагавков» наперевес и решительный Макрон впереди Трампа вызывают интерес лишь в первые минуты, а при ближайшем рассмотрении – уже смех. Скоро все эти телодвижения и вовсе будут вызывать зевоту, как такие же регулярные «перемоги» Киева. Об этом намеренном изучении и перенятии наглосаксами киевского опыта виртуальных «перемог» у нас тут где-то завалялось заблаговременное предупреждение – уже четыре года как.
Повторение прошлогоднего фейерверка из крылатых ракет на пустынных сирийских объектах лично у меня вызвало неожиданную реминсценцию. Лет 40 тому назад, а то и больше на одном из чемпионатов мира по хоккею в финале встречались наши с чехами. Расклад был такой, что при победе одной из сторон сборная США занимала бы второе место, а вот при ничьей русские и чехи сохраняли свои два первых. И как бы вы думали, все закончилось? Нет, рубка была лихая, игроки свирепо вращали глазами, врезались друг в друга и в борта, но в створ ворот ни разу не попали. Напряженность росла с каждой секундой, оставшейся до конца матча. И все это время на кромке льда нервно подпрыгивал лишь один тренер амерканской команды. Но — загипнотизировать никого не удалось, ничья не в пользу третьей стороны.
Вот и нынче, в несчастную пятницу 13-го, на кроме сирийского игрового поля нервно высматривал хотя бы какие-то признаки реальной «перемоги» израильский истеблишмент. Свою заявку на призовое место израильтяне оформили еще 9 апреля, разбомбив иранские позиции на авиабазе Т4. Ну и разумеется всеми силами давили, лоббировали в Вашингтоне дальнейшее силовое вмешательство Пентагона. Трамп ввиду сложной ситуации и необходимости поддерживать раскол в истеблишменте не мог не поддаться на уговоры. Однако, как и в случае с признанием статуса Иерусалима этот удар получился скорее «зрадой», чем «перемогой» для израильтян.
Трамп как бы разводит руками – «ну, не шмогли», хотели, как лучше, а вышло, как вышло. Тем не менее свои внутриполитические задачи Трамп таким нехитрым образом решил, консервативное крыло протестантов-реднеков за собой закрепил, оппонентов из числа «неоконов» обезвредил, как минимум, до промежуточных выборов в ноябре. Как им пытаться доказывать, что Трамп не прав? Когда он выступил ястребом правее, чем главы Пентагона и ЦРУ – «держите меня семеро».
Особенно смешно читать британские газеты о том, как их атомная субмарина «не шмогла» ударить по иранским закулисным союзникам. И как будто специально для этого подплыла не на достаточную 1000, а на 100 км в район учений российского ВМФ. Чтобы специально оказаться под винтами российских кораблей и в прицеле дизельных лодок, которые кстати в два раза медленнее британской. Но вот «не шмогла» ускользнуть, как ни старалась…
Собственно, ключевым вопросом не для Сирии, а для самого существования Израиля в его нынешнем статусе государства евреев является сохранение антииранского буфера на восточном берегу Евфрата. Курды – бойцы ненадежные, без присутствия американцев на земле позиции бросят, как и бедуины в пустыне немедленно переметнутся к сильному. Однако американские спецы уже несут потери от партизанских действий проиранских сил, и долго в таком режиме здесь не продержатся. О чем Трамп честно предупредил, причем публично еще до «договорного матча» 13 числа. То есть спасение утопающих в пустыне «ястребов» должно стать делом самих утопающих – коалиции израильтян, саудитов и традиционно сочувствующего им милитаристского крыла французской элиты.
Конечно, если бы Трамп вместо договорного тестирования разных типов ракет на фоне разных средств ПВО реально ударил по иранским базам в Сирии ситуация выглядела бы иначе. Но не факт, что сильно лучше для самих американских спецов во враждебном партизанском окружении. Не исключено, что одним из вариантов решения проблемы «шиитской дуги», нависшей над Израилем, было заставить иранских спецов и «прокси», что называется, «лечь» под защиту российского «зонтика». Постоянное присутствие российских спецов на ключевых объектах иранской сети в Сирии отчасти снижает риски. Возможно, для решения этой задачи двойного контроля над военной инфраструктурой без полной свободы рук для Ирана – еще будут попытки повторения заблаговременных угроз и бомбежек.
Тем не менее, самой России не очень-то желательно втягиваться непосредственно в гущу ирано-израильского противостояния. Держать слишком большие наземные силы, даже если это военная полиция, растянутые по пустыне – дорого и рискованно. Все равно наиболее надежным решением для сохранения баланса сил является поддержание восточно-евфратского буфера. Но сами США это обеспечить не могут, поэтому Трамп настойчиво намекает на более активное участие саудитов и других арабских стран. Однако и такое решение будет временным, хотя арабы будут более стойкими к потерям наземных сил, но при попытке обустроиться надолго возникнут противоречия не только с курдами и местными арабами, а главное – с турками. Внутривидовая конкуренция за влияние на суннитскую общину Сирии сильнее, чем между Ираном и той же Турцией, опора которых объективно уже поделена и разграничена в виде традиционных областей шиитов и суннитов.
Кроме того, при прямом вторжении саудитов и союзников в Сирию, тот же Катар еще сильнее прильнет к Турции и Ирану, будет финансировать протурецкую ориентацию суннитских общин. Опять же восточно-евфратский буфер в Сирии не имеет общей границы с Саудовской Аравией, а Иордания и Ирак, скорее, склонятся к союзу с Турцией и Ираном, балансирующими друг друга, чем к поддержке военных баз конкурента в своем глубоком тылу. Таким образом, единственным долговременным решением проблемы «шиитской дуги» и сохранения суннитского буфера между Ираном и Сирией будет, так или иначе, передача этого буфера под контроль Турции. В этом случае Россия сможет сыграть роль гаранта интересов и Турции, и Ирана, а этих разнообразных интересов достаточно, чтобы поддерживать баланс сил без лишней конфронтации.
Однако, весь вопрос в том, что для нынешнего ястребиного израильского руководства Турция – тоже не подарок. Эрдоган балансирует и наращивает свое влияние между Россией, национал-глобалистами Трампа и Лондоном, стоящим за «китайскими» проектами ОПОП (он же НШП). С нынешним израильским режимом у Эрдогана и вовсе была известная стычка, в которой пролилась турецкая кровь. А кроме того, Турция тоже, как и Иран или саудиты, претендует на роль лидера исламского мира, что подразумевает роль гаранта и попечителя над палестинской автономией и Восточным Иерусалимом. Так что Израилю после «договорного матча» в пятницу, 13-го и фактического отказа США от долгосрочной роли гаранта – выбирать особо не из чего в смысле состава гарантов. Хотя можно и нужно выбирать очень осторожный порядок действий, чтобы новые гаранты выстроились в сирийском, ливанском, иорданском, синайском поле в нужной иерархии – Россия как новый главный друг, затем уже Турция как главный друг палестинцев.
Вопрос, нужно ли это самой России? Взять и поддержать страну, по большей части недружественную в последние лет шестьдесят, и особенно в связи с событиями на Б/У. Однако без действительно серьезных гарантий безопасности для Израиля, пусть даже с его временным уходом от геополитической активности, никак не получится сохранить и упрочить баланс сил как в США и на глобальном уровне, так и на евразийском пространстве. Ту же проблему переориентации Киева без учета позиции влиятельной еврейской общины решить будет сложно.
С другой стороны, даже если гипотетически плюнуть и растереть на судьбу Израиля и связанных с ним «неоконов» в США, то нужно ли нам в таком случае чрезмерное усиление пролондонского крыла, включая его новые позиции в Восточной Европе и в целом в евразийском лимитрофном поясе. Пожалуй, что от англичанки гадостей Россия натерпелась побольше, чем от вечно недовольной, но все же, скорее, оборонительной фронды израильской и произраильской общественности. Тут можно зачесть как смягчающее обстоятельство, что по их календарю вообще каждое 13 число – это пятница.
В общем, по справедливости – нужно по мере сил помогать и тем, и этим, и лондонским, и израильским, и турецким, и иранским партнерам. Именно для того, чтобы не дать им от испуга скушать друг друга до конца и нарушить общий баланс. Только такая посильная помощь в поддержании баланса сил будет для всех гегемонистских, а значит русофобских крыльев державных элит наилучшим и наибольшим наказанием. И только таким способом можно выстроить по-настоящему безопасный, гарантированный сбалансированной политикой России многополярный мир. Потому что в отсутствие ослабшего и более неспособного удерживать мир бывшего гаранта вместо многополярного мира будет многополярный хаос, война всех со всеми. Стоит только дать упасть хотя бы одной крупной фишке глобального домино.
Благодарности за это очередное спасение мира мы, разумеется, ни от кого не дождемся. Наоборот, будут именно нас обвинять в том, что не дали свершиться справедливости в отношении соседей, и вообще вмешиваемся вроде как не в свои дела. Ну, да нам не привыкать соотносить свои поступки только с совестью и интуитивным пониманием истинной справедливости, а не с общим мнением пестрой толпы соседей.
Вот такие мысли по поводу пасхальной пятницы, 13-го.