Конец среднего класса

Согласно недавнему опросу, проведенному по заказу Сбербанка, к среднему классу отнесли себя 47% россиян (в 2013 году – 60%). Не знаю, что они вкладывали в это понятие, но с данными других опросов их самоидентификация как-то плохо сочетается. Вряд ли можно назвать представителями среднего класса людей, которые не могут себе позволить покупку бытовой техники, ремонт жилья и даже просто поездку в отпуск, не говоря уж о загранпоездках. А таких людей у нас гораздо больше сорока семи процентов. Скорее всего, многие просто не хотят или стесняются признавать себя бедняками, каковыми они являются по факту.
А тут и опросы в ЖЖ подоспели. Вот товарищ провел опрос и пишет:
36% ответивших перебивается от зарплаты до зарплаты и не имеет никаких сбережений. А с учетом тех, кто имеют заначку на несколько месяцев, получается уже 63%. 16,5% могут, не скатываясь в нищету, протянуть без зарплаты более полугода и только 18% – более года. Собственно, только последнюю категорию можно назвать более-менее обеспеченной и отнести к среднему классу.
Я знавал чувака, у которого зарплата была 150 тыр в месяц (кстати, архитектор баз данных Oracle). Получив зарплату, он тут же закатывал пьянку с бабами в казино. Примерно через неделю он появлялся на работе уже без денег, и начинал стрелять у сослуживцев на еду до получки. Он искренне считал, что перебивается от зарплаты до зарплаты и не имеет никаких сбережений, больше того – ему не хватает на жизнь. Проклинал Путина и клятую рашку, загнавших его в нищету.
Вообще говоря, “средний класс” – это не об обеспеченности. Классы, как известно из марксизма, определяются отношением к средствам производства. Тот, кому принадлежат средства производства (и благодаря этому он нанимает работников работать на этих средствах производства) – это класс буржуазии. Тот, у кого средств производства нет, и он вынужден наниматься на работу – класс пролетариата.
Однако существует еще один класс – промежуточный между буржуазией и пролетариатом. Это индивидуумы, которые имеют в собственности средства производства – но при этом работают на них сами, не нанимая сторонних работников. Типичный пример – таксист-бомбила с собственным автомобилем. Ну или владелец тягача, возящий фуры с грузами. Более сложный пример – крестьянин-единоличник, мелкий фермер, самостоятельно (силами своей семьи) обрабатывающий свой надел.
Вот это и есть “средний класс”. В нынешнем понимании термин возник в 1913 году, когда статистическое ведомство Великобритании обозначило термином middle class слои населения, находящиеся между правящим классом и пролетариатом.
Понятие о “зажиточности” среднего класса взялось от того, что в США существовала теория, якобы такие вот работники с собственными средствами производства (owner operators) смогут разрешить антагонистическое противоречие между пролетариатом и буржуазией – и в рамках рекламы этой теории “средний класс” старательно накачивали доходами за счет государственных регуляций и налоговых льгот.
Эта система неизбежно должна была лопнуть, как всякий искусственный пузырь – и она лопнула, но уже после того, как рухнул СССР.
В 1960-1970-е годы численность «среднего класса» в США приближалась к 2/3 трудоспособного населения (80 млн из 130 млн). Чтобы было понятно – это были те самые водилы собственных грузовиков, владельцы мелких семейных кофеен и магазинчиков, частные таксисты, разного рода мелкие мастера и прочие индивидуальные работники бытовых услуг, фермеры опять же. То есть все те люди, которые в России называются “самозанятые”. При этом их доля в общем доходе населения США составляла около 60%.
Сейчас их не стало меньше количественно – но у них стало сильно меньше денег. И вот тогда, чтобы не признавать факт массового обнищания столь распиаренного “среднего класса” – в США был введен критерий причисления к “среднему классу” не по признаку самозанятости, а по граничному уровню дохода. Официальная цифра нижней границы принадлежности к среднему классу в США – что-то около $45 тыс. годового дохода. Этот фокус выкинул за пределы учета всех обнищавших “среднеклассников” и позволил на бумаге продолжать разглагольствовать про зажиточность среднего класса, но взамен обнаружилось, что численность этого “богатого среднего класса” стала сжиматься, как шагреневая кожа – даже не взирая на то, что туда начали писать обычных наемных работников, то есть классический пролетариат.
К тому же жизнь в США здорово вздорожала.
Если в Вашингтоне вы обратитесь к человеку, который зарабатывает $100 тыс. в год, со словами: «Приятель, да ты богач», вы его точно приведете в бешенство, – предупреждает Рик Эдельман, финансовый консультант в корпорации Fairfax – В столице такой доход не позволяет ни оплачивать обучение детей в колледже, ни даже откладывать на собственную старость. А между тем Вашингтон – это отнюдь не самый дорогой город в США (поэтому он наполовину заселен нищими неграми).
С 2000 года у населения более 80 процентов крупных городов США с пригородами наблюдался спад доходов, и особенно в классическом среднем классе. Конкретный пример: квалифицированный плотник в 1972 году получал $33,35 в час в ценах 2016 года. Сейчас он получает $20,23 в час.
Вот это – объективный показатель. А когда человек, по его собственным словам, “перебивается от зарплаты до зарплаты” – это в общем-то ничего не говорит об уровне его доходов и их достаточности для жизни. Человек может быть просто кретином, просаживающим деньги на всякое дерьмо – вы сами таких можете увидеть вокруг себя, это те самые, кто покупает в кредит десятый ойфон и берет кредит на отдых в Анталии, кто оформляет себе в кредит Тойоту Лендкрузер – а потом сидит на макарошках и плачет, что нет денег до зарплаты. Прогадить можно практически любую сумму денег, в этом нет никакой проблемы – особенно когда вокруг реклама вопит “купи, купи” и раздувает потребность в кидании понтов перед окружающими.
Не соглашусь.
По поводу терминологии. Кмк бухгалтерская статистика 1913-го здесь вовсе не при чём. И термин средний класс вообще не об уровне доходов. Это термин социологический.
Средний класс — это общественная прослойка с типовым потребительским поведением.
Доходы у этой общественной страты могут разница хоть на порядки, а вот поведение потребительское будет одинаковое.
Это как дрессированные мыши — поилки у них разные, но они одинаково к ним бегут при сигнале.
Их отличительная особенность — их выдрессировали тратить всё, не оставляя сбережений, а оформилось это всё с началом рейганомики, которая, собственно и ставила целью “освобождение” населения от сбережений.
Ещё раз — “пакеты” товаров и услуг могут быть и различны, но поведение этих шырнармасс — однотипное.
Маркетинг социальный детектед.
Не-не, исходно концепция “среднего класса” была придумана именно для того, чтобы “сломать” марксизм. Как бы убирается антагонизм между владельцем завода – и пролами в цехах, если пролы будут сами владеть своим станком и сами на нем что-то там пилить под заказ, то есть станут “средним” классом.
Для ширнармасс достаточно неочевидно, что “средний класс”, несмотря на наличие средств производства у себя в собственности, всё равно подвергается эксплуатации – просто эта эксплуатация осуществляется через более тонкие, в основном финансовые, механизмы. О чем у Маркса не написано, и потому марксисты про это ничего не знают.
А типовое потребповедение – это уже после, и оно не ограничено рамками класса вообще.
Еще раз повторю, что в официальный обиход термин middle class вошел, когда статистическое ведомство Великобритании обозначило термином middle class слои населения, находящиеся между правящим классом и пролетариатом. Именно в таких терминах.
Обрати внимание, что статистики Острова Негодяев не использовали термин “буржуазия”, а говорили “правящий класс”. Это тонкое различие, и надо ощущать, отчего так.
Архитектор Оракла за полторы сотни? Чёт смахивает на фигового архитектора, либо посто админ баз, до архитектора не дорос, вот и квасит с горя)
Если ты каждый месяц неделю будешь квасить – тебе конечно 250 тыр платить не будут. Это же очевидно. Вдобавок это были времена, когда доллар стоил не 60 рублей.
Его, кстати, в конце концов всё равно уволили.
Ну, или керосинил, как не в себя, да. Бо, наскоко я знаю, зряплаты там давным-давно к курсу не привязаны.
Понятно, что уровень жизни зависит не только от доходов, но и от расходов. Со мной кадр один работал постоянно безденежьем мучился. Казалось бы получаем все одинаково, но чел всегда без денег. Просто был он заядлым игроком в покер, сетевой. Мало того, что деньги просаживал на игру, так ведь ещё и готовить дома ленился, поэтому заказывал постоянно пиццу, роллы или вообще обед на дом.
Кстати женитьба мало повлияла на его образ жизни, молодая жена помучавшись с ним, ушла. С ребёнком.
С 2010 года в Москве и области число личных машин выросло с 5,7 до 7,7 млн. Причем это только те машины, которые зарегистрированы москвичами, тогда как в будние дни количество транспорта в городе существенно возрастает за счет приезжих из регионов.
Как обеднел народ!
То в нерезиновске, другая страна. А в среднем норот беднеет, вместо второго крузака в кредит берёт рав-4, чтоб жинка ездила.И вместо трёхэтажки на даче городит двухэтажку.
Точно. Как сказал операционный директор одной крупной компании в ответ на недовольство технических специалистов, которым предложили работать вдвоём за одним столом из-за нехватки офисных площадей:
– Мы все страдаем. У меня было два стола, теперь один. А кому теперь легко?
Фраза стала легендарной.
Кста, на фотке шикарный грузовик, доски на дачу возить, шоб дождём не замочило.
Похоже надо говорить не о среднем, а об усреднённом классе).