Бесплатные квартиры СССР

Дискуссии о «бесплатных» квартирах в СССР напоминают анекдот про старуху Шапокляк, которая выдала Чебурашке и крокодилу Гене 10 яблок в качестве оплаты. «По восемь каждому», — говорит другу Чебурашка, а потом уточняет, — «Я свои восемь уже съел».
Вот так и с советскими квартирами. На всех их не хватало, вот хотя бы чисто арифметически, так как при Горбачёве на одного гражданина приходилось всего лишь по 15 метров площади. В начале Перестройки последний генсек обещал обеспечить советские семьи отдельными квартирами только к 2000 году, из чего мы можем сделать вывод, что отдельные квартиры были, мягко говоря, не у всех. Однако многие семьи «свои восемь яблок уже съели», и теперь уверяют нас, что для получения бесплатной квартиры надо было всего лишь постоять в очереди, причём недолго.
Опять-таки, если бы с квартирами в СССР всё было столь сладостно, это означало бы, что в советских коммуналках и общежитиях не было никого старше 25 лет — в 20 лет встал в очередь, в 23-25 лет получил квартиру. В реальности к моменту распада СССР в ленинградских коммуналках жил миллион человек, среди которых многие были уже на пенсии.
Вот вам воспоминания тех, кто это пережил:
Лида Н. Я жила в коммуналке. При коммунизме квартире давали? Пфф, не смешите меня. Четыре человека в 16 метрах, за стенками так же живут семьи с детьми, отвратительные мерзкие свиньи, скандалили до вызова участкового. Будь у меня тогда возможность перебраться в студию в 12 метров — бежала бы, роняя тапки.
Ольга. Квартиры давали, только не при коммунизме, а во время «застоя». Папа получил две. Первую, когда брату было 3 года (я ещё не родилась, в 1970 году), двуххкомнатную, в то время работал начальником ПТО на железной дороге. Потом вместо неё в 1978 году дали трёхкомнатную (мне исполнилось 6 лет на тот момент), будучи ВЧДЗэ в вагонном депо Ховрино.
Валерий Кривоносов. Школа, ПТУ, армия и родной завод, а там и свадьба… ну, как все. И в заводскую очередь лет на 10-15. А если не как все, — холостяк или инвалид, — то койко-место в рабочей общаге… а считай и в жизни.
Лида Н. Моя мама — ветеран труда, больше 40 лет отработала на фабрике, и грамоты были, и на доске почёта за освоение новых станков числилась, и 15 лет работала смены по 12 часов. Работала на совесть, действительно много. Плюс деятельность в профсоюзе, которую вроде даже не оплачивали, типа на общественных началах. Папа был электриком, на стройках новых микрорайонов трудился, потом тоже на фабрике. Работал также на совесть, много. Итог совместной трудовой деятельности — 16 метров в коммуналке на двух взрослых и двух детей. И не надо мне задвигать про «квартиры давали тем кто хорошо работал, а если не дали, то значит тунеядцы были». Очень удобно, конечно, иметь такую картину мира. Мол, будешь себя хорошо вести — тебе воздастся. Не-а.
Логика. Ольга, в это время на той же железной дороге было такое явление как ремонтные поезда, где работало, в основном на рядовых должностях, много иногородних, с временной пропиской. И жили они семьями прямо в снятых с пассажирского движения купейных вагонах, из расчёта два человека на купе. В школу и детские сады ходили по месту депо, в моем случае в Люблино. Там был и вагон-клуб и вагон баннопрачечного обслуживания, туалет на яме при железной дороге. Состояние всех этих вагонов было убитое, такие бараки на колесах. Каждую весну они куда-то всем табором уезжали что-то ремонтировать, а поздней осенью приезжали обратно. Обещали после 10 лет такой работы постоянную прописку в Москве и жильё. Вот и представьте себе: запасной путь, а вагонах живут семьи, топятся углем, баня раз в неделю, туалет на дальняке, дети играются на путях, бельё сушиться на веревках. Романтика.
Петр Ч. Для получения квартиры надо было работать, но никак не врачом, учителем или инженером. Эти профессии в СССР в почете были только на словах. Зоя, если бы ваш отец работал бы не на арматурном или мясокомбинате, которые могли себе позволить построить дом для сотрудников, а в поликлинике или школе, квартиры бы у него не было. Аналогично и со многими другими нерабочими профессиями.
Олег Г. Мне приходилось жить в коммуналках, причём в трёх по очереди. Я как раз из того петербургского миллиона жителей коммуналок, который автор упомянул. Чего там только не было. Про драки и вызов милиции даже говорить нечего. Случались чудеса и покруче, со стрельбой и поножовщиной. Так вот, по состоянию на сегодняшний день количество людей живущих в коммуналках в Петербурге сильно уменьшилось. Относительно студий — да строят у нас много студий 16-18 метров. В Петербурге недвижимость дорогая, а народ не самый богатый. Но если бы мне предложили в каком-нибудь 1988 году студию даже 10 метров, я бы не думал ни секунды. Тем более что платёж в 15-20 тысяч рублей доступен сейчас любому, кто ставит себе целью деньги зарабатывать, а не витать в облаках и заниматься «творчеством».
Зато жили весело. Кстати, комната в коммуналке считалась в СССР «квартирой». Это даже в советских фильмах отражено. Когда читаете советскую статистику по обеспеченности граждан жильем — имейте это в виду.
Недавно попалось такое — «При Л.И.Брежневе жильё получили 164 млн человек.» Красиво звучит, как 164 млн квартир!)).
Но пруфов на эту цифру, кстати, нет.
И это при том, что под «жильё получили» в СССР понимаются не только комнаты в коммуналках, но даже койки в общагах и бараках.
А откуда взялась у совкодрочеров цифра 164 миллиона — уже довольно давно определили социальным реверс-инжинирингом. Это просто были тупо взяты цифры ввода площадей жилья, и поделены на советскую норму 9 кв.м. на человека.
Догадываетесь, где тут кидалово? Эта цифра площадей мало того что дутая — в такой методе «деления» не учитывается вывод (снос) ветхого жилья.
Но если просто показать метраж построенного жилья — не будет пафоса, при Путине больше строят, и выйдет, что капиталистическая РФ больше заботится о своих жителях, чем прекрасный СССР. А это совсем не то, что нужно совкодрочеру.
Вам хорошо видно, какое хой сосаети (high society) было в СССР с жильём?
При путинизме в вводимый фонд включили не то что общаги, но даже дачные домики. Это, собственно, и есть тот самый путинский «небывалый прирост» в объемах вводимого жилья — по путинской статистике, изолгавшейся по самое не могу. При СССР считали только капитальное строительство. Все эти СНТ и прочее не учитывались. А можно вспомнить и слова Путина о миллиарде кв.м. аварийного и ветхого жилья — который тоже путинская статистика считает как имеющееся в наличии. Могу дополнить, что при дорогом Леониде Ильиче ставка кредита под кооперативное жильё составляла 3% годовых в городах, на частное жильё в деревнях и сёлах — 2%, причем в сельской местности стройматериалы часто выделялись за счёт сельсоветов, колхозов и совхозов по безналу, т.е. для потребителя бесплатно. А если они покупались, к примеру, у СМУ, то по госцене.
Сравнивать эпоху Леонида Ильича (1964-1975) и путинизм — все равно что сравнивать титанов и уродов-карликов.
>>даже дачные домики
Правильно, потому что «при путинизме» никаких дачных домиков больше не существует, существует ИЖС, которое выглядит вот так:
При СССР, кстати, ИЖС тоже существовало и точно так же включалось в отчеты по вводимому жилфонду (как и колхозные избы, например).
На фото — 1965 год, и нетрудно заметить на избушке синенький номер, это значит, что здесь имеются официальные улицы и этим строениям присвоены номера домов, и всё это пошло в отчет по жилью.
На фотографиях ты прекрасно видишь разницу в том, что являлось ИЖС тогда и что считается ИЖС сейчас. Стыдно, товарищ, так падать лицом в мягкое.
>>При СССР считали только капитальное строительство
Это является примером так называемого вранья. Пруфы будут? Нет, пруфов не будет, потому что я сам смотрел статистические ежегодники госстата СССР, и там везде был ввод жилья включая ИЖС. Но главное-то не в ИЖС, а в сельском строительстве — и там в отчет шли все эти деревянные бараки и избы с печным отоплением.
Скажу тебе больше — в СССР умудрились вводить пятиэтажные «хрущовки» с ПЕЧНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ. Вот товарищ вспоминает:
Когда нам дали квартиру в 1963 году, у нас не было отопления и с электричеством были большие перебои. В квартире стояла обычная печка, уголь подвозили раз в неделю и мы таскали его в ведрах. Батареи были подведены, но центрального отопления еще не было. Зимой было очень холодно и мы жили на кухне.
ЦО им подключили через несколько лет — но готовить на угольной печи они продолжали еще очень долго, потому что газа не было, а с электричеством были такие перебои, что его тоже считай что не было.
Вот так вот, торагой товарищ — ты небось и не знал, что в хрущобах было запроектировано печное отопление и плиты для готовки на угле.
А на селе «жильё» в СССР было вот такое — и всё это шло в отчеты как новострой. Нуачо — построено же? Построено.
И кстати — под метражом в статсборниках понимается ОБЩАЯ площадь жилья, что в СССР, что сейчас. Методика подсчета не изменилась вообще никак.
А видимый в статсборниках рост количества ИЖС вызван тем, что раньше колхозные и совхозные деревяшки шли в отчет как «капитальное строительство», а теперь колхозы и совхозы сдулись, и индивидуальные домики идут как ИЖС.
Брешешь как хохол — тупо, бездарно и бессмысленно.
При ЛИБе не то, что общаги за жилфонд шли, а вписанные туда студеры «получали жильё».
А, да. Расскажи мне заодно, как коммуналку с деревянными перекрытиями и стенами на Цветном при нём расселили. И на Лесной такую же. И на Новослободской тоже. В 2006 году.