Как Германия Норвегию разгромила

Война гитлеровской Германии против Дании, которая началась и закончилась за шесть часов 9 апреля 1940 года, обошлась немцам в двоих убитых и 10 раненых. Однако развязанная гитлеровцами в тот же день агрессия против Норвегии длилась гораздо дольше и прошла менее гладко.
А начась она с потопления норвежцами в Осло-фьорде новейшего немецкого тяжелого крейсера «Блюхер», вступившего в строй всего за полгода до этого. Для «Блюхера» норвежский поход стал первой и последней боевой операцией.
Согласно планам германского командования, эскадра в составе крейсеров «Блюхер», «Лютцов» и «Эмден» должна была высадить в порту норвежской столицы Осло десант, которому предстояло захватить город. Но для этого ей требовалось пройти примерно 30 километров по длинному и узкому заливу — фьорду, который в районе острова Хойя сужался до 600 метров. На этом острове у норвежцев имелся мощный форт Оскарсберг с тремя 280-миллиметровыми и тремя 150-миллиметровыми орудиями, а также — с шестью береговыми торпедными аппаратами.
Непонятно, почему немцы решили игнорировать этот форт, о существовании которого им, несомненно, было известно. Возможно, они недооценили его боевые возможности, либо — надеялись, что норвежцы вообще не окажут сопротивления. Как бы там ни было, а этот несвойственный германцам авантюризм и шапкозакидательство обошлись им довольно дорого. Обнаружив в предрассветных сумерках крупные боевые корабли, шедшие в направлении Осло с погашенными огнями, норвежцы по команде коменданта форта полковника Биргера Эриксена без колебаний открыли огонь.
Первые же выстрелы из 280-миллиметровых орудий «Арон» и «Моисей» поразили «Блюхер», шедший первым в кильватерной колонне. Попадания оказались очень удачными: первый снаряд вывел из строя электросистему, а второй угодил в хранилище авиационного бензина и масла для корабельного самолета-разведчика, вызвав сильный пожар. Обесточенные орудийные башни «Блюхера» не могли развернуться на противника, чтобы открыть ответный огонь, поэтому немцам пришлось отвечать только из мелких зенитных пушек с ручным наведением. Но их снаряды не наносили форту никакого вреда.
Потом в крейсер попали еще несколько 150-миллиметровых снарядов, которые вывели из строя рулевое управление и систему пожаротушения. Огонь быстро распространялся, а моряки и солдаты десанта высыпали на верхнюю палубу и от беспомощности громко запели хором «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес!» Услышав это, гарнизон форта, наконец, понял, с кем он воюет. Ранее у него были сомнения, поскольку еще с марта ходили слухи, что в Норвегии собираются высадить десант англичане.
Продолжая медленнно двигаться по прямой вдоль фьорда, горящий «Блюхер» вошел в сектор обстрела торпедной батареи, которой командовал командор Андерсен. Когда огромная туша корабля появилась в прицеле на расстоянии всего 500 метров, Андерсен приказал дать двухторпедный залп, оказавшийся для крейсера роковым. Получив две большие подводные пробоины, «Блюхер» начал быстро крениться на левый борт. Остановить затопление было невозможно и командир «Блюхера» Генрих Вольдаг дал приказ его покинуть.
Моряки начали торопливо спускать шлюпки и прыгать в воду в спасательных жилетах. До берега было совсем недалеко, поэтому, несмотря на холод, большинство из них спаслось. Согласно немецким данным, на крейсере и в ледяной воде Осло-фьорда погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. 1023 моряка и 538 солдат добрались до берега и попали в плен.
Тем временем, крейсера «Лютцов» и «Эмден», увидев, что случилось с «Блюхером», немедленно застопорили машины и дали задний ход, так как развернуться в узком проливе было невозможно. Впрочем, «Лютцов» успел попасть под огонь и получить три 150-миллиметровых снаряда, один из которых вывел из строя орудийную башню главного калибра. Посовещавшись, немцы приняли новый план: высадить десантников в нескольких километрах от Оскарсберга, чтобы они прошли вдоль фьорда пешком и атаковали Осло по суше.
Но до этого дело не дошло, поскольку уже через несколько часов поступила радиограмма, что Осло захвачен германским воздушным десантом, а норвежский король, правительство и военное командование исчезли в неизвестном направлении. Это же сообщение пришло и в Оскарсборг, после чего полковник Эриксен решил, что он свою задачу выполнил, а дальнейшее сопротивление — бессмысленно. Утром 10 апреля он сдал форт подоспевшим немецким десантникам, а заодно и освободил всех пленных с «Блюхера», которые томились в тяжелой неволе менее суток. Так закончилась эта битва, в которой норвежцы не потеряли убитыми и ранеными ни одного человека.
Любопытно, что торпеды, отправившие на дно тяжелый крейсер, были очень древними. Их сделали в Австро-Венгрии еще в 1900 году, то есть, за 40 лет до сражения в Осло-фьорде. За годы службы сперва в австрийском, а потом — в норвежском флоте их более 100 раз запускали в учебных целях, а потом — доставали из воды. Из-за этого механизмы были сильно изношены, тем не менее, в нужный момент они сработали на отлично. Также интересно, что «Блюхер», насколько я знаю, был единственным в мире крупным боевым кораблем, потопленным береговыми торпедами.
Береговые торпедные батареи оказались полностью бесполезны.
А это — те самые 280-миллиметровые орудия Оскарсберга.
Орудия береговой обороны — страшный противник для кораблей. Они-то стреляют со стабильного основания — а корабль качается, причем проблема даже не столько в качке самих орудий, сколько в качке прицельных приспособлений — дальномеров и артиллерийских директоров. Из-за этого корабельные орудия ведут огонь очень приблизительно — а орудия береговых батарей быстро достигают накрытия цели.
Мало того, что береговушки стреляют с неподвижного основания, так ещё и по таблицам, пристрелянным и проверенным по триста раз. Да и от одиннадцати дюймов в упор поплохеет не только «картонным» вашингтонцам, но и куда более серьёзным капитальным кораблям.
Орудия, емнип, 28cm SC/L40. Понимающим смешно.
Видимо, всё-таки 28 cm SK L/40 — немецкие «шнелль-ладен каноне», быстрозарядные пушки.
Были разработаны для броненосцев типов Braunschweig и Deutschland задолго до WW1. Броненосцы списали не дожидаясь конца войны, а пушки как устаревшие — проданы всяким странам вроде Норвегии под орудия береговой обороны (и еще немцы немного заначили себе и переделали в железнодорожные пушки).
В 1917 году первые четыре орудия, ранее используемые на броненосце «Лотарингия», были установлены на бетонные барбеты для береговой защиты Вангероге в составе батареи «Graf Spee».
У норвежцев пушки форта Oscarborg официально назывались 28 cm Festningskanon L/40, их тогда было всего три штуки, и их происхождение норвеги стыдливо замалчивают. Вот где были английские Армстронги и Уитворты — там так и пишут, где Бофорсы и Коккерилы — тоже пишут. А эти вот — какие-то безродные как бы. Наверное, немецкие.
>>так ещё и по таблицам, пристрелянным и проверенным по триста раз.
Это да. Ну и береговой пункт наведения — он привязывается ко всяким ориентирам и точным углам, так что достоверность его целеуказания гораздо выше. И не надо решать задачу взаимного движения, а только упреждения движения цели. В те времена таблиц и механических решателей — это была очень большая разница.
По индексу да, беда у меня с немецкими правилами обозначения.
Что до происхождения орудий — по казённику видно, кто папа, а по станку — мама. Ну и 28 cm это тоже фамильное, как у Bruno.
Бывает) Нужно найти только нужного спейсиалиста, с тумбочкой))
Да,какая разница. Стреляли — попали,значит,приемлемое орудие.
У французов тоже был такой калибр — например, Mortier de 280 TR Mle 1914 Schneider. Потом из этого выросла советская 280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5) — это несколько удлиненный ствол Шнайдера с тем же самым затвором, наложенный на лафет 203-мм гаубицы Б-4.
Но пушки 280 мм — да, это в основном немцы увлекались. Идея была в том, что скорострельность якобы важнее калибра — они там пытались максимизировать вес 10-минутного и получасового огневого налета. По этой же причине массовой пехотной гаубицей у немцев была 105-мм, а у русских 122-мм — получалось, что 105 мм стреляла чаще, накрытия и плотность огня выше, но мощность снаряда оказалась недостаточной для пробития блиндажа в три наката бревен, а вот у 122 мм — мощности достаточно. Немцы этого своевременно не учли.
А потом и американцы сделали пушку 280-мм M65 для стрельбы атомными снарядами. Но эти да, на основе немецких наработок.
Безумная вещь.
Про эту пиндосовскую 280-мм Atomic Annie вообще непонятно,в одних источниках — немецкие баллистические решения,в других — чисто амерские решения по морским пушкам и баллистике.
Ага, как Большого Бруно получили, так и появились чисто амерские решения на несуществовавший ранее на флоте калибр. Да и сравнение бриттовских 12 дм с немецкими 28 cm, проведённое пиндосами после получения стволов с карманников, никак не повлияли, ага.
Ненуачо, верю. Я ж не Станиславский, хехе.
Ну,примерно такого же мнения,Омерика жэж стронг!
Не, несколько не про то. 280 мм и 28 cm это не столько про систему обозначений, сколько про конструкцию — кожухи скрепления ствола, горизонтальный клин и ввинтной казённик (у остальных в таких калибрах, больше 6 дм, были поршни и навинтные казённики). Ну и гильзовое заряжание. Крупп во всей красе, хехе.
А про мощность, пробиваемость и эффективность 28 cm vs. 12 inch подробнее расскажут Куин Мери, Инвинсибл и Индефатигейбл.
Ну да, там немцы очевидны — горизонтальный клин на таком калибре вроде бы больше никто не рискнул делать.
Да чо там такой калибр — советские конструкторы даже на 122-мм гаубице долго корчились, пытаясь передрать клиновой затвор с гаубицы Круппа, пока товарищ Петров не плюнул на требования ГАУ и не поставил на ствол Круппа поршневой затвор, спиленный со Шнайдера 1910 года. Адаптированный под гильзу. Так получилась знаменитая М30 — радость советской артиллерии, лучшее советское орудие WW2 и так далее. Маршал артиллерии Г. Ф. Одинцов дал ей следующую эмоциональную оценку: «Лучше её уже ничего не может быть».