Когда расстрелы не помогают
Советский Союз был прекрасной страной, жизнь в которой напоминала чудеса. Но мы, к сожалению, эти чудеса потеряли. Тем важнее помнить, как это было на самом деле. Например, существует некоторое заблуждение относительно того, что после волны репрессий техническая интеллигенция в СССР жила в атмосфере постоянного страха, а новые разработки делались под страхом «либо расстреляют, либо в гулаги».
На самом деле ситуация была немного иной. Волн репрессий было несколько, но, как показала практика, даже после них часто мало что менялось. Пример тому — ситуация вокруг дизельного мотора В-2 для танков. В марте 1938 года был расстрелян К.Ф. Челпан, который руководил разработкой и внедрением мотора БД-2, того самого, что позже назовут В-2. После его ареста летом 1937 года на усиление разработки прислали инженеров-конструкторов, включая Т.П. Чупахина, который и возглавил доводку двигателя.
Наступил февраль 1939 года. Что Челпана репрессировали и уже расстреляли, все в КБ знали хорошо. Думаете, в КБ кипел энтузиазм? Ахахахаха, вы плохо знаете советских хохлов.
Давайте посмотрим, что происходило в этот момент на самом деле. Нет, на сей раз никого не расстреляли и не отправили в гулаги, но ситуация была ровно та же, что и весной-осенью 1937 года. Налицо полнейшее отсутствие элементарного инстинкта самосохранения у руководства и сотрудников КБ.
Источник — РГВА, фонд 31811, опись 2, дело 947, л.34
Как видите, социализм вызвал настоящий энтузиазм и живое творчество масс. И даже вертухаи с винтовками и расстрельные подвалы не могли заставить советских инженеров и рабочих довести до рабочего состояния ср@ный дизель, скопированный с заведомо рабочего немецкого. Хуже того — вместо доводки хохлы взялись проектировать свой, расово правильный дизель, работающий на горилке со смазкой салом.
Для лучшего понимания, давайте смоделируем ситуацию в современных реалиях.
Допустим, Вы назначены начальником IT отдела крупной компании. Вам поручено разработать софт под 1С, который перераспределяет финансовые потоки, автоматизирует оплату налогов и т.д. и т.п. Вы вместо этого берете и переводите большую часть своего отдела (в том числе самых толковых спецов) на разработку собственного конкурента 1С. Через полгода у Вас ничего не готово.
Вопрос №1 : уволит ли вас директор фирмы?
Вопрос №2: кто будет виноват в Вашем увольнении?
Вопрос №3: есть ли у Вас инстинкт самосохранения?
Если ответ на вопрос №2 «Путин», то можете не трудиться писать комментарий.
Даже после расстрелов желающих продолжать в том же духе в сталинском СССР оставалось в количествах непостижимых. Население, видевшее гражданскую из первых рядов, запугать в принципе сложно, а выбор между пожить нормально и отсидеть — и просто не жить нормально вообще никогда — не так однозначен даже сейчас.
Ну да, хотели сделать авиадизель — но не получилось, пришлось срочно хоть куда-то пристраивать, вот и получился «лучший в мире танковый дизель»… Потому и грохнули генерального конструктора, что то что надо и что он обещал — не вышло вообще.
Танковый дизель, ага — алюминиевый с сухим картером… Неудавшийся авиамотор с ценой в половину танка.
Я понимаю, когда на танк ставили авиамотор М17 после капремонта с дефорсированием — в этом есть разумная идея. Такой мотор почти бесплатный — в авиации его уже использовать опасно, да и мощность снижена, а вот в танке он еще поработает.
Американцы вон не запаривались сильно и засунули в танк звездообразный континенталь:
Потом, конечно, нормальные танковые моторы спроектировали — но это было уже потом, когда танки с континенталями вовсю воевали, и достаточно прилично воевали.
Дизель на танк есть вредительство.
Кстати из вот этого звездообразного Континенталя американцы умудрились сделать дизель. Годный и для танка, и на самолет. На самолете он выглядел особенно привлекательно — расход топлива ниже, а само топливо плотнее, в те же баки больше килограммов влезает.
Но как-то большой популярности не снискал.
М4А6 вообще выпускался с многотопливным дизелем. Но не взлете….
Это тот самый дизель и был — из авиационной «звезды».
За основу проекта нового двигателя был взят другой двигатель компании «Райт» — звездообразный R-1820 «Циклон», разработанный ещё в 1931 году. Так же, как и моторы серии «Уирлуинд», к которой принадлежал R-975, это был авиационный двигатель — настоящая легенда, нашедшая применение в десятках моделей самолётов, от тяжёлого бомбардировщика B-17 «Летающая Крепость» до советского истребителя И-16.
Компания «Катерпиллер» переделала «Циклон» для работы на различных типах горючего. По расчётам, двигатель мог использовать бензин любого качества, дизельное топливо и даже спирт. Новый двигатель получил название «Катерпиллер» D-200A. Мощность девятицилиндрового двигателя с воздушным охлаждением достигала 450 л.с. при 2000 оборотах в минуту.
Первая проблема с двигателем произошла после 23 часов пробега, когда обнаружили задирание цилиндра и поршня №1. Затем некоторое время двигатель работал нормально, но после 233 часов сломался поршень №6 и его кольцо. После 272 часов вышел из строя инжектор цилиндра №8, после 280 часов вновь начал задираться цилиндр №1. К этому времени танк с опытным двигателем прошёл 1917 миль (3085 километров), что посчитали достаточным.
Один двигатель сняли для разборки и исследования, другие машины продолжили испытания. К середине ноября 1943 года пять танков М4Е1 проехали в среднем 2307 миль (3713 километра) каждый. Испытания шли не без проблем. На одном танке двигатель вышел из строя после пробега в 522 мили (840 километров). Также были замечены проблемы с коллекторами подогрева воздуха и конструкцией камер сгорания.
Для справки: на серийных Т-34 наработка дизеля В-2 до отказа составляла в среднем всего несколько часов. До 250 часов ресурс дизеля довели только в 1944 году. Кстати, дизель В-2 пошел в серию с упорным шарикоподшипником, предназначенным для восприятия нагрузки от воздушного винта — конструкторы в СССР были дегенеративными настолько, что про него просто забыли.
Кстати, американцы довольно быстро поняли, что проблемы с надежностью мотора возникают из-за гидроударов — нижний цилиндр заливает топливом и маслом, и потом попытка провернуть мотор вызывает удар. Эта проблема была и у бензиновых моторов, но у них она меньше заметна из-за гораздо более низкой степени сжатия.
Решение нашли оригинальное — мотор предложили развернуть горизонтально, валом вниз. Заодно и компоновка двигательного отсека становилась весьма удобной и аккуратной.
А вдруг дело было как-то так.
Инженерам сказали дайте дизель через два года, потому что по планам на следующую пятилетку заложено увеличение производства соляры в разы. Плановая же экономика была.