Пулемет, который не взлетел

Ко Дню Победы Музей отечественной военной истории подготовил немало новинок. Самое важное, что новинки эти многоплановые, то есть если вы в музее уже были год назад, это совсем не означает, что вы экспозицию узнаете.

Постоянно идут обновления, а также формируются новые экспозиции. Касается это и стрелкового вооружения. Как-то сложилось, что музей обычно с танками ассоциируют, и зря. Тут по стрелковому вооружению много чего интересного.

Не так давно в музее сформировалась экспозиция, посвященная пулемету ДС (Дегтярев Станковый). Он и так большая редкость в музеях, а тут экспозиция, и уже не такая и маленькая. Внезапно узнаёшь, что пулемет этот был еще и разным.

Например, появилась поздняя версия ДС-39 (предохранитель на правой ручке затыльника, ствол крепится к коробке пулемета не резьбой, а секторными выступами) на зенитной треноге КБ-С-200 с зенитным прицелом. Данная зенитная тренога и зенитный прицел изготавливались специально для ДС-39.

А сбоку от этого зенитного ДС-39 вы можете увидеть вариант ручного пулемета – с сошками и пистолетной рукояткой. Это вполне разумная система, ведь ДС весит 14 кг (тело Максима с водой весило около 25 кг, пулемет ДП с магазином – 12 кг).

В 1928 году военный совет РККА поставил вопрос о необходимости нового станкового пулемёта взамен стоявшего на вооружении пулемёта системы Максима образца 1910 года, значительная масса и водяная система охлаждения которого не соответствовали принципам ведения мобильной войны.

В 1930 году к работе над созданием станкового пулемёта приступил известный оружейный конструктор Василий Алексеевич Дегтярёв, создатель принятого на вооружение Красной Армии в 1927 году ручного пулемёта ДП.

Прототип, разработанный на основе ДП, был изготовлен в конце 1930 года, однако заводские испытания показали необходимость внесения в конструкцию (в том числе — в механизм подачи ленты) существенных изменений.

В ноябре 1934 — июне 1938 года опытная серия станковых пулемётов Дегтярёва прошла полигонные испытания, сопровождавшиеся доработкой и совершенствованием конструкции.

Так, конструктор отказался от пистолетной рукоятки и заменил её рукоятками затыльника, изменил положение возвратно-боевой пружины, установил переключатель темпа стрельбы по наземным (600 выстрелов в минуту) и воздушным целям (1200 выстрелов в минуту), разработал новую конфигурацию ствола с рукояткой, позволявшей заменять нагревшийся ствол и осуществлять переноску пулемёта, вместо универсального треножного станка И.Н. Колесникова разработал лёгкий станок собственной конструкции для стрельбы по наземным целям с механизмом тонкой наводки и кронштейном для оптического прицела, оказал помощь конструктору Г.С. Гаранину в разработке к пулемёту нового зенитного станка-треноги.

Окончательный вариант пулемёта был принят на вооружение РККА 22 сентября 1939 года под наименованием «7,62-мм станковый пулемёт обр. 1939 г. ДС-39».

Производство пулемёта осуществлялось сначала на Ковровском оружейном заводе (где выпускались опытные серии), а затем было переведено на Тульский оружейный завод, до этого выпускавший пулемёты системы Максима.

Несмотря на простоту в эксплуатации, меньший вес и бо́льшую огневую мощь, в июне 1941 года (незадолго до начала Великой Отечественной войны) ДС-39 были сняты с производства, а ТОЗ возобновил выпуск надёжных и нетребовательных к боеприпасам пулемётов системы Максима обр.1910/30 г.

В мае 1942 года вновь был объявлен конкурс на разработку современного станкового пулемёта взамен морально устаревшего «Максима». К этому времени Дегтярёв, продолжавший трудиться над разработкой и после начала войны, разработал модернизированный вариант ДС, который принял участие в конкурсе вместе с образцами других конструкторов. Однако, сравнительные испытания выявили превосходство пулемёта, разработанного П.М. Горюновым и получившего поддержку Народного комиссара вооружений Д.Ф. Устинова.

В.А. Дегтярёв также по справедливости оценил работу Горюнова и рекомендовал принять на вооружение именно его разработку.

Горюнов П.М. умер 23 декабря 1943 года, вернувшись из Москвы, где отлаживал свои пулемёты перед отправкой на фронт.

Интересно, что около 200 трофейных пулемётов ДС-39, захваченных в 1939-1940 и 1941-1944 годы находились на вооружении финской армии до конца Второй мировой войны. Основная часть пулемётов была захвачена в 1941 году, в конце 1942 года все сохранившиеся пулемёты были направлены в мастерские VKT и переделаны для использования пулемётной ленты финского образца. После окончания войны на вооружении финской армии осталось 145 пулемётов, они хранились на складах мобилизационного резерва до 1986 года. То есть финнов эти пулеметы вполне устраивали, в отличие от удолбищных Максимов.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

3 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Gena
Gena
2 лет назад

Финны – известные помоешники по части оружия. Их бы и Харрикейн устраивал бы,и Митральеза – если бы была возможность. А так ДС погубил производственный брак и цена.Он не был особо более металлоёмким относительно Максима,и сложнее не особо.Проблема в советских директорах заводов,план на отработанном Максиме – легко,премии,почёт.План на косом-кривом ЛаГГ-3 – нереально.План на ППД – да ну? План на примитивном ППШ – да хоть в Иране.

Gena
Gena
для  Proper
2 лет назад

Завод не желал,и точка. Это только кажется всесилие страшного НКВД,а в реале приписки и саботаж пёрли,один ГАЗ или ХПЗ чего стоили. И рыданья мудЪвые за репрессированных спецов на проверку совсем не так беспочвенны.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.