О французских традициях свободы слова
Немного о французских традициях борьбы за свободу слова. Как мы помним, в марксисткой историографии Парижская коммуна позиционировалось, как первое пролетарское государство, очаг свобод, приемник идеалов Великой Французской революции и т.д. и т.п.
Коммуна просуществовала всего 72 дня, с 18 марта по 28 мая 1871 года, но зато дала много материала для историков, политологов и социологов. Изначально провозгласив все возможные вольности, вплоть до права самостоятельного выбора формы правления каждому округу города, коммунары очень быстро докатились до репрессий и цензуры.
Уже в начале апреля 1871 года, на третьей неделе существования, коммуна начала запрещать газеты, коих тогда в Париже выходило великое множество – более 100 штук. Причем монархические и бонапартистские газеты запретили ещё осенью 1870 года, поэтому «крайне правыми» оказались вполне республиканские “Le Figaro” и “Le Bien Public”, их и запретили первыми.
Это было только начало, раз в неделю коммуна запрещала по несколько штук газет, вплоть до умеренно марксистских, и даже умеренно анархистских, вроде изданий сторонников учения Прудона.
И вот за неделю до падения, руководство коммуны обнаружило, что цензура легко обходилась, так как сразу после запрета газеты переучреждались под новыми, минимально измененными названиями, и меняли типографии, а ресурсов для того, чтобы поставить под контроль все типографии, у новой власти уже не было.
Одним из последних декретов Совета коммуны стал запрет учреждения новых газет, впрочем, также проигнорированный, так как контроль за происходящим в городе был уже утрачен.
Дааа.. Телеги в то время не было.
.. да ладно вам,не было..
Много телег было, основной вид транспорта.