Советский Nebelwerfer

Для технических специалистов не является секретом, что современные РСЗО (ракетные системы залпового огня) по своим техническим решениям восходят скорее к немецким Nebelwerfer, чем к разрекламированным советской историографией “Катюшам” БМ-8 и БМ-13.

Последние для тех же немцев не являлись секретом уже в 1941 году, но не вызвали никакого энтузиазма – их копирование и дальнейшее развитие было сочтено настолько неперспективным, что их передали чехам. Чехи уже к 1942 году улучшили кучность БМ-13 почти втрое, причем совершенно элементарными, копеечными решениями – но даже в таком виде система не считалась перспективной.

Это, кстати, поняли и в СССР. В результате вчера исполнилось 68 лет со дня принятие на вооружение Советской Армии системы залпового огня БМ-14.

Данная тема разрабатывалась с 1947 года. Турбореактивный снаряд ТРС-140, в отличие от более известной М-13, базировалась на идеях, которые подсмотрели у немцев. Дело в том, что на Nebelwerfer реактивные снаряды закручивались в полете, а это улучшало точность. БМ-14 оказалась отчасти промежуточной системой, поскольку спустя менее чем через 10 лет начался выпуск БМ-21, ставшей оптимальным вариантом. Тем не менее, БМ-14 довольно долго состояла на вооружении ряда стран, а кое-где состоит до сих пор.

Китайцам, например, эта система очень понравилась благодаря легкости и компактности.

Есть БМ-14 и в экспозиции Музея отечественной военной истории. Классический вариант, на шасси ЗИС-151. Кстати говоря, в музее есть и М-13, на шасси Studebaker US6, и БМ-21. В планах стоит нанесение на машину маркировок, благо что имеются варианты.

PS. Забавно, что снаряды для БМ-21 Град выросли прямиком из снарядов немецкой системы “Typhoon P” – и это была не РСЗО, а оригинальная система ЗРК с неуправляемыми ракетами, выпускавшимися в больших количествах из установок, наводившихся по сигналам радара. Система была отлично заточена для противодействия волнам американских и английских бомбардировщиков, вынужденных идти на цель плотным строем для защиты от немецких истребителей – и американцам здорово повезло, что немцы не успели ее довести к моменту окончания войны.

Отечественный вариант «Тайфуна Р» называется РЗС-115 «Стриж», он был создан и успешно испытан – но из-за советского бардака он тоже опоздал, к моменту его испытаний у США уже появился бомбардировщик B-52, летавший слишком высоко для того, чтобы его можно было эффективно достать подобной системой.

Однако высота стрельбы в 16,5 км привела к тому, что ракеты новой системы летали на дальность до 22,7 км, и это здорово впечатлило артиллеристов, предложивших использовать эти ракеты для новой РСЗО. Еще более впечатлили артиллеристов испытания единственной построенной батареи системы «Ворон» (использовавшей РЗС-115 «Стриж»). Батарея, состоявшая из 12 пусковых установок, должна была за 5-7 секунд выпускать до 1440 ракет. Такой результат достигался за счет использования новой пусковой установки, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством легендарного артиллерийского конструктора Василия Грабина. Она была буксируемой и несла на себе 120 (!) трубчатых направляющих, причем этот пакет имел возможность кругового обстрела максимальный угол возвышения 88 градусов.

Вид залпа из этой вундерваффе так впечатлил артиллеристов, помнивших массированный огонь “Катюш” в годы войны, что они всенепременно захотели такую РСЗО для работы “по земле”. И получили.

Более легкие и, соответственно, более многоствольные БМ-14 и БМ-24 могли выпустить разом 16 и 12 реактивных снарядов соответственно, но на дальность не больше 10 километров. Более мощная БМД-20 с ее 200-миллиметровыми оперенными снарядами стреляла почти на 20 километров, но могла за один залп выпустить всего четыре ракеты. А тут – больше 20 км дальность, и снарядов дофига! Дайте, и побольше!

Но вредители не спали. ГСНИИ-642, в котором над РЗС-115 «Стриж» работал Александр Надирадзе, объединили с ОКБ-52 Владимира Челомея, назвав новую структуру НИИ-642, а год спустя, в 1958-м, вообще упразднили этот институт, и бывший ГСНИИ-642 превратился в филиал челомеевского ОКБ, после чего Александр Надирадзе оттуда свалил в будущий НИИ Теплотехники, где стал заниматься твердотопливными баллистическими ракетами для армии.

А тематику армейского реактивного осколочно-фугасного снаряда Челомей сбагрил в тульский НИИ-147, для которого это была совершенно неизвестная проблематика: тульский институт, созданный в июле 1945 года, занимался научно-исследовательскими работами в области производства артиллерийских гильз, разрабатывая новые материалы для них и новые методы изготовления.

К счастью, вредители не угадали – главный конструктор НИИ-147 Александр Ганичев не стал упираться, получив приказ приняться за совершенно новое для него дело, и через несколько лет тульский НИИ превратился в крупнейшего в мире разработчика реактивных систем залпового огня. Вот когда вредители-хрущеиты стали рвать волосья на своей ср@ке от досады – но уж поздно было.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

2 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Gena
Gena
3 лет назад

История создания БМ-21 и его предшественников весьма плотно описана в серии выпусков “ТиВ”, и там да, волосья дыбом встают от бардака и некомпетентности , желания запихнуть всё перспективное в хохлоземли. Тот же Морозов не просто так свинтил в Харкив, хотя тогда завод 75 представлял более худшее зрелище, но благодаря хохлолобби получил и бабло, и передовые наработки, Янгель так же получил в Днепропетровске полный пансион и свободу рукоблудия, в отличие от СП, на которого начали реально довить .Челомей, весьма талантливый, был так же и весьма хитрож..ым, после провала 10х, 12х и подобных аналогов Фау-1 смог отвертеться от кары . Про Глушко и так ясно, стоит только зачитать воспоминания многих ракетчиков. По-своему встряхнуло ракетомоторное пришествие Кузнецова – но тот занялся этим от безысходности.Туляки реально оторвались, и не только в РС-ах, в управляемом ракетном оружии тоже не пасли задних. Но-увы, на тот момент над этими обормотами уже не властна была хохло-ракетная банда(а обормоты были ещё те, с помощью интуиции и отвёртки с тестером разбирали и французские ПТУРы, и лежалые на складах трофейные доойчские поделия , с целью узнать, причём в работе участвовали и учились все – от генерального до технолога и токаря).

comment image

ironback
ironback
3 лет назад

Насчёт связи семейства БМ с Небельвёрфером ничего не знаю, но РПУ-14 почти один в один немецкая установка.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.