Ford против Ferrari
Фильм о гонках на выживание двух автомобильных брендов оказался шедевральной сагой о мужчинах, их мечтах, бюрократии, политике и философии инноваций. Смотреть обязательно.
Кино про «мальчиков, делающих машинки и пережигающих на них топливо с выбросами углерода» (Грета будет недовольна), «Ford против Ferrari» с места в карьер захватило лидерство в американском и российском прокате, далеко обогнав феминистскую поделку «Ангелы Чарли». Переписанные в формате girl power знаменитые франшизы, будь то «Ангелы», «Люди в чёрном» или «Терминатор», неизменно проваливаются (из всего феминистского кино выстрелила только демоничная «Малифисента»). Консервативные же фильмы для мальчиков преподносят в американском прокате сюрприз за сюрпризом.
До «Форда» первую строчку рейтинга держал военно-патриотический фильм с зашкаливающим уровнем маскулинности – «Мидуэй», которому либеральная критика озлоблённо предсказывала полный провал. Однако если «Мидуэй» Роланда Эммериха – просто добротная и вызывающая уважение агитка, то «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнгольда – это драматический философский шедевр.
Если автор этой рецензии хоть что-то смыслит в кино, то «Ford против Ferrari» обречён войти в золотой фонд американского и, пожалуй, мирового кинематографа. За непритязательным названием, обещающим фильм «про машинки», скрывается берущая тебя сразу за грудки и не отпускающая до самого конца история двух мужчин, решивших воплотить свою американскую мечту и почти преуспевших в этом.
Кэррол Шелби и Кен Майлз – ещё крепкие ветераны Второй мировой, которые кое-чего добились в жизни, но мечтают о большем. Шелби, единственный к середине 1960-х американец, выигравший легендарную автогонку на выносливость – «24 часа Ле Мана», – конструирует спортивные машины в сотрудничестве с Ford Motors и стремится добиться совершенства. Майлз – британец, командир танка, владелец маленького, едва сводящего концы с концами гаража, в свободное время выступающий на гонках и мечтающий «Ле-Ман» выиграть.
Компания Ford, возглавляемая Генри Фордом II, переживает жесточайший кризис падения продаж, связанный с тем, что ассоциирующиеся со старой доброй Америкой фордовские автомобили, в которых рабочий может съездить с семьёй на пикник или к отцу-фермеру в Айову, теперь не в моде. «Форду Второму» приходится сокращать рабочих, закрывать заводы, переживать оскорбления со стороны отказавшегося продаваться американцам европейского «автомобильного Страдивари» – Энцо Феррари.
Сперва кажется, что причина кризиса «Форда» в недостатке новизны имиджа, и признаваемый многими величайшим автоменеджером второй половины ХХ века Ли Якокка предлагает концепцию модного форда – «Форд Мустанг», и в самом деле ставшего культовым автомобилем 1960-70-х. А чтобы укрепить его имидж, увеличить продажи и отомстить дерзкому Феррари, решено добиваться победы «Форда» в той самой легендарной гонке «24 часа Ле-Мана», проходящей ежегодно в июне во Франции. Здесь-то и сходятся интересы корпорации «Форд», представляемой Якоккой, и великая мечта Шелби и Майлза.
Самое смешное — что всё это было на самом деле.
Дальше должен начаться стандартный фильм об американской мечте, сопровождаемый продакт-плейсментом «Форда» и ратующий в соответствии с идеологией трамповского правления за реиндустриализацию США и за возрождение легендарного американского автопрома. Однако ничего подобного не происходит.
«Ford против Ferrari», «ободряющая, трогательная, могущая-случиться-только-в-Америке история», как выразился обозреватель портала Breitbart (своего рода трампистской газеты «Правда») Джон Нольте, получился совсем о другом. Как справедливо отметил Нольте, двигателем этой ленты является антикорпоративизм, а назвать её можно было бы так: «Двое индивидуалистов против фордовских корпоративных мажоров».
Перед нами не фильм о том, как американская мечта воплотилась, а о том, с каким трудом, борьбой и кровью даётся каждый шаг энтузиаста и инноватора в битве с системной корпоративной бюрократией. Не помогают ни талант, ни знания, ни даже персональные договорённости с первым лицом – тебя всё равно обскачут в корпоративных интригах. Мечта Шелби и Майлза движется только чудом, на колоссальном энтузиазме, сочетании наглости и компромисса, и в итоге Майлз становится пилотом на гонке в Ле-Мане.
Следить за поединком гонщика и его менеджера с «Феррари», законами физики, правилами состязания и, главное, той самой корпоративной бюрократией – это как кататься на американских горках. Поэтому, чтобы не портить читателю удовольствия, я не стану комментировать концовку фильма, отмечу только, что стоит запастись водой и носовым платком.
«Ford против Ferrari» – это увесистый камень в огород системы. Будь то бюрократия огромных корпораций, гордящихся тем, что это они своей индустриальной мощью, а не человек в Белом доме, выиграли Вторую мировую войну, или бюрократия вашингтонского «болота», которое Трамп обещал осушить, но как бы оно не осушило его.
Если создатели многих других фильмов подошли к трамповской идеологической повестке довольно формально, отработав строго по методичке, кто с большим, кто с меньшим талантом, то команда «Ford против Ferrari» подошла к теме глубже, решив не только подтвердить правильные ценности, но и показав, как они могут разбиться о неправильность бюрократически-корпоративного мира. Это не случайно, ведь ленту снимал Джеймс Мэнгольд – один из самых непростых, глубоких, неудобных и глубинно консервативных голливудских режиссёров.
Именно он создал великий фильм Walk the line (у нас неловко перевели как «Переступить черту», на самом деле смысл заголовка противоположный – ходить по линии, держать себя в руках), посвящённый биографии главной звезды американского христиански-патриотического кантри Джонни Кэша и его браку с Джун Картер. Чего у Мэнгольда не отнять – он любую тему умеет сделать достаточно глубокой и не боится обращаться к лучшим эмоциям зрителя, возвышая и согревая его. Удивительное свойство «Ford против Ferrari», роднящее его с «Однажды в Голливуде» Тарантино, – фильм всё длится и длится, час, два, два с половиной, а ты не хочешь, чтобы он заканчивался.
Великолепен уже выбор ведущих исполнителей. Кристиан Бейл, играющий Кена Майлза, – объективно величайший актёр современного кино (подумать только, когда-то всё начиналось с роли в советском фильме «Мио, мой Мио», затем, впрочем, сразу же последовала великая роль 13-летнего мальчика в «Империи Солнца» Спилберга). Его дар создавать героя, а не играть самого себя просто удивителен. Вспомним, как во «Власти» Адама Маккея он сыграл абсолютно не похожего на себя ни внешне, ни внутренне вице-президента Дика Чейни да ещё и превратил карикатурного злодея в трагического шекспировского героя.
Его Кен Майлз – человек с очень большими странностями, волк-одиночка и в то же время человек, умеющий становиться выше амбиций. Высшей целью для него оказываются не деньги, не титул, а самопознание и осуществление пути, причём идти по этому пути расталкивая окружающих ничтожных людишек – своих или чужих, хороших или плохих, он не хочет. Под маской конфликтности и обострённого чувства справедливости скрывается человек, великий в своём смирении, которое и преобразуется в добро. Наверное, Кен Майлз Кристиана Бейла – это один из самых сильных кинематографических образов, созданных за последние годы.
Мэтт Дэймон в роли Кэролла Шелби гораздо меньше выходит за пределы своего амплуа – по внешности простоватого, но очень себе на уме парня, который изловчится выйти из любой, самой сложной ситуации, особенно если ему ещё кто подсобит, и отлично умеет организовать взаимодействие других. Его Шелби непрерывно врёт, сводит и разводит, уступает, прорывается, жульничает, лишь бы достичь итогового результата. Порой компромиссы с собой дорого обходятся, но никто не может его упрекнуть в отсутствии того, что сейчас называют целеориентированным поведением. Даже битва с «Феррари» в Ле-Мане со стороны Шелби состоит из разных мелких жульничеств, за которые в итоге приходит крупная расплата.
Дуэт Бейла и Дэймона – лучший мужской дуэт этого года, превосходящий даже дуэт Ди Каприо и Питта у Тарантино. «Ford против Ferrari», безусловно, очень мужской, по-хорошему патриархальный и глубоко антифеминистский, заточенный против правил diversity фильм. В нём нет никакого нарочитого впихивания лиц правильной расы или сексуальной ориентации по принципу «лишь бы было». Единственный персонаж, которого можно заподозрить в нетрадиционности, судя по крашеным волосам и манерам, это Лео Биби, глава омерзительных фордовских бюрократов, «нетрадиционный человек в плохом смысле слова». Кто бы мог ожидать, что на волну женских фильмов без мужчин сильный пол ответит мужскими фильмами без функционально необязательных женщин.
Одни из главных героев ленты – семья Майлсов. Жена Кена Майлса Молли (Катрина Балф) – яркая женщина, бесконечно далёкая как от типажа «сильных фем-икон», заполонивших голливудские ленты, включая «Терминатора», так и от отката в 1940-е, с их молчаливыми боевыми подругами с идеальным мейкапом, продемонстрированными в «Мидуэе». Она любящая женщина, надёжная опора, которая не подминает под себя мужчину, а даёт раскрыться его таланту и мечте и главное, чего требует, – не скрывать от неё того, что происходит.
Наверное, самая яркая сцена фильма, убийственная сатира на левацкую борьбу с «токсичной маскулинностью», — это уличная драка Майлса и Шелби, в которой герои хорошенько понаддают друг другу. Вместо того чтобы бояться, суетиться, разнимать, кудахтать, Молли спокойно выносит раскладное кресло, садится в него и дожидается, пока мальчики наиграются, после чего приносит им колу. Оказывается, чтобы быть женщиной, совершенно не обязательно подавлять в мужчинах мужчин.
Никого не оставят равнодушными отношения Кена Майлса с сыном Питером, достойные «Короля Льва». Сын полон любви, восхищения, тревоги за отца и в то же время держится с удивительным достоинством во всех выпадающих ему непростых испытаниях. Итак, помимо увлекательной истории о машинах, гонках и внутрикорпоративной борьбе гениев с бюрократами, это ещё и шедевральное семейное кино.
Что же касается борьбы гениальных самоделкиных с корпоративными винтиками и шпунтиками, то она показана весьма ярко. И главный инструмент этой борьбы… – кувалда. Прошли те времена, когда американцы насмехались в «Армагеддоне» над русским космонавтом в ушанке, чинившим все неполадки кувалдой. Теперь выясняется, что удар кувалдой – главный метод работы истинного англосакса. Все фабричные линии, компьютеры, чертежи – ничто, если в нужный момент не найдётся человек, которому хватит соображения и ответственности попросту исправить всё мощным ударом.
Кувалда, как символический антипод фордовского конвейера (показательно останавливаемого в самом начале картины), становится мощным образом того антикорпоративизма, которым пронизан весь фильм. И здесь пора вспомнить главное – «Ford против Ferrari», в сущности, скорее английский, чем американский фильм. Англичанином был Кен Майлз, англичане – Джез и Джон-Генри Баттеруорты (после чтения их сценария из проекта сбежали Том Круз и Брэд Питт, сперва намечавшиеся на главные роли).
То есть в своей основе фильм не столько «трампистский», сколько «брекзитовский». Он посвящён не тому, как возродить мощь американских индустриальных корпораций – тем более что соответствующие попытки Трампа дали двусмысленный результат: производство в США вернули в основном японские кампании, а тот же Ford по-прежнему клепает свои машины в Мексике. Это лента о том, как можно без корпораций обойтись, как можно пойти против системы, что-то вроде недавнего «Брекзита» с Бенедиктом Камбербетчем, но только без его ёрнического либерального душка.
И здесь понятен трагический политический надрыв. Англия в лице Майлса связывается с огромной корпорацией, США, представляемыми обаятельным жуликом Шелби (и тут нельзя не увидеть намёка на Трампа). Америке нужно рассчитаться со своими европейскими недругами («Феррари») на европейской же территории (в Ле-Мане), и она готова воспользоваться англичанами как козырем.
Однако в процессе великого приключения оказывается, что все риски отходят к англичанам (которые так до сих пор никуда и не вышли), а все выгоды – Америке, которая пусть и с потрясениями, но динамично движется вперёд. Следует ли жалеть о сделанном? Фильм говорит – нет. Но и осознавать трагические риски мечты обязательно следует.
Но тут уже у вдумчивого зрителя закрадывается не предусмотренное создателями фильма сомнение, прорастающее даже сквозь нежность и сопереживание героям. Так ли уж неправа система? Так ли уж бессмысленны эти бюрократы? Да, они тормозят талант, но они же придают и устойчивость системе в целом – ту самую устойчивость, которая позволяет выжить вопреки несчастливому случаю и чьей-то ошибке.
Жизненные перипетии одного человека – это приключение. Перипетии корпорации – это серьёзный кризис с десятками тысяч безработных и поломанных судеб (о чём рассказал еще один прекрасный фильм с Кристианом Бейлом – «Большая игра на понижение» Адама Маккея). Перипетии нации – это смута, а то и война, голод и массовая смерть. И вот задача системы – сделать так, чтобы большие массивы людей и вещей сохраняли устойчивость.
Смысл гонки «24 часа Ле-Мана» – проверить не просто скорость, а долгосрочную устойчивость всех узлов автомобиля, чтобы разработать стратегию дозаправок, ремонтов, замены шин и деталей, чтобы раскрыть именно устойчивость системы. Сделать это на одном голом энтузиазме и с помощью только кувалды невозможно. Ведь, как ни крути, автомобиль был разработан на деньги Форда, большой корпорацией Форда и нужен был ради долгосрочного успеха и улучшения продаж фордовских машин, а не ради самореализации одного-двух гениальных людей.
Удел одиночки – порыв и риск, удел системы – устойчивость и страхование рисков. Как совместить то и другое, превратив инновационный прорыв в устойчивый конвейер? Эту загадку решает уже не одно поколение политиков, экономистов и организаторов производства. Окончательное решение не найдено, хотя, судя по тому, что технологии движутся вперёд, кое-какие успехи в этой области есть.
«Романтическое» решение, предлагаемое в «Ford против Ferrari»: гении и инноваторы всегда правы, а система – нет, очевидно, слишком однобоко. Но и ситуация, когда система попросту уничтожает всякий талант, движение, инициативу, риск, вертикальную мобильность, катастрофична и грозит скорым загниванием.
Для России, которой всегда угрожает переход от застойной гиперстабильности к смуте и обратно, фильм «Ford против Ferrari» в этом смысле, пожалуй, ещё более полезен и своевременен, чем для Запада. Наша система, отстроенная в эпоху Генри Форда-старшего и во многом по его принципам, уже почти сто лет всерьёз не меняла принципов, а страх перед нестабильностью вбит в неё многочисленными «катастройками». В результате давать дорогу таланту, вместо того чтобы кормить за лояльность, эта система так и не научилась.
PS. Еще раз повторю — рассказанная в фильме история случилась на самом деле. Ford GT40 — спортивный автомобиль, 4-кратный победитель 24 часа Ле-Мана с 1966 по 1969 гг. Его специально разработали для побед в гонках на дальние дистанции против «Феррари» (который побеждал в Ле-Мане шесть раз подряд с 1960 по 1965 год). И эта машина морально уничтожила Энцо Феррари. Доходило до того, что весь подиум Ле-Мана был заставлен Фордами, их доминирование было тотальным, и никакие самые лучшие гонщики за рулем Феррари не могли этого изменить.
В 1970 году в Ле-Мане стали доминировать 4.5-литровые Porsche 917, и звезда Феррари закатилась окончательно.
Автомашину назвали GT (сокр. от Gran Turismo) и прибавили 40, что обозначает его полную высоту в 40 дюймов (1,02 м вместе с ветровым стеклом). Использовались двигатели Ford V8 большого объёма (4,7 л и 7 л), по сравнению с Ferrari V12, объемом 3,0 л или 4,0 л.
Майлз погиб в несчастном случае на испытаниях всего два месяца спустя после триумфа Форда в Ле-Мане. Смерть Майлза произошла за рулём Ford «J-car», итерации GT40, включавшей несколько уникальных особенностей: алюминиевую ячеистую конструкцию шасси и дизайн корпуса типа «breadvan», экспериментом на тему хвоста Камма. К сожалению, фатальный несчастный случай Майлза был частично списан на недоработанную аэродинамику J-car, и команда занялась полным переконструированием автомобиля, который стал известен как Mk IV.
Mk IV, новый дизайн Ford GT40 с двигателем Mk II, но другими шасси и корпусом, выиграл в следующем году в Ле-Мане (когда там участвовали четыре Mark IV, три Mark II и три Марк I).
Невероятно высокие скорости, достигнутые Фордами на этой гонке, вызвали изменение правил, которое вступило в действие в 1968-м году: объём двигателей прототипов был ограничен до 3.0 л., как и в Формуле-1. Из-за этого были исключены Ferrari 330P, Chaparral и Mk IV. Серийным спорт-карам типа GT40 и Lola T70 с двигателями 5.0 л. позволяли участвовать в гонке, если объём их производства был не менее 50 автомобилей. Ну, для Форда это был гогно вопрос — Ford GT40 наклепали в нужном количестве и продали энтузиастам.
В наше время Форд выпустил современную версию этого легендарного автомобиля под названием Ford GT. Он вот такой:
Ford GT — среднемоторный спортивный автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 2003 по 2006 год. Изначально автомобиль разрабатывался как концепт-кар к столетию компании Ford, также он должен был напомнить об именах автомобилей из которых «росли его корни», таких как Mustang и Thunderbird. Камило Пардо (англ. Camilo Pardo), начальник студии Ford «Living Legends» (в переводе на рус. «Живые легенды»), был назначен на должность главного дизайнера GT и работал под руководством Джей Мэйса (англ. J Mays). Дизайнер взял за основу дизайн классического гоночного автомобиля Ford GT40 1960 годов, поэтому автомобиль иногда путали с его предшественником.
Это был двухместный очень мощный автомобиль, очень похожий на своего спортивного «родителя». 5,4-литровый двигатель с наддувом был расположен в средней части, сзади автомобиля, выдавал 550 л. с. (410 кВт) и крутящий момент 680 Н·м, максимальная развиваемая скорость 330 км/ч (ограничена электроникой).
Сначала их собирались выпустить 300 штук — но спрос оказался велик настолько, что выпустили более 4 тысяч.
В ноябре 2005 года Ford GTX1 (родстер версия Ford GT) была показана в Лас-Вегасе. Тюнинг стоимостью 48 тысяч долларов осуществлён «Genaddi Design Group» и одобрен Ford. Он включает улучшения подвески, тормозов и увеличение мощности до 700 л.с. (520 кВт).
Швейцарская команда Matech Concepts выставила три Ford GT в классе GT3 Европейского чемпионата FIA GT3. На этих машинах Matech выиграла командный кубок в чемпионате 2008 года.
В 2017 году Форд представил продвинутую версию этой машины:
Тут она на фоне классического гоночного GT40.
Машина оснащается двигателем Ford EcoBoost V6 с двойным турбонаддувом объёмом 3,5 литра (3,496 кубических см), развивающим мощность 647 л.с. (482 кВт) и 746 Н·м крутящего момента. Многие компоненты двигателя позаимствованы у модели F-150, включая головку блока цилиндров, сам блок цилиндров и систему подачи топлива с двумя топливными насосами. Заметно различаются турбины большего размера, полностью алюминиевый впуск, специально разработанная система смазки с сухим картером, уникальные распредвалы и более прочные вращающиеся компоненты системы газораспределения.
Согласно заявлениям компании Ford «GT демонстрирует одно из лучших соотношений массы к мощности среди машин для дорог общего пользования» благодаря его легкой конструкции из углеродного волокна. Структура GT состоит из углеволоконного монокока, соединённого с алюминиевыми подрамниками спереди и сзади поверх которых смонтированы углеволоконные панели кузова. Также в машине применены: подвеска на основе гоночной системы с толкающими штангами, активная аэродинамика и двери с двумя степенями свободы (механизм «мотылёк»). Лобовое стекло автомобиля сделано из материала Gorilla Glass компании Corning (материал широко применяется при производстве смартфонов). GT оснащён системой смазки с сухим картером и четырёхсекционным масляным насосом, объём системы смазки составляет 14,5 литров.
Производство началось в декабре 2016 года с запланированным объёмом производства один автомобиль в день на полностью новом, мелкосерийном сборочном заводе Ford Multimatic в провинции Онтарио (Канада) с расчётным сроком выпуска до 2020 года. Машины 2017 и 2018 года зарезервированы для избранных покупателей, машины 2019 года предназначаются для покупателей, прошедших предварительный отбор, а машины 2020 года может приобрести любой желающий.
Надо посмотреть.
Всенепременно.
Отмечу только один момент, в котором фильм расходится с реальностью. В реальном мире история с Ford GT40 окончательно похоронила сказки про «великих кудесников-инноваторов», своим талантом превращающих гогно и палки в чудо техники.
Разумеется, до сих пор есть наивные дураки, верящие в «автомобильного Страдивари» Энцо Феррари примерно так же, как в Ололона Маска. Но факты суровы:
Кустарная лавочка «Феррари» так и продолжает делать кучу гогна с воткнутыми в нее палками, выдавая ее за суперкары и продавая дегенератам за совершенно невменяемые деньги. Эти кучи гогна разваливаются и горят ясным пламенем по всему миру, убивая своих владельцев — но пофиг, пипл хавает.
Однако в середине 60-х, на гонках в Ле-Мане, Феррари столкнулся с настоящими инженерами и конструкторами автомобилей. Которые до того — внимание — вообще не делали гоночные машины. В активе конструкторов GT40 был лишь небольшой среднемоторный автомобильчик на базе Форд Мустанг с 4-цилиндровым мотором объемом 1.6 литра, который ездил в каком-то там любительском кольцевом классе. И тут — Ле-Ман, 24-часовая непрерывная гонка на выносливость на суперкарах.
Так вот — фордовские «ремесленники» насовали «итальянскому гению» хренов полную панамку. И не ему одному. GT40 начал рвать всех соперников сразу же, и с каждой итерацией становился всё быстрее, к 1968 году став быстрым настолько, что ЛеМан стало можно закрывать — автомобили кустарей-гонщегов не имели никаких шансов, гонка свелась к борьбе фордовских гонщиков между собой. Организаторам пришлось начать менять правила, чтобы выпихнуть фордовскую машину из гонок — но это привело лишь к тому, что в ЛеМан заявился еще один крупный автомобильный концерн, Фольксваген-Ауди групп, в виде машин Порше. Они же доминируют и сейчас, но уже с машинами Ауди R8, R10 и R18.
Интересно, что все японские концерны пытались участвовать в Ле-Мане — ну как же, японцы же надежные, а это гонка на выносливость. Так вот — единственной японской компанией, сумевшей добиться успеха в Ле-Мане, стала в 1991 году Mazda с уникальным автомобилем, оснащённым роторным двигателем, — 787B (и мы понимаем, что Мазда — это тащемта снова Форд, только прищурившийся). Ни Тойота, ни Хонда, ни Ниссан никакого успеха не снискали.
Они настолько расстроились, что организовали Japan Le Mans Challenge, которое проводится с 2006 года в Азии. Где они и гоняются сами с собой.
Форд потом еще выигрывал Ле-Маны — под брендом Ягуар.
В 1999 году Ле-Ман первый — и единственный — раз выиграла машина БМВ. Баварцам просто повезло — более быстрые соперники тупо разбились.
В 2012 году победа в гонке впервые досталась автомобилю с гибридным двигателем — Audi R18 e-tron quattro.
По состоянию на 2017 год самым успешным автопроизводителем остаётся Porsche, 19 раз становившийся победителем ЛеМана в общем зачёте и одержавший рекордные семь побед подряд. И это — если не считать Ауди, которая на самом деле тот же самый концерн.
Немецкая инженерия окончательно похоронила сказки про «гениев из гаража», ранее подорванные фордовскими инженерами из Дирборна и Кёльна (да-да, это нихрена не Америка — Америку в проекте GT40 представлял только Кэрол Шелби, ранее занимавшийся тюнингом серийных машин). Системная работа большого концерна — превозмогла любые гениальные озарения кустарей.
Но пипл хочет верить в волшебство всяких Стивов Джобсов и Ололонов Масков.
В 1986 году на участке Ligne Droite des Hunaudières на 6-километровой прямой участники гонки разогнались до 406 км/ч — после чего охудевшие от таких скоростей организаторы срочно распилили этот участок на две более коротких прямых, разделив их крутыми поворотами. Поэтому сейчас скорости на ЛеМане достигают лишь 320 км/ч.
Вообще Ле-Ман — очень интересная гонка именно в смысле того, кто из автопроизводителей лучше умеет в быстрые автомобили. Ее совершенно невозможно смотреть — это же 24 часа непрерывной гонки по кольцу, но это офигенный челлендж для техники. Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки. Это, драть, не F1, где двигателя хватает на один заезд, а шин — на несколько кругов.
Заодно проверяется и выносливость пилотов, которым зачастую приходится проводить за рулём до четырёх часов подряд, пока их не сменит партнёр по команде на очередном пит-стопе. Ожидая своей очереди, пилоты успевают перекусить и немного отдохнуть. По действующим правилам каждым автомобилем, участвующим в гонке, должны поочерёдно управлять не менее трёх пилотов.
Гонка стартует в 15.00 по местному времени, продолжается всю ночь и заканчивается в то же время на следующий день. Да-да — они едут НОЧЬЮ, поэтому фары и вот это всё.
За 24 часа современные автомобили обычно успевают проехать более 5000 километров. Действующий рекорд — 5410 километров — был установлен в 2010 году.
Долгое время гонка являлась этапом Чемпионата мира среди спортивных автомобилей, хотя всегда считалась престижнее Чемпионата мира. Сейчас она — этап Мирового чемпионата гонок на выносливость FIA. «24 часа Ле-Мана» также входит в неформальную Тройную корону автоспорта, которая является мерилом спортивных достижений гоночных пилотов и включает также Формулу-1, IndyCar и кольцевые автогонки. Её также считают частью Тройной короны гонок на выносливость, объединяющей крупнейшие соревнования спортивных автомобилей, в том числе 12 часов Себринга и 24 часа Дейтоны.
Победы Ford GT40 во многом изменили лицо этих гонок, приведя к тотальному пересмотру регламента и правил. Ведь Ле-Ман исходно начинался как гонки серийных машин, у него и трасса проходит частично по улицам города. Но Ford GT40 поднял планку технического совершенства так высоко, что ни о каких кустарных переделках серийных машин речь больше не могла идти.
Тогда регламент был изменен, и для участия стали требовать постройку серий машин (сначала 25, потом 50 экземпляров) и их открытую продажу, более того — машины должны были быть пригодны для езды по дорогам общего пользования. Хотели как лучше — а получилось как всегда.
20 апреля 1969 года Фердинанд Пиех лично продемонстрировал инспекторам Международной автомобильной федерации 25 штук Porsche 917, припаркованных в ряд перед заводом Porsche. Фердинанд предложил инспекторам лично прокатиться на любой из машин, но получил вежливый отказ. Машины официально продавались по 140 000 немецких марок за штуку — это цена 10 штук тогдашних Порше-911, но и это было ниже себестоимости.
Porsche 917 разработан главным инженером Гансом Мезгером под руководством Фердинанда Пиеха и Хельмута Ботта. Мощность выдавал новый 4,5 литровый двигатель с воздушным охлаждением, разработанный Гансом Мезгером, который представлял собой комбинацию из двух двигателей Porsche 2,25L. Двигатель «Тип 912» отличался плоской 12-цилиндровой компоновкой на 180 градусов. Для сохранения компактности автомобиля при значительных размерах двигателя, место водителя было отодвинут настолько вперёд, что ноги водителя выходили за пределы оси переднего колеса. Это был первый 12-цилиндровый двигатель Porsche, в котором использовались многие компоненты, изготовленные из титана, магния и других экзотических сплавов, которые использовались в целях облегчения автомобиля.
На дебюте в 1969 году автомобиль оказался почти неуправляемым, так как прижимной силы было недостаточно. Но это быстро решили. Заводом помимо Porsche 917К была выпущена модификация Porsche 917L, которая стала настолько устойчивой, что водители могли убрать руки с руля на скорости в 246 миль в час (395 км/ч.)
Фильм и правда интересный. Даже я фанат Скудерии переживал за персонажей.
Купить, чо ли? На работу ездить, и пущай сантагрета удавится.
МТЗ бери. Проходимость баще))
И дымит поболе.
Ойбле!Вот так должен был выглядеть Jeep Wagoneer в 2000-м году по мнению дизайнеров из 1991 года. Не все фантазии дизгУгнеров стоит воплощать в жизнь
Ну, дизагнеры почти угадали))
Посмотри, на что похожи джипокроссоверы конца нулевых и младше.
Пирдуха какой-то.
В России Фордов-Гт довольно много, они вполне доступны по цене — это не переоцененный Ламбо и прочие поделки кудесников с подъемниками.
http://img02.avto-nomer.ru/005/o/ru2632820.jpg
В США Ford GT предыдущего поколения можно прикупить примерно за 250 килобаксов.
Ну мичта жи!
Мустанг Элеонора 2016 года. V-образная «восьмёрка» Coyote с рабочим объёмом 5,0 литра и 10-ступенчатый автомат:
Впрочем, для любителей экономить на растаможке есть турбомотор Ecoboost объёмом 2,3 литра.
Нынешний Ford Mustang пользуется популярностью в Европе, особенно в Великобритании, где машины раскуплены почти на год вперед.
Какое-то время назад компания Ford выпустила Mustang Apollo Edition, посвящённый космической программе «Аполлон». Купе с мотором мощностью 627 «лошадок» планировали продавать с аукциона — кто больше заплатит. Ограниченная серия потому что.
А и типерь поговори про иппонский прогрессивный дезигн, не понятый гайдзинаме…
Чисто светофорное ведро, которое будет кидать на каждой кочке и лишь на этом поколении избавившееся от неразрезного моста. Не, чувак, ты двухдверную легковушку ровняешь с настоящим центральномоторным спорткаром, которой даже до бумера как до кетая? Пойми, не все ездят как овощи по одной полосе.
Гонщики рано или поздно выпиливаются, вместе с авто. Здорово когда сам. Хуже когда цепляет за собой вообще непричастных.
Для чего тогда такие машины нужны если не для отжига? Так вот мустангов сейчас бьётся очень много из-за паршивой рулежки. Сказывается разгруженный зад и разнесенные массы от центра. Для дрифтера он сойдёт, но есть нюансы, управляется в заносе он плохо по сравнению с бумером. Поэтому популярнее всего мустанг на светофорах и отжигу покрышек. Разгоняется хорошо благодаря ломовой тяге, но очень нервный на большой скорости. Поэтому сделав на разгоне 488 он отстанет на виражах или в трафике. Центральномоторный феррари тоже в заносе не сахар, но уходит на совсем диких маневрах, шасси цепляется до последнего. Поэтому популярны в гонках на закрытых трассах, типа Нордшляйфе того же, именно там раскрывается по полной. По горным дорогам ещё.
Я про дороги общего пользования, где участники движения обязаны соблюдать ПДД.
Безотносительно к марке/назначению авто.
Хочешь гонять — 3,14зд@й туда, где нет других машин.
Осознаю удовлетворение, когда наблюдаю очередного «гонщега», размотавшегося об дорожные сооружения, или обнявшего столб, или изобразившего саморез на обочине/в канаве.
Для меня специально штоль пост накатал? Ну расстрою, Феррари это Формула 1, в Ле Ман они заходили наскоками, а после разве что поставляли моторы для всяких спортпрототипов.
С одной стороны, команда Ferrari действительно выступает в Формуле 1 с 1950 года (то есть с момента основания F1). Но с другой стороны — она отнюдь не отмечена там блестящими успехами и тем более техническими инновациями.
Начнем с того, что первые чемпионаты выигрывала Альфа-Ромео. Причем это были машины классической переднемоторной компоновки, тупо взятые из мирового GP.
В 1954 году произошёл переход на новые двигатели объёмом 2,5 литра; новая машина Феррари, Tipo 625, не могла соперничать сначала с Мазерати, а потом и с Мерседес-Бенц под управлением Фанхио. В конце концов дошло до того, что Феррари выкупила старое шасси D50 Лянчии и стали гоняться на нем — лишь тогда появились первые победы. Это, тащемта, всё, что вам нужно знать про гоночные машины Энцо Феррари.
В 1957 году Фанхио вернулся в Мазерати, и команде Феррари, все ещё использовавшей устаревшие шасси Lancia, не удалось выиграть ни одной гонки.
Заднемоторную компоновку в F1 ввел Cooper. Это не было новостью — до этого в гонках Гран-при 1934—1939 годов команда Auto Union (Ауди) уже использовала заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше. Джек Брэбем (команда «Купер») выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
Для сезона 1958 года Карло Чити разработал полностью новую машину — Ferrari 246 Dino, на которой быстро убились два гонщика Феррари из трех имевшихся, а третий выжил только потому, что свалил из команды. Отличная машина, я же говорю — Феррари всегда славился труподелами.
В конце сезона 1961 года команду в форме «демонстративного ухода» покидают разработчик шасси Карло Чити и менеджер команды Ромоло Тавони.
В 1962 году команда Лотус (одна из ведущих команд «Формулы-1» в 1960-е и 1970-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, позаимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности.
А что же Феррари? А Феррари хренца всасывал, его «болиды» отличались архаичной конструкцией и не могли толком бороться за победу. В сезоне 1963 года Ferrari представила более лёгкое шасси Ferrari 156 — которое обгадилось так же, как и предыдущие.
Собственно, поэтому от расстройства Феррари стал уделять основное внимание Ле-Ману, где его не слишком быстрые, но относительно надежные вёдра стали занимать хорошие места.
В 1966 году ФИСА вновь вернула двигатели большого объёма, убедившись, что уменьшение мощности не решает проблему безопасности. Новые двигатели должны были быть не более 3 литров рабочего объёма без наддува и 1,5 литра — с наддувом. Под новые правила компания Ford Cosworth в 1968 году подготовила 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, доступный, надёжный, но в то же время эффективный, что давало возможность выступить в чемпионате мира небольшим командам, не имеющим возможности строить свои двигатели. На этом моторе ездила практически вся F1 очень долго.
В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
А что же Феррари? А Феррари — ну ты знаешь.
1980-е годы были эрой турбомоторов. Первый двигатель с турбонаддувом был применён командой Рено в 1977 году. В 1986 году мощность моторов в квалификационных версиях превышала 1300 л. с., что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колёсами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а в 1989 году турбодвигатели вообще были запрещены.
Ясное дело, в турбомоторах Феррари тоже не блеснула.
И только лишь начало XXI века в Формуле-1 прошло под безусловным доминированием команды Феррари: с 2000 по 2004 годы пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. Наконец-то.
У Феррари в F1 есть ровно одна заслуга — это САМАЯ СТАРАЯ команда формулы. В остальном — команда не предложила ни единой инновации, ее победы в F1 были глубоко ситуативными (скажем, сезоны 2000-2004 год ей вывез Шумахер, стоило ему уйти — и это гогнецо перестало ехать). В 1975 году победу привез Никки Лауда — но затем он сгорел в машине (да-да, это фирменный стиль самосгорающих вёдер Феррари), и всё закончилось. Команда с 1984 по 1998 годы ни разу не выигрывала Кубок конструкторов.
Феррари дрянь, Феррари пшик, Феррари — но технолоджик.
После ухода Шумахера и последовавших провалов команда Феррари занялась сутяжничеством, обвиняла всех подряд в шпионаже, нечестной борьбе, судилась со всеми — и окончательно всех достала, включая и Барни Экклстоуна. 10 сентября 2014 года Лука де Монтеземоло объявил о своей отставке с поста президента Феррари — и там вообще начался бардак и кадровая чехарда.
В 2016 году гонщики не одержали ни одной победы, а Скудерия заняла третье место в чемпионате, уступив Мерседесу и Рэд Буллу. Рэд Буллу, драть!
А знаешь, что такое Red Bull Racing? Это, внезапно для тебя, Ford. Ну то есть Jaguar Racing, и ездила она на моторе Ford Cosworth. Форд решил продать команду, поскольку ее успехи слабо влияли на продажи машин на основном для Форда американском рынке. Команду вместе со всем железом и персоналом продали австрийцам. Ford продал команду за символический один доллар, ха-ха.
И вот эта команда — обладатель кубка конструкторов в 2010, 2011, 2012, 2013 годах. А что же Скудерия, прости Хоспидя, Феррарий? Сосала она, как обычно.
Пропер, можешь не пересказывать мне известное, изначально маленькая частная команда со своими взлётами и падениями. Наиболее интересны у них малообъемные многоцилиндровые очень продвинутые двигатели, короткоходные, верхневальные через гитару, с V в 90 градусов, очень оборотистые. Фактически с Формулы. Американцы тупо воткнули мотор от грузовика, шасси британской школы, сам Шелби кстати и занимался импортом родстеров АС с установкой на них V8. Естественно он знал что и откуда отлично. Всё просто, надёжно, но увесисто. На Ле Мане много прямых, гонял по нему в симуляторе, решает в первую очередь мощность мотора, а не шасси как в Нордшляйфе. Поэтому неудивительно. Тогда Феррари не стояли под патронажем богатого ФИАТа, позволить распылять силы на два направления не могли. Тем более хватало своих же конкурентов типа Альфа Ромео и Мазерати, тогда они в гонках ого-го были. Это сейчас Феррари им пилит моторы, фактически став инжиниринговой компанией в рамках концерна.
Кстати Лауда не смотря на аварию стал чемпионом, хотя ожоги сильно мешали в гонке. Вывез или нет, не важно. Главное умеют делать технику, очень своеобразную, со своей философией. Это мне важнее. Так вот турбомоторы они принципиально не делали, предпочитая V12, зато их делала Хонда, с их мотором кстати стал чемпионом Айртон Сенна. Соавтор прекрасного NSX, заставлявшего нюхать его выхлоп на извилистых дорогах всякие скайлайны, эриксы и марки.
Феррари как гоночная команда существует с конца 20-х годов и тупо ездила на автомобилях Альфа Ромео. Собственные вёдра Энцо стал проектировать только перед WW2, но не успел. Поэтому по факту выкатил их только после войны, но в GP успехи были никакие. Тогда он решил попробовать силы в новых гонках — F1. Однако и там он сливал Альфе, да чо там — он всем сливал.
Преимущество Альфы было таким, что через пару лет на гонки F1 стало некому выходить — и руководство сделало F2, специальный класс для убогих вроде Феррари. Там он и катался, пока коррекциями регламентов не удалось придушить Альфу в F1.
При этом формула 1 в начале была не интересна ни американцам, ни немцам — это был чисто европейский междусобойчик, макаронники да лягушатники. Потом туда подтянулись англичане — и появилась интрига. Англичане же в конце 50-х принесли в Формулу заднемоторную компоновку (скопированную с довоенных Порше-Ауди). И вот только тогда, уже в начале 60-х, F1 стала превращаться во что-то интересное — но именно тогда Феррари в ней совсем ничего не светило, и Феррари стал на тех же шасси делать кузовные машины для Ле-Мана — где, внезапно, у него стало получаться, и он побеждал в ЛеМане — ровно до того момента, как туда не явился Форд со своим GT-40.
Ну и всё — Ле-Ман для Феррари на этом по сути закончился. Когда Форд оттуда ушел — туда пришел VAG со своими порше и ауди. И больше не уходил.
С японцами же мне давно всё очевидно по тому факту, что абсолютно все японские компании пытались участвовать в ЛеМане — но лишь только Мазда (не без помощи инженеров европейского Форда) один раз смогла там победить. Все остальные — и Хонда особенно — там всасывали неподетски и настолько тотально, что ушли оттуда нахрен, ибо — никаких шансов.
И сейчас гонки в Ле-Мане выглядят примерно вот так:
Это три Ауди R18 LMP1 лидируют. Все остальные — где-то там, далеко.
Кстати, ауди — дизельные. И это окончательно убило гогноделов Феррари. Сделать гоночные дизеля они неспособны, а соперничать на бензине — невозможно, потому что дизеля экономичнее и соответственно R18 реже заправляются.
С немецкой инженерией вообще невозможно тягаться.
Что же до F1 и ее двигателей — самым выдающимся мотором Формулы 1 считается вот этот:
Это пресловутый 3-литровый Ford Cosworth DFV. Мощный, надежный, простой и дешевый силовой агрегат верой и правдой служил командам Формулы-1 с конца 60-х до начала 80-х, на нем побеждали 15 лет подряд.
В год начала войны во Вьетнаме и выхода The Yesterday Формула-1 проводила последний сезон с 1,5-литровыми моторами. С 1966 года в силу вступал новый регламент, разрешающий использование атмосферных двигателей рабочим объемом до 3 литров. Ferrari, Honda и BRM принялись за разработку новых агрегатов, а британская фирма Coventry-Climax, снабжавшая три из пяти лучших команд пелотона – Lotus, Brabham и Cooper, отказалась от дальнейшего создания моторов для Формулы-1. Если Джон Купер решил использовать 12-цилиндровые двигатели Maserati, созданные на основе моторов 12-летней давности, а для Джека Брэбэма простую и надежную «восьмерку» на базе серийного блока Oldsmobile построила австралийская фирма Repco, то Колин Чэпмен решил найти вариант на перспективу.
Чэпмен обратился к своему бывшему инженеру Кейту Дакворту, специалисту по двигателям. Дакворт вместе с другим бывшим сотрудником Lotus Майком Костином основали фирму Cosworth («Cos» – часть фамилии Кос-тин, «worth» – Дак-ворт), занимавшуюся доводкой моторов Ford для гонок Формулы Junior, Формулы-3 и Формулы-2. Когда Чэпмен спросил Дакворта, сможет ли он построить 3-литровый двигатель мощностью 400 л.с. для Формулы-1, тот ответил утвердительно. Опыта создания моторов с чистого листа у Дакворта не было, но в голове уже был проект по созданию 1,6-литрового двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр для Ф-2 на базе серийного блока Ford Cortina 120E. Головку блока, являвшуюся, по мнению Кейта Дакворта, ключевым компонентом гоночного двигателя, вполне можно было использовать для мотора Ф-1 почти без переделок.
К тому времени у Чэпмена сложились хорошие отношения с «Голубым овалом» — Lotus использовали двигатели Ford в младших формулах и гонках спортивных автомобилей, готовили Ford Cortina для участия в BTCC и, наконец, Джим Кларк на Lotus 38 с «фордовским» V8 выиграл «Инди-500». Хейес с энтузиазмом принял предложение старого приятеля, так как оно как нельзя кстати вписывалось в программу детройтского гиганта Total Performance.
Уолтер Хейес поведал о предложении Чэпмена Харли Коппу – вице-президенту по технической части Ford of Britain. Коппа, в свою очередь, очень заинтересовал проект по созданию двигателя для Формулы-2 на базе блока «Кортины» — связь гоночных двигателей с серийными во все времена радовала маркетологов. Весной 1966 года между Ford и Cosworth было подписано соглашение о создании двигателей FVA (Four Valve A-type) для Ф-2 и DFV (Double Four Valve) для Ф-1, которые будут иметь марку Ford. При этом Team Lotus участвовала в разработке двигателя, что отразилось в компоновочных решениях и расположения точек крепления, и получала эксклюзивное право на использование DFV в течение первого сезона.
Даже несмотря на то, что V-образная «восьмерка» Repco приносила Брэбэму одну победу за другой в Чемпионате мира ’66, считалось, что нецелесообразно делать 3-литровый мотор количеством цилиндров менее 12. Тем не менее, Дакворт считал, что V8 предпочтительнее так как в нем будет меньше потерь на трение, он будет компактнее, а расход топлива будет меньше. Материалом для блока цилиндров был выбран алюминиевый сплав. Технологии тех лет не позволяли отказаться от чугунных гильз цилиндров «мокрого» типа. Жесткость и прочность блока была рассчитана на использование двигателя как части силовой структуры шасси, что было одним из изначальных требований Чэпмена. Стальной азотированный пятиопорный кованный коленчатый вал располагался на станине, отлитой заодно с картером. Шейки коленвала располагались под углом 180° относительно друг друга, что значительно упростило проектировку системы выпуска. Применялись тонкостенные вкладыши фирмы Vandervell. Детали ЦПГ Cosworth изготавливали самостоятельно: кованые поршни – из алюминиевого сплава, кованые шатуны – из стали, что было дешевле и проще титана. Для уменьшения центра тяжести был применен маховик минимально-возможные размеров, что потребовало мощного стартера со специальными зубьями, располагавшегося со стороны коробки передач.
Даквортом был выбран классический для V8 угол развала блока в 90°. Отношение диаметра цилиндра (85,67 мм) к ходу поршня (64,77 мм) составляло довольно невысокие по гоночным стандартам того времени 1,32, что было продиктовано шириной стенок в серийном блоке Ford Cortina, легшего в основу FVA. Ford Cosworth DFV впервые встал на тестовый стенд в апреле 1967 года. При рабочем объеме 2987 см³ его мощность составляла 408 л.с. при 9000 об/мин, а максимальный крутящий момент – 325 Нм при 8500 об/мин. Масса силового агрегата равнялась 162 кг. Первые испытания в Хезеле и Снеттертоне проводил Майк Костин, а через несколько дней эстафету перенял Грэм Хилл. Испытания проводились меньше месяца и так как сезон уже начался, Чэпмен решил не откладывать дебют DFV и уже в начале июня двигатель, установленный на шасси Lotus 49, появился в Зандфорте, принимавшем Гран При Нидерландов. Колин не прогадал – Хилл завоевал поул, а Джим Кларк выиграл гонку.
Короче — косоворот это уууу, какие грамотные моторы. А феррари — это гогно. Очень дорого, очень сложно, неоптимально и крайне тупо.
Кстати, Ауди позднее доказали, что для ЛеМана оптимален вообще 3,7 литра в конфигурации V6. А все эти 12-цилиндровые жужжалки с поршнями от мотоциклов — это антинаучная параша для лохов.
С момента дебюта DFV встал в один ряд с «формульными» V12 по максимальной мощности, но обладал лучшими характеристиками на большинстве режимов работы мотора по ходу круга. При этом гонщикам пришлось приловчиться к характеру мотора, который давал резкий прирост мощности в промежутке от 6000 до 6500 об/мин, что создавало проблемы в дождевых Гран При.
С 1968 года DFV стал доступен по цене £7500 за штуку. Первыми клиентами стали Tyrrell (с шасси Matra) и McLaren. Lotus, де-факто являясь заводской командой Ford, продолжал получать двигатели бесплатно. В 1972 году цена двигателя упала на тысячу фунтов, а с 1975 ежегодно повышалась.
За годы выпуска двигатель «похудел» на 29 кг.
Первым серьезным соперником для DFV стал 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель Ferrari 312B. Чтобы на равных противостоять детищу Мауро Форгьери в Cosworth производили модернизации, направленные на увеличение мощности мотора. Изменение системы выпуска со схемы «4-2-1» на «4-1», приуроченное к Гран При Италии ’68, увеличило мощность до 415 л.с. при 9500 об/мин. Применение интерференционных пружин позволило перенести ограничение оборотов коленвала с 9500 на 10000, что дало еще 15 л.с. Модернизация 1971 года, включавшая более легкие поршни, измененные впускные каналы, более узкие впускные клапаны, улучшение охлаждения головок за счет изменения мест установки свечей зажигания, в совокупности с применением инженерами команд воздуховодов дала прирост мощности до 450 л.с. при 10000 об/мин. Дальнейшее улучшение характеристик мотора в середине 70-х проходило за счет улучшения качества материалов и технологий производства, благодаря чему можно было без ущерба надежности увеличивать максимальные обороты коленвала – до 10500 в 1976 году, что позволило добиться отдачи в 465 л.с. Предложенные Swindon для команды Shadow укороченные впускные патрубки с широкими раструбами позволили добиться 475 л.с. при 10750 об/мин.
В 1975 году Ники Лауда на Ferrari 312T прервал доминирование DFV, но в следующем сезоне Джеймс Хант на McLaren M23 вернул чемпионство Ford-Cosworth. Ну и вот.
Косворты моторы середняковых команд, лидеры ездили на Рено и Хонда, некоторые на прошлогодних Феррари и Мерседесе. Не говорю что он плохой, но не выдающийся в Формуле. Да и Ле Ман начал умирать в 80х, были попытки его оживить в 90ые и расширить чемпионат GT, но увы, хотя гоняли интереснейшие тойоты, мазерати и даже бентли.
>>Косворты моторы середняковых команд
Больше вопросов не имею, потому что идиот детектед.