Россия, которую мы потеряли

Ровно 130 лет назад, 30 июня 1887 года (по новому стилю) император Александр-III высочайше утвердил печально знаменитый циркуляр «О сокращении гимназического образования», составленный министром народного просвещения (хотя, правильнее было бы назвать его «министром народного затемнения») графом Иваном Давидовичем Деляновым. На следующий день документ был опубликован, вызвав, мягко говоря, неоднозначную реакцию.
В циркуляре, адресованном директорам учебных заведений, предписывалось «освободить гимназии и прогимназии (гимназии начального уровня с четырехлетним циклом обучения) от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей, детям которых, за исключением, разве что, одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к высшему и среднему образованию».
В том же циркуляре содеражлись пункты «о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий», а также — о предоставлении министру народного просвещения (то есть — самому Делянову) права повышать плату за прослушивание лекций в высших учебных заведениях «не ограничиваясь ныне установленной 50-рублевой нормой».
Таким образом, Российская Империя стала единственной европейской страной, которая в конце XIX века ввела административный барьер ограничивающий доступ к образованию. Надо заметить, что циркуляр прямо противоречил действовавшему в России закону от 30 июля 1871 года, запрещавшему какие-либо сословные, религиозные или имущественные ограничения приема в учебные заведения. Однако это не помешало самодержцу его подписать и ввести в действие.
Циркуляр действовал 13 лет и был отменен уже при новом монархе, в 1900 году.
ЗЫ. Причина появления указа состояла в том, что тогда появилось много выпускников из числа низших классов, не находивших себе занятий и в итоге в том числе пополнявших ряды смутьянов. Александру III доставили список очередных революционеров из числа студентов-гимназистов, и там было указано их происхождение — большинство составили именно дети разночинцев. Стране нужен был миллион качественных слесарей, а не куча непристроенных гимназистов в отставке. За время действия циркуляра были развернуты параллельные системы реальных, коммерческих, уездных-городских и ремесленных училищ, где образование было ближе к жизни и помогало получить профессию и социализироваться, но не давало напрасных надежд «пристроиться чиновником».
Мудрое решение для того времени,против антилихентов.
Глупость это. Вместо того, чтобы высочайшим указом открыть хотя бы начальные школы для крестьян и профтехучилища для горожан, он гимназии запретил. Через 15 лет это аукнулось поражением в русско-японской войне, т.к. не хватало квалифицированной рабочей и воинской силы для создания и обслуживания кораблей и пушек. И от революции это не спасло ни разу. Наоборот, совершенно неграмотные крестьяне и рабочие стали лёгкой добычей коммунячьих горлопанов. Ибо грамотному человеку понятно, что даже если отобрать у помещиков землю, на всех ее не хватит. А неграмотный считать не умеет. И о трехпольной системе ничего не знает, посему урожайность практически нулевая, а то и отрицательная — всходило меньше, чем было посеяно. В результате — постоянный голод, дистрофия, зашкаливающая смертность. Про антисанитарию, царившую в деревнях и городах, я уж и не упоминаю.
Вы не поняли — так называемых реальных, коммерческих и ремесленных училищ было оперативно понастроено. Гимназия же — давала ГУМАНИТАРНОЕ образование (не техническое) и готовила ЧИНОВНИКОВ для бюрократического госаппарата, причем чиновников, нихрена не умевших в логику и законы природы, зато заучивших латынь и римские статуты.
Вова Ульянов — как раз такой гимназист. Как и тусовка его старшего братика, решившая грохнуть государя.
Ну что вы… Строили, конечно, училища и прочее. Однако строил не царь. Строили всякие там земцы и т.д. В мизерном количестве — не было, как сказали бы сегодня, федерального финансирования. В связи с чем (фанфары!) Россия встретила Великую войну с 90% неграмотного населения. В отличие от 99,6% грамотных дойчей и 84% грамотных французов и англичан. Результат войны был предсказуем с самого начала — дикарь не может противостоять промышленной державе. А промышленности не было — не хватало рабочих, платежеспособный спрос — нулевой. Надо отдать должное большевикам — они эту проблему решили, без всяких терзаний введя прусскую систему образования — самую лучшую на планете и тогда, и сейчас.
Что до гимназий — количество обучающихся в них было ничтожным — 50-60 тыс. человек, что могло лишь частично восполнить естественную убыль чиновничества. Т.к. процент тех, кто пополнял чиновничий аппарат, составлял порядка 20% от всех учеников. Большинство становились врачами, военными, инженерами и пр. Ибо гимназия рассматривалась прежде всего как ступень к получению университетского образования.
Ну вот, это уже ближе к телу трупа. И про 90% неграмотного, и всё прочее.