Коллективизация в США
Несмотря на то, что двигатель внутреннего сгорания был проработан немецкими инженерами, дальнейшее свое развитие трактор получил в США. Там в 1901 году компания «Hart-Parr Gasoline Engine» демонтировала силовую установку с парового трактора и вместо нее установила бензиновый мотор. Трактор понравился потребителям, и фирма получила заказы на целый год вперед. Именно эта фирма ввела в оборот название «трактор» (от англ. аttract — притягивать). Конкуренты быстро оценили новинку, и к 1914 году в штатах насчитывалось около 250 фирм, выпускавших более 10 тыс. бензиновых тракторов. К 1930 году число эксплуатируемых машин возросло до 300 тыс.
Между прочим, по данным статистики 1913 года, на территории РИ эксплуатировалось всего 165 тракторов в сельском хозяйстве и 408 тракторов, преимущественно не отечественного происхождения, в военном деле. Сравните с США.
Сверхмеханизация сельского хозяйства США в 1932 году привела к экономическому коллапсу. В начале сентября 1932 года на Чикагской товарно-сырьевой бирже в течение недели стоимость бушеля зерна обвалилась с 82 до 16 долларов. Столько зерна произвели!… При этом не хватало ни элеваторов, ни подвижного состава, ни терминалов в портах, ни кораблей. Зерно приходилось сжигать на полях, в топках паровозов, выбрасывать в океан. Конечно, нелепо, но что еще остается делать капитализму?!
Но как же такое произошло? K 1900 году объем промышленного производства в США сильно увеличился, создав большой промышленный пояс в Новой Англии, Среднеатлантических штатах и на Среднем Западе. Производство в каждом регионе разнообразилось от выпуска железа и стали до тяжелого машиностроения, кораблестроения и начавшего тогда развиваться химического сектора. Это привело к массовой урбанизации и, как следствие, увеличению числа городских рабочих. Для того, чтобы рабочие были в состоянии работать, необходимо было обеспечить достаточное количество продуктов питания в городах по доступным ценам. Фермерство не могло справиться с этой задачей. Требовалась срочная механизация сельского хозяйства.
Один тракторист мог заменить двенадцать — четырнадцать фермерских семей. Аренда больше не оправдывала себя. То, что в связи с этим произошло с американским фермерством, очень хорошо описано в книге Стейнбека «Гроздья гнева»: банк в одностороннем порядке разрывал контракт с фермерами-арендаторами, и те в поисках работы, собрав детей и свои небольшие пожитки, вынуждены были уходить куда глаза глядят. Земля же, принадлежавшая банкам, запахивалась и засеивалась с помощью тракторов выгодными для них сельхозкультурами. Подобное явление в Англии в 16 веке было обозначено Марксом как «овцы съели людей», только теперь вместо овец были банки и трактора.
Вот как описывал происходившее Джек Лондон:
«Исчезновение свободного римского крестьянства не было таким стремительным процессом, как гибель американского фермерства и мелких капиталистов. Да и не удивительно: древний Рим не знал тех движущих сил, какие действовали в экономике ХХ века. Многие фермеры, охваченные безрассудной привязанностью к своему клочку земли, готовы были вернуться к первобытным формам жизни. Чтобы избегнуть экспроприации, они ничего не продавали и не покупали, довольствуясь примитивным товарообменом, и на этой почве возникло даже целое движение. Никакие трудности и лишения не могли поколебать их упорства. Но все эти героические усилия не помешали плутократии разделаться с фермерами самым элементарным и нехитрым способом. Пользуясь своим влиянием на правительство, она повысила налоги и этим ударила фермеров по их наиболее уязвимому месту. Отказавшись от всякой торговли, они не располагали деньгами, и в конце концов их земля и имущество были проданы за недоимки».
Произошел переход от мелкого, частного способа хозяйствования на земле к крупному, механизированному. А это по сути и есть коллективизация.
Цель данного укрупнения — повышение товарности и производительности сельского хозяйства для получения большего объема продукции с минимальными издержками. Вы можете сколько угодно говорить о неправильности данной политики большевиков, о негуманности, рассуждать о раскулачивании, не имея понятия о том, кто такие «кулаки», зато имея очень красочное ложное представление о них, но вот так проходила та же коллективизация в США без «дурацких советских затей»: участок земли запахивался, а фермер выгонялся. Далее его судьба никого не интересовала.
PS. Говоря о данном этапе развития тракторостроения, нельзя не упомянуть компанию Форда. Его фирма в 1917 году устроила революцию на рынке тракторов. До Форда все тракторы изготовлялись по одному принципу: бралась прямоугольная швеллерная рама, на которую устанавливался радиатор, мотор, коробка передач, узлы заднего моста. От этого принципа Форд напрочь отказался.
Рама была убрана. Вместо нее был взят мотор, коробка передач — объединенные картерами — это стало несущей конструкцией. К этому были прикреплены колеса и капот. Данный трактор позволил, во-первых, сэкономить на железе и, во-вторых, на энергоресурсах, так как появилась возможность отказаться от целого цеха, где штамповалась рама. Также была упрощена сборка трактора.
Уже к 1923 году себестоимость машины Фордзон Ф упала до 399 долларов. Розничная цена одной единицы составила 450 долларов. Ближайшие конкуренты в это время продавали самый дешевый трактор по цене 720 долларов. К 1927 году дешевый трактор Форда разорил более 200 фирм Америки. Лишь немногие предприниматели успели перестроить свое производство по новому принципу. В итоге от 250 основных фирм осталось 42 фирмы. И Форд таким образом подмял под себя практически весь рынок. После этого он построил еще один завод в Ирландии, в городе Корк, поглотив тракторный рынок Англии, и вышел на рынок западной Европы. И первые советские тракторы были изготовлены на заводе Фордзон-Путиловец — то есть на лицензионном заводе Форда.
Вот это конструкция шасси трактора МТЗ-82 Беларусь. Как видите, тут всё сделано практически в точности по заветам товарища Форда — корпуса коробки передач, раздаточной коробки и заднего моста являются несущими элементами шасси. Спереди остался какой-то огрызок рамы исключительно потому, что в СССР приделали на трактор двигатель, изначально разрабатывавшийся для грузовиков — и потому не имевший достаточной прочности блока и характерных креплений для переднего моста с передней стороны мотора.
А разве не от слова track (звено гусеничной ленты)? Чё он там притягивал?
Гусеница — это катерпиллер. Первые трактора были колесными. Гусениц у них не было — а название «трактор» было.
http://putc.org/wp-content/uploads/2018/11/beststeamer01.jpg
В словаре написано так:
Трактор. Заимствование из английского, где tracktor восходит к латинскому trahere — «тянуть, тащить».
То есть тра×ать- натягивать- из латинского? О_О.
Смотря какой трактор конечно, на гусеничных полурама или несущие агрегаты не позволяет нередко установить подвеску, как у тех же ДТэшек. У промышленных так вообще сплошь рамы. А Фордзон я вживую видел и даже посидел на нем. Очень маленький трактор на самом деле.
То есть ты немножко не в курсе, чем вызван вот такой дизайн американского трактора:
http://putc.org/wp-content/uploads/2018/11/36487008__2.jpg
ОК, я понял.
Рассмотрим классический гусеничный трактор Сталинец-60 (советский клон Катерпиллера Сиксти). Как известно, у него нет никакой рамы, кроме «рам» внутри отдельных гусениц. Сзади гусеницы опираются прямо на полуоси, торчащие из коробки передач, а спереди — на поперечную балку, которая соединена снизу с картером двигателя через шкворень и может качаться.
Кстати, гусеница на этом тракторе имеет цевочное зацепление. Задай себе вопрос — отчего на советских танках до последнего дрочили на гребневое зацепление?
Да, ты угадал — трактор делали в Челябе, и в Харькове про это ничего не знали. А гребни были удобны для гусенично-колесных БТ, чтобы гусеница с колес не слетала на поворотах.
У Ката полурама с несущим картером КПП.
Ну ты можешь это называть и так. А можешь называть — несущий картер трансмиссии, на который опираются двигатель и гусеницы.