Пара слов о танке Т-34
Заслуженный танк Т-34 стал жертвой послевоенной советской пропаганды, тупой и беспощадной. Сами понимаете, «во времена совка» отечественные танки было принято или хвалить, или забывать. Совершившие на фронте множество героических подвигов Т-60 и Т-70 предпочли держать в тени, поскольку сделаны эти колесницы были отнюдь не от хорошей жизни и ТТХ не блистали, ну а «легенды советского танкопрома» просто обязаны были быть если не лучшими, то хотя бы замечательными. Что у нас тогда остается из «танков победы»? Только КВ да Т-34. Но КВ сняли с производства еще в середине войны — так что выбор пропагандистов был безальтернативен. Ранние Т-34 из-за их технических проблем, конечно, проще было бы забыть, но они стали слишком массовыми и знаменитыми, потому вопреки всякому здравому смыслу даже очевидные недостатки Т-34 (вроде отсутствия дифференцированного бронирования) пропагандисты перехваливали так, что они превращались на бумаге в достоинства.
Я не считаю, что Т-34 — лучший танк войны. Но думаю так не потому, что есть какой-то другой, более лучший танк войны, скрываемый властями, а потому, что я вообще не считаю возможным определить «лучший танк войны». Америка, Германия и СССР воевали в разных условиях, а потому им нужны были разные танки под разные задачи. Трофейные Т-34 в руках германских танкистов ничего хорошего не показали — равно как и трофейные «Пантеры» в руках наших. Вот американские «Шерманы» у советских танкистов — те да, зарекомендовали себя хорошо, но могла ли советская промышленность их массово выпускать? Вряд ли. А Т-34 — могла и выпускала.
Нередко можно услышать, что Т-34 был революционным танком. Я не буду пытаться охватывать необъятное и возьму конкретную часть Т-34 — трансмиссию, сравню её с предками и приведу схемы. А уж насколько эта конкретная часть революционна — вы сами увидите.
Поскольку Т-34 эволюционно произошел из танков БТ, а те произошли из танка Кристи — давайте с него и начнем. Надо сказать, что для конструктора Кристи характерны две вещи: стремление к скорости, компактности и облегчению конструкции, а также многократное применение удачных решений. Ещё в годы Первой мировой войны Кристи применял на своих самоходных шасси двухвальные КПП с надвижными шестернями. В дальнейшем ими оснащались и его колёсно-гусеничные танки, в том числе знаменитый M.1940 — отец серии советских быстроходных танков БТ.
В начале 30-х при налаживании серийного производства танков серии БТ из-за удручающих возможностей промышленности КПП Кристи пришлось упростить, поэтому даже БТ-7 могли «похвастать» лишь убогой трёхскоростной КПП с надвижными шестернями, которая по своим качествам была даже хуже, чем куда более древние коробки передач M.1940 и его родственников.
На опытном танке А-20 вернулись к четырёхскоростной КПП, которая по схеме почти аналогична КПП Кристи на танке M.1940. Иименно эту коробку в конце концов и получил Т-34. Вот она:
Тут для простоты не показан вал заднего хода — но в целом и так понятно, коробка самая что ни на есть простая, «тракторная». В ней интересно только то, что она развернута поперек машины, при том, что двигатель стоит вдоль — в результате в коробку входит коническая передача, стоящая сразу на входе в КПП, после сцепления.
Замечу, что еще на момент проектирования Т-34, в Ленинграде ЛКЗ давно освоил в производстве не менее простую по конструкции 5-скоростную коробку для такого же по массе Т-28, в которой не было никаких проблем, да и ценник ее был не сильно выше харьковской (несмотря на куда меньшие тиражи выпуска), но на ХТЗ (сейчас это ЗТМ им. Малышева, а тогда был Харьковский завод № 183, но для краткости я его называют ХТЗ, ибо один хрен) решили оригинальничать. Причем сам Кошкин, как бы генконструктор Т-34 — был переведен в Харьков именно с ЛКЗ и прекрасно знал все ленинградские наработки. Однако нежелание менять решения, унаследованные от БТ, сыграли с харьковским танком плохую шутку.
Как я уже написал выше, американскую коробку в СССР ниасилили, вкрячив механизм перемены передач от сельскохозяйственного трактора (по типу тракторов СХТЗ и ЧТЗ-60), и с него же позаимствовав схему сцепления «сталь по стали». Получившийся кадавр с тремя педерачами вполне норм работал на танках БТ, весивших около 11 тонн. Ну как норм — при некоторой ловкости педерачи можно было переключить, хоть и скрежеща шестернями.
Однако Т-34 уже при рождении стал весить 27 тонн — и быстро выяснилось, что сцепление проскальзывает. Это выяснилось, собственно, еще на БТ-7М с дизелем — но там проблему предпочли не замечать, а вот на Т-34 она усугубилась так, что надо было что-то делать. А что делать — понятно, надо увеличить либо диаметр фрикционов сцепления, либо их число.
Диаметр увеличивать почему-то не захотели (хотя место для этого в принципе было), поэтому увеличили число дисков. Но размер-то МТО уже заложили исходя из коробки БТ-7! Двигатель сдвинуть вперед нельзя — мешает башня, коробку назад сдвинуть нельзя — она связана с гусеницами. У несчастной Т-34 и так бортовые редуктора торчат из задницы. Увеличить длину корпуса хiхлы не захотели. Значит что? Значит, надо всунуть в то место, где стояли 8 дисков — 22. Как этого добиться? Уменьшить толщину дисков, и уменьшить допустимые зазоры между ними (не забываем — зазоры определяются ходом выжимного подшипника, а для этого хода тоже нужно место).
В результате главный фрикцион Т-34 состоял аж из ДВАДЦАТИ ДВУХ ДИСКОВ:
Ход выжимного диска составляет 6-7 мм в зависимости от регулировки. Это значит, что при расцеплении каждый диск должен отойти от соседних дисков на 0,3 миллиметра. Разумеется, из-за очень небольшого требуемого зазора при малейшем перекосе диски начинали локально соприкасаться, а это сопровождается трением и перегревом. Диски толщиной 3,2 мм коробились от перегрева, а фрикцион не обеспечивал полного и чистого расцепления двигателя и коробки передач. Это приводило к двум последствиям. Во-первых, главный фрикцион был очень чувствителен к качеству изготовления, обслуживанию и к навыкам водителя. Согласитесь, это не очень хорошие новости для самого массового среднего танка Советского Союза ВМВ. Во-вторых, из-за применения архаичной КПП без синхронизации переключать передачи при отвратительной работе главного фрикциона было чрезвычайно тяжело, а стрелку-радисту приходилось помогать мехводу двигать тугие рычаги. То есть недостатки главного фрикциона и КПП совместились — и на выходе получилась неудачная гадость.
Т-34 так всю войну и проездил с таким главным фрикционом, даже на Т-34-85, служивших после войны, сцепление работало отвратно. Потому что главный фрикцион такой конструкции НЕВОЗМОЖНО заставить нормально работать в данных условиях. Поэтому проблему пришлось решать через задницу.
Конечно, КПП с надвижными шестернями по своим характеристикам хуже, чем с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами, но и с такой архаикой вполне можно жить при условии адекватно работающего сцепления, средний танк Т-28 тому лучшее подтверждение — да, архаика, но никаких нареканий. А вот у Т-34 с этим были серьёзные проблемы, которые выявились ещё во время знаменитого зимнего пробега. Я читал обо всех технических неполадках во время пробега и даже многократно отмечал поломки главного фрикциона, но сбился со счёта и забил.
Производственники всеми силами пытались улучшить трансмиссию, использовали разные марки сталей и подбирали допуски, даже придумали подрезать сбоку зубья шестерен через одну — но всё было тщетно. Недостатки крылись в фундаментальных принципах и особенностях трансмиссии.
Т-34 ранних выпусков (довоенные и первых двух годов войны) реально выше второй передачи не ездили — просто воткнуть третью передачу механик не мог, даже с помощью стрелка-радиста. Усилие на кулисе, по некоторым данным, могло достигать 50 кг. Некоторые водители вообще не переключали передачи, трогались сразу на второй передаче и вели танк, изменяя скорость движения оборотами двигателя, главным фрикционом и тормозами. Это сильно затрудняло вождение танка, особенно в бою.
Иногда даже приходится слышать споры о том, кем же были на самом деле конструкторы 4-ст КПП Т-34 – тупыми неумехами или коварными вредителями? К сожалению, мы уже вряд ли узнаем правду.
Наконец, в 1942 году советские инженеры разработали хорошие КПП с постоянным зацеплением шестерён (с подвижными муфтами) для КВ-1С и Т-34. Разница заключается, во-первых, в том, что в момент включения передачи нагрузка в КПП с подвижными шестернями прикладывается к одному зубу шестерни, а в КПП с подвижными муфтами – к зубчатому венцу из нескольких десятков зубьев. Разумеется, надежность узла во втором случае оказывается гораздо выше. Во-вторых, муфта, в отличие от шестерни, не подвергается радиальной нагрузке – что заметно снижает усилие при переключении.
Но на Т-34 новинку удалось внедрить далеко не сразу. Да, новая пятискоростная КПП была хороша, и по габаритам вставала в корпус Т-34 как влитая, но в производстве она была сложнее из-за большего числа шестерён и, самое главное, игольчатых подшипников. К счастью, Т-34-85 воевали уже с нормальными пятискоростными КПП, которые не стыдно сравнить с западными аналогами, но они так и не смогли до конца скомпенсировать косяки главного фрикциона.
Кстати, на танке Т-44 дрыгло повернули боком — место под пакет дисков увеличилось, их сделали толще, ход выжимного подшипника больше — и проблема ослабла. Но не исчезла полностью даже там. Если говорить конкретно — поперечное расположение двигателя позволило увеличить толщину пакета фрикционных дисков с 74 мм до 95 мм, а появление «гитары» снизило крутящий момент, передаваемый гл.фрикционом, на 25%. Это позволило сократить количество фрикционных дисков с 22 до 18. В результате толщина каждого диска увеличилась более чем в полтора раза – с 3,2 мм до 5 мм. В сочетании с некоторым уменьшением диаметра это повысило жесткость дисков на изгиб (примерно в 5 раз!) и улучшило их тепловой режим. Был увеличен и ход нажимного диска. Вместе с уменьшением количества фрикционных дисков это увеличило зазор при размыкании гл.фрикциона примерно на 30%. Но это было уже в 1944 году и к Т-34 не имеет отношения.
На танках Кристи, БТ-2/5/7, А-20 и Т-34 стояли в принципе одни и те же примитивные механизмы поворота, состоящие из двух бортовых фрикционов и ленточных тормозов. Для крутого разворота один из фрикционов полностью расцепляется, а ленточный тормоз затягивается, блокируя гусеницу. Вторая гусеница продолжает перематываться, а танк поворачивает почти на месте. Данная схема довольно проста, поэтому широко применяется на тракторах, но отличается целым рядом недостатков. Фрикционы нужно часто регулировать и обслуживать, они к этому весьма чувствительны. Но главная проблема заключается в относительно низкой экономичности данного механизма поворота. Предположим, нужно плавно повернуть на небольшой угол. Один из бортовых фрикционов частично расцепляется, а диски начинают пробуксовывать. Да, скорость гусеницы снижается, но часть мощности двигателя расходуется не на преодоление внешнего сопротивления, а на трение и нагрев. Более совершенные механизмы поворота отличаются лучшей экономичностью, а при замедлении скорости гусеницы возрастает сила тяги, о чём Т-34 не может даже мечтать.
Бортовые фрикционы тоже многодисковые. Я бы даже сказал, очень многодисковые:
Для торможения гусениц использовались ленточные тормоза, конструктивно объединённые с бортовыми фрикционами для экономии места. Ленты оттягивались пружинами, прикреплёнными к стенкам бронекорпуса.
С самого начала инженеры пытались облегчить управление танком. На опытных образцах использовались пневматические усилители, которые на серийных образцах заменили на механические тяги с пружинами. Мехвод поворачивал танком при помощи двух рычагов, каждый из которых связывался с соответствующим бортовым фрикционом и ленточным тормозом. Когда мехвод начинал плавно двигать рычаг, то сперва бортовой фрикцион плавно расцеплялся, а затем по мере движения рычага он расцеплялся полностью, после чего затягивался ленточный тормоз. Тяги были устроены таким образом, что сперва фрикцион расцеплялся, а только потом тормоз начинал затягиваться. Затягивать тормоз при включённом фрикционе не имеет смысла, так как двигатель будет вращать барабан и сжигать чугуниевые накладки (которые в целях экономии стали ставить вместо Ferodo) почем зря.
Наконец, вращение от ведомых вылов бортовых фрикционов передавалось на простые однорядные бортовые редукторы. Именно благодаря ним на корме Т-34 имеются две литые выступающие детали. Для сравнения, на Черчиллях применялись планетарные бортовые редукторы с соосными ведущими и ведомыми валами, поэтому никаких литых выступающих деталей нет.
Выводы:
1. Конструкторам ХТЗ поставили задачу сделать трансмиссию компактной, пригодной для крупносерийного производства с учётом состояния советской промышленности и малочувствительной к дефицитным материалам. Эту задачу они в целом выполнили.
2. Трансмиссия Т-34 — гость из прошлого. Это не революция в танкостроении, а весьма грустная эволюция, уходящая корнями в годы Первой мировой войны.
3. По сравнению с зарубежными коллегами Т-34 с точки зрения трансмиссии архаичен. Немцы применяли бортовые фрикционы только на легком Pz.I, а начиная с Pz.II механизмы поворота уже были планетарными. Даже на Pz.II коробка передач была намного совершеннее и современнее, чем на ранних Т-34. При сравнении с американцами, чехами и англичанами расклад примерно такой же.
Между прочим, военные в тех.задании на Т-34 требовали планетарную коробку передач — как у англичан на Mk.II «Матильда II», но это было непосильно для советской промышленности не только тогда, но и после войны.
Невзирая на это, танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны — примерно так же, как символом Первой мировой являются британские «ромбы». Наши деды на нём воевали и на нём победили.
Не по теме.
фиеста 2007
загорелась лампочка =коробка передачи durashift EST=
обороты под 2000, на педаль газа не реагирует.. Заглушил- завёл, не изменилось..Кое как выехал с площади на аварийке.
Встал на светофоре, заглушил на десяток секунд, завёл- всё восстановилось и поехала, тут же дозалил 95.. Больше не выскакивала.
Но на машине- ручная коробка,…
Три дня назад заливал 92 бензин, ехало тогда нормально, сегодня — швах.. это замечал и раньше на другой машине. что через несколько дней после заправки- не едет(падение мощности).
Но какая связь? И как она зажглась? Кто её… какие мозги?
Чек не горел..
Руководство по экспл. посылает в сервис))
Скинь минусовую клемму с аккумулятора. Подожди пару минут. Верни обратно и езди спокойно — всё должно нормализоваться.
Спасибо,
Я так понимаю мне ещё прилетело почистить заслонку дросселя или как там..
Иногда обороты под 2000+ и не падают.. либо нужно газануть либо заглушить\завести… после этого нормализеутся. видимо заедает. Это я с клуба фиесты вычитал..
Узел дорогой((
Ну, заслонку можно прямо в сборе снять с впуска и помыть очистителем для карбюратора. Хуже точно не будет. Можно и вскрыть редуктор, чтобы посмотреть — не сточило ли там зубики на шестерне и не надо ли ее смазать — но обычно это лишнее.
Начни просто с клеммы. Это обнулит некоторые фантазии блока управления.
Пробег..112ткм(надеюсь).. наверное да, рано шестерёнкам. А так, пишут, что пластик стачивается, и надо просто переставить шестерёнку повернув, что бы изменить место юзания и износа.
Хорошо бы код магнитолы не потерять))
А у тебя код не заводской?
До меня чел весной купил голую у пенсионера, если не врёт конечно, сам ставил штатную магнитолу купленную на авито.
На магнитоле потёртостей нет вообще, видимо кто то снял при замене, а на рамке на панели потёртость по центру внизу небольшая.
Руль как то странно протёрт.. Мне даже так не взять никак.. Как будто правой рукой держали нижнюю спицу слева..
Из косяков- не все крепления заднего подкрылка и немного болтается левый задний фонарь, руки просто не дошли. Внутри машина как новая, за исключением сломанной пластмасски откидывания водительского кресла(трёхдверка)
На салазках крепления кресел ни следа ржавчины. Но вот лобовое- под замену, дедок тёр лёд скребком, в свете фар ночью ехать не комфортно..
а так- машиной очень доволен, у нас паркуется кто как хочет.. и место для меня всегда есть, заказал на али зеркало с камерой заднего вида.. так вообще прЭлесть будед)
А вот ещё, снизу, где глушитель проходит, не везде алюминиевый отражатель есть..
Ни намёка ржавчины)
Ну и ОК. Лобовое попробуй отполировать — есть такая услуга у стекольщиков. Это сильно дешевле, чем менять. А вообще можешь сам попробовать задуть стекло снаружи составом «антидождь» — он мелкие царапинки зальёт, стекло станет почти как новое.
Салазки без ржавчины в месте крепления к полу — это интересно. Я считал, что на 8-летней фиесте так не бывает. Ну то есть бывает — если ездили не в Питере, а где-то в теплом климате. Наверное, всё-таки машину готовили к продаже, ржавчину стравили и салазки покрасили.
Там тросик, бывает, заедает, если механика.
Тросик? На фиесте пятого поколения?
Я вас огорчу — там даже стеклоподъемники и замки дверей управляются по цифровой шине. В том смысле, что кнопочка отправляет цифровой код в процессор, тот его обрабатывает, затем отправляет цифровой код на блок Body Control, и уже оттуда идет электричество на моторчик. Примерно так же включаются фары и прочие лампочки — никаких прямых связей от кнопок и выключателей с исполнительными механизмами нет, всё через цифру.
Вот это — педаль газа Форд Фиеста 2008 года:
http://putc.org/wp-content/uploads/2017/10/6b869903ea.jpg
Какой тросик, о чем ты. В начале 2000-х Фиеста была самой цифровизованной машиной среди недорогих моделей (и самой цифровизирорванной среди Еврофордов, кстати — Фокусу и Мондео такое тогда еще и не снилось) — по степени внедрения цифры она могла поспорить с топовыми БМВ и Ауди.
Единственное место, куда у нее идет тросик — это замок капота. По понятным причинам — чтобы при севшем аккумуляторе ты мог добраться до этого аккумулятора.
Мотор не предназначен для использования такого бензина. Начинается детонация и, соответственно, коробка не понимает, что к чему. Потому что на фиесте коробка не механическая, как на Фокусе. а Electronic Shift Technology (EST) — электронное переключение передач. Там электронный блок, который подбирает передачу согласно оборотам, и гидравлический — исполнительный. Если коробка глючит, надо мозги ей править — есть такой сканер IDS. Но это на сервисе лучше.
Коробка- обычная ручка, пять вперёд, одна- взад).
А газ- без тросика)
Нет, у чувака обычная ручка, а не робот. Это у блока управления двигателем едет крыша — он отчего-то начинает думать, что коробка EST, ну вот отсюда и глюки с оборотами холостого хода, и всё прочее. Блок управления двигателем-то у Фиесты одинаковый на всех модификациях — от МКПП до АКПП через EST (робот). За автоматику отвечает отдельный блок — который посылает блоку управления двигателем команды по шине CAN, которая у Фиесты обведена по всей машине.
Я могу предположить, что где-то глючит какой-то блок на этой шине, идущие по ней команды искажаются, и эти кривые команды блок управления двигателем принимает за команды от блока EST.
Это как в Порше Каенне есть известный дефект, когда двигатель не заводится из-за неисправности блока заднего парктроника, находящегося в заднем бампере. Его там заливает водой, он дохнет — и сажает всю шину CAN, соответственно система не может нормально управляться, в диагностике лезут совершенно фантастические коды неисправностей, не имеющие ничего общего с реальностью.
«… Не взирая на это, танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны — примерно так же, как символом Первой мировой являются британские «ромбы». Наши деды на нём воевали и на нём победили.»
По сравнению с более ранними «наездами» — явный прогресс..! Ждемс продолжения прогресса!!! :О))))))
Правда не может быть наездами — если, конечно, вы не привыкли жить в мире лжи и фантомов. Правда — это всего лишь констатация фактов.