Северный Поток и война
Время идёт, дорогие друзья, а страсти не утихают. То Европарламент в своей резолюции о боевых отравлениях и незаконной российской Конституции отдельно укажет на необходимость остановки второго северного потока, то вездесущий Помпео соберёт международную коалицию против несчастной трубы. А теперь ещё и морских страховщиков лишили такой сладкой кормушки, и для прокладки по датскому дну видимо придётся привлечь не только наши трубоукладчики, но и парочку фрегатов ВМФ. Ибо не дай бог знаменитые балтийские пираты и штормы.
На этом фоне в нашем замечательном экспертном сообществе всё чаще звучит глубокомысленное «Да ну и пошли они куда подальше, не хотят наш газ, им же хуже, переживём и без Северного потока 2».
Так вот, дорогие друзья. Нет, не переживём.
Отступим на шаг назад и вспомним, ради чего (кроме власти над миром и печенек, конечно же), государства строят друг другу козни, двигают туда-сюда танки, заключают и разрывают союзы и прочую Санта Барбару.
Прямо сейчас, на наших с вами изумлённых глазах, происходит конвульсивное формирование новой географии мирового рынка.
Относительно единое экономическое пространство под крышей США объективно разваливается. И создаются новые пространства производства и сбыта, связные внутри себя, но не особо сообщающиеся друг с другом, которые принято называть макрорегионами. И ключевым вопросом является не то, кто кому чего продаст сегодня или завтра, а кто с кем будет жить ближайшие несколько десятилетий — до категорически неизбежного нового передела нашего общего голубого пирога.
А наипервейшую важность при решении вопросов, кто с кем живёт, имеют вопросы связности и общей инфраструктуры. Опытные семейные люди знают, например, как сложно разойтись с кем-то, если у вас один дом на двоих. Ну или как если вы с соседкой организовали дверь между вашими квартирами, вы неизбежно будете ходить друг к другу в гости играть в Майнкрафт, не возбуждая подозрений прочих обитателей лестничной клетки.
Примерно по той же схеме общая для Советского союза инфраструктура уже третье десятилетие не даёт особо ретивым оторваться от русского пространства, несмотря на всё желание — то с трубой проблема, то с электросетями, то с железными дорогами, то с загрузкой портов и рынками сбыта.
К чему мы это, дорогие друзья? Северные потоки вдолгую — это даже не ниточки, а стальные тросы, накрепко связывающие экономические пространства России и Германии.
А оттого, окажемся мы с немецкой промышленностью и рынком в одном экономическом макрорегионе или в разных зависит очень много. В первую очередь — потенциал экономического развития нашего макрорегиона на десятилетия вперёд. К тому же, если Германию получим мы, то её не получит прочая западная Европа. И в итоге западноевропейский регион, если он вообще сформируется, будет заведомо слабее нашего.
Иными словами, дорогие друзья, на кону — благосостояние сотен миллионов людей на десятилетия вперёд. И такими ставками не разбрасываются, ни ради Навального, ни ради санкций, ни ради миллиарда инвестиций в СПГ-терминалы.
И именно поэтому мы будем грызть и проталкивать СП2 до последнего. Пока наконец не протолкнём или не убедимся в абсолютной, категорической невозможности его завершения. А до такой стадии ещё очень далеко. Так что это шоу будет продолжаться, просто потому что оно должно продолжаться.
Поэтому когда в следующий раз кто-нибудь скажет вам, что мы прекрасно обойдёмся и без северного потока и хватит мучиться и пошли все в жопу — помните, что это всего лишь реакция маленького ребёнка, которого обидели в лучших чувствах.
А на обиженных, как известно, воду возят. И в основном это делают те, кто думает о своих долгосрочных интересах, а не концентрируется на сиюминутных проблемах, забывая о картине в целом.