По поводу ареста Павла Дурова во Франции
По поводу ареста Павла Дурова во Франции. Не знаю, стал ли арест реакцией иностранцев на замедление Ютуба в России, или у западных лицемеров были какие-то другие соображения.
Однако очередной раз напомню, что на Западе относятся к русским примерно так, как в Германском рейхе относились к евреям в 1930-х годах, с поправкой на сохраняемую еще видимость чуть большей цивилизованностм современного Запада. Эта цивилизованность, впрочем, имеет шансы откатиться обратно в варварство: история такие примеры уже знает, а миграционная политика западных стран как будто специально нацелена на понижение культурного уровня народов.
Ещё в 2002 году Владимир Путин высказался вполне определённо: работать с Западом опасно, «замучаетесь пыль глотать». До крупных предпринимателей, однако, эта мудрость дотекает медленно, так как большая часть людей учится только на своих собственных ошибках. Это менталитет закладчиков, с безразличием наблюдающих за посадками своих «коллег». Каждый банкир или айтишник думает, будто «глотать пыль» — удел дураков, тогда как конкретно его в Европе и в США будут любить или как минимум уважать.
Цитирую из сегодняшней записи Дмитрия Медведева:
Когда-то, уже довольно давно, я спросил у Дурова, почему он не хочет сотрудничать с правоохранительными структурами по тяжким преступлениям. «Это моя принципиальная позиция», – заявил он. «Тогда будут серьёзные проблемы в любой стране», – сказал ему я.
Он посчитал, что самые большие проблемы у него в России, и уехал, затем ещё и получив гражданство / вид на жительство в других государствах. Хотел быть гениальным «человеком мира», который отлично живёт без Родины. Ubi bene ibi patria! (Где хорошо, там и отечество).
Он просчитался. Для всех наших общих теперь врагов он русский – и потому непредсказуемый и опасный. Другой крови. Точно не Маск и не Цукерберг (кстати, активно сотрудничающий с ФБР). Дурову надо, наконец, понять, что Отечество, как и времена, не выбирают…
Теперь, когда политическую часть мы бегло просмотрели и поставили на паузу, перейдём к техническому вопросу.
Телеграм — в принципе очень простая, даже примитивная, программа. По сути, её функционал мало чем отличается от функционала древней «Аськи» (ICQ), популярного некогда мессенджера родом из 1996 года. Есть список пользователей, им можно отправлять сообщения и звонить. К сообщениям можно прикладывать смешные картинки и видосики. На этом, собственно, перечень основного и заканчивается.
Спрашивается, кто мешал любому стартаперу нанять команду из трёх программистов и двух дизайнеров, и сделать ровно то же самое? Почему в Телеграме 900 млн пользователей — огромная, плохо укалывающаяся в голове цифра — тогда как конкурирующие мессенджеры и соцсети прозябают в поросших паутиной углах?
В истории про технический гений брата Павла я не верю. Или, точнее, верю, однако найти специалистов по высоким нагрузкам, которые придумают оригинальные протоколы, оптимизировав скорость работы серверов, можно за относительно небольшие деньги. Поставьте зарплату в 20 тысяч долларов в месяц, и к вам придут умельцы вполне достаточного уровня. По сравнению с главным призом — расходы несущественные. Дизайнеры интерфейсов, способные сделать мессенджер удобным, избавив пользователя от лишних кликов, стоят ещё дешевле.
Как итог, повторюсь, воссоздать техническую часть Телеграма грамотный управленец может за очень небольшие деньги. Нескольких миллионов долларов на старте должно с запасом хватить. Следовательно, раз у Павла Дурова получилось, а у его бесчисленных конкурентов — нет, секрет не в программировании.
Также секрет заключается не в «эффекте уточки»: Павел Дуров никогда не был первопроходцем, он брал известные проекты и делал «так же, но лучше». Ну якобы лучше.
И, наконец, дело не в слепой удаче, так как Павел Дуров запустил с нуля две звёздных соцсети: ВКонтакте и Телеграм. Одной удачей двойной успех объяснить нельзя.
Лично я полагаю, что всё дело в сообществе, вот в этих 900 млн пользователей. Павлу Дурову удалось создать сообщество, в котором и простым пользователям, и блогерам приятно находиться. Вот они Телеграм и населили, постепенно вобрав в себя большую часть интернет-активных жителей Земли. Его конкуренты, в свою очередь, задачу создания сообществ провалили — они решили, будто достаточно дать рекламу, а люди сами придут в пустые стены и будут там радостно тусоваться.
Но нет, так не работает. Сообщество — сложный организм, который надо бережно и кропотливо выращивать, так как оно редко появляется само собой и быстро гибнет без постоянной заботы.
Собственно, тут кроются очевидные причины провала всех «убийц Википедии», на создание которых с завидным упрямством выделяет бюджеты наше государство. Ответственные за разработку условной Чебурпедии каждый раз копируют себе с Википедии статьи, а потом с пафосными лицами рассказывают, как у них всё исторически достоверно. Им даже в голову не приходит, что Википедия — это прежде всего десятки миллионов (!) авторов, и что копия Википедии без живого сообщества авторов похожа на соломенную копию самолёта, сделанной тихоокеанскими дикарями.
С авторами, однако, «убийцы Википедии» работать не считают нужным: вероятно, они полагают, будто авторы — это такие тараканы, которые в подходящих условиях расплодятся сами собой.
Аналогичным образом прозябают и многие русскоязычные соцсети. Работу с сообществом их владельцы не считают важной, поэтому они поручают её или своим любовницам, которые бессмысленно сливают бюджеты на модных рэперов и косноязычных телезвёзд, или, что ещё хуже, отдают сообщество на растерзание модераторскому корпусу, поставив последнему ровно одну задачу: бить авторов палкой по голове, тщательно отрабатывая все жалобы извне.
Как конкретно Павлу Дурову удалось создать живое сообщество во ВКонтакте, а потом и в Телеграме, я не знаю. Вместе с тем, мой многолетний опыт доказывает, что если секрет и существует, то он прячется именно здесь. Сообщество — это ключ.
Поэтому, например, блокировка Ютуба — только одно из условий, необходимых для расцвета импортозамещённых аналогов. Второе же важное условие — готовность наших чебуртубов работать с сообществом блогеров и зрителей.
PS. Я вам подскажу, за счет чего взлетел ВКонтактик, являвшийся на старте полным клоном Пейсбука. Да за счет того, что в нем плевать хотели на авторские права. Когда Цукер, находясь в тисках западного авторского права, закрутил гайки и практически лишил пользователей своего Пейсбука возможности выкладывать музыку, видео и фильмы — во ВКонтакте цвела вольница, там лежали терабайты всего, от музла до фильмов, и администрация упорно отбивалась от наскоков «владельцев авторских прав».
Вот на этом он и вылез. Стоило перейти контролю в руки майлрушечки — как там тоже началось закручивание гаек, и VK потерял привлекательность для юзеров. Сейчас он фактически умирает, какие бы бодрые пресс-релизы не тискали его нынешние владельцы.
Примерно в этом же заключен и секрет популярности Телеги. Можно без проблем запостить в телегу свежий хит какой-нибудь Тейлор Свифт или фоточку Фила Киркоряна на унитазе — и вы не получите страйк от администрации, все сделают вид, что ничего не было. Администрация переводит стрелки на юзеров, а судиться с 900 млн юзеров это безумие — даже полностью шизанутые «правообладатели» это понимают. Отдельные эксцессы от конченных дебилов всё равно происходят — но то такое, в систему они не пришли именно благодаря позиции администрации, которая не передает личные данные без решения суда.
Вот и весь секрет популярности. И именно поэтому Дуров так упорно держится за «несотрудничество» с как бы властями. Начни превентивно сдавать юзеров пачками и следить за «авторскими» — и всё, аудитория разбежится после первых же связанных с этим скандалов, как это и произошло со всякими Аськами и прочими гогно-мессенджерами.
Между прочим, и с видеохостингами точно такая же ситуация. Главная претензия к Ютьюбу — это его система страйков, из-за которой любой кретин может заниматься сутяжничеством, объявив себя правообладателем на какую-нибудь ерунду, вроде «образа тигра на водопое» — а администрация этому потакает, в результате там давно уже возобладала токсичная атмосфера, в которой создатели контента не столько его создают, сколько отбиваются от претензий. Хрестоматийным был случай, когда канал забанили за видео с чебаркульским метеоритом, снятое видеорегистратором в кабине автомобиля — за то, что в момент пролета метеорита в кабине играла музыка, и нашелся «правообладатель», заявивший авторские права на это музло.
Я не шучу, это реальный кейс, и администрация YouTube уверена, что права. Поэтому любой видеохостинг, который покончит с порочной практикой облизывания «правообладателей» — просто обречен будет на популярность. И всем будет плевать на разрешение видео и на удобство студии, и прочие «рюшечки».
У меня жена какой то ролик сделала, и наложила на него музыку какой то нашей группы..
Откуда ни возьмись появился представитель этой группы и.. Залайкал этот видос)
А мог бы кинуть страйк — и Ютьюб стёр весь канал нахрен. А еще мог бы в суд подать — ютьюб бы слил ему все данные на юзера без всякого постановления суда.
Юра-музыкант одно время отличался именно таким эбонутым поведением — у него сидели специальные люди, выискивали в интернете его музло, и на всех подавали в суд.
Нет, там не канал.. там именно видосик..
На ютьюбе в любом случае, если ты выкладываешь видео — создается канал. Просто он связан с конкретным юзером.